Священник Михаил Агеносов: «Ждать правды от священства равносильно ожиданию чуда». Проект «Россия, РПЦ, война»

28 апреля 2023 Ахилла

Предлагаем вашему вниманию новый проект «Ахиллы» под названием «Россия, РПЦ, война». Мы задали некоторым клирикам РПЦ — как нынешним, так и бывшим — несколько вопросов на указанную тему. Авторам предоставляется право отвечать как под своим именем, так и анонимно или под тем псевдонимом, под каким автор уже публиковался на нашем сайте.

Мы приглашаем ответить на эти вопросы и других священнослужителей, связанных с РПЦ сейчас или в прошлом, но одно условие у нас остается то же, что и раньше: публиковаться можно анонимно, но редакция должна быть уверена наверняка, что текст принадлежит реальному человеку. Тексты от анонимного «клирика» приниматься не будут, чтобы избежать «сочинений на свободную тему».

Вопросы можно скачать по ссылке или посмотреть на сайте в разделе «Проекты».

Адрес для ваших ответов прежний: ahilla.ru@gmail.com

Используйте для ответов наши вопросы, но поощряется и свобода творчества, можете добавить от себя то, что считаете нужным, или опустить ответы на те вопросы, которые вам не подходят. Текст по возможности лучше писать цельно и развернуто, а не в стиле скучной анкеты «на краткий вопрос — краткий ответ общими словами».

Если вы мирянин — нынешний или бывший, — то вы тоже можете прислать нам свои ответы, опустив вопрос «канонического статуса» и заменив, где нужно, в вопросах «клирика» на «мирянина». Миряне могут писать анонимно.

Сегодняшний участник — священник Михаил Агеносов, клирик Нижнетагильской епархии, настоятель храма свт. Николая в п. Висим Свердловской области.

Исповедую Никео-Цареградский Символ Веры.

В РПЦ я остался потому, что убежден в простой истине того, что не мне нужно покинуть эту организацию, а тем, кто искусственно делит ее.

свящ. Михаил Агеносов

Как вы сравниваете РПЦ времен, когда вы пришли в нее впервые осознанно, когда стали клириком и в последний год?

Когда я впервые пришел в Церковь, ощущения были вполне естественными — чувствовал себя новорожденным. Все прежние мои устремления были обнулены и прощены. Со входом в Церковь Христову мне была дарована новая жизнь. Когда я впервые прикоснулся к наследию Церкви, голова кружилась от осознания ее богатства, подвижнической жизни, ее истории, жития святых. Я был уверен, что проживи я десять жизней, все равно не смогу узнать о ней всего. Думаю, чувства были такими потому, что не видел себя ее причастником, наследником всего этого богатства.

Путь священства я рассматривал очень серьезно, через призму истории гонений на христиан всех веков. У меня было понимание того, что «благостная» обстановка «комфортного исповедничества» может измениться в любой момент. Во время и после рукоположения я был «истинным сыном» РПЦ, молился за патриарха и президента в любви к ним обоим. Но все поменялось во время так называемой «эпидемии», тогда я понял очень многое об иерархии ценностей и патриарха, и РПЦ.

Изменилось ли что-то в РПЦ как в организации? Думаю, нет, просто проявилось то, что было скрыто под спудом общности интересов всех ее членов.

РПЦ после 24 февраля все еще…?

Да, РПЦ после 24 февраля все еще Церковь, потому что ее церковная полнота не тождественна с ее РПЦ-епископатом. Даже малодушие тех или иных ее членов не есть утрата причастности к Церкви.

Что в вашем понимании вообще быть Церковью?

Быть Церковью означает быть Телом Христа. Церковь Христова должна иметь иммунитет против всех вызовов стихий мира сего. Но когда Церковь начинают использовать как инструмент в политических целях, либо в каких-то других, не имеющих отношения ко спасению души, тогда она теряет иммунитет и перестает быть Церковью в том понимании, которое вложил в нее Христос, ибо перестает быть единым Телом.

Что мы наблюдаем? Епископы публично голосуют за изменение конституции, пасомых искусственно делят на святых и невакцинированных, гражданам присваивают национальность «святорус», родиной которого является некая «святая русь», а если они отказываются от «этого» гражданства, то они… мягко выражаясь, грешники.

Конечно, Церковь — это не только собор святых преподобных отцов и мучеников. Церковь — это раскаявшийся на кресте разбойник; Церковь — это прощеная блудница, спасенная Христом от избиения ее камнями; Церковь — это плачущий при пении петуха Петр; Церковь — это исцеленный слепец, угнетаемый фарисеями и обвиняемый ими в том, что во грехах он весь родился и имеет наглость учить их. Вот что такое Церковь. А территориальных границ Церковь Христова не имеет.

РПЦ для меня являет собой орган иерархических отношений, некой субординацией на корабле. РПЦ — раб-домоправитель, которого Господин поставил над слугами. Но Господь предупредил, что если домоправитель начнет в отсутствие Господина бить слуг и служанок, то «придет господин раба того в день, в который он не ожидает… и подвергнет одной участи с неверными» (Лк.12:45). При этом РПЦ, пока что, не была отвергнута ни одним вселенским собором, а значит является одной из (пока что еще) 15 Поместных Православных Церквей.

Убежден, что во Христе человек теряет свою национальную самоидентификацию. Пока РПЦ никто не отлучил от Тела Церкви Христовой, я буду ее членом, не взирая на свой статут: священником — значит священником, мирянином — значит мирянином.

Но, как видно из событий последних нескольких лет, РПЦ — это еще и орган контроля над сознанием христиан. Поэтому РПЦ однозначно являет собой совокупность разных реалий, о которых нельзя говорить однозначно.

Что вы ждали от клириков РПЦ после 24 февраля?

Ничего. Я ждал от клириков и священноначалия хоть что-то во времена коронобесия и, как говорится, дождался. Теперь я ничего и ни от кого не жду. При этом надо отдать должное своей епархии, поскольку до сих пор числюсь в рядах ее клириков, несмотря на общеизвестную мою позицию.

Что вы ждали от себя…?

Важен не вопрос чего я ждал от себя, а чего от меня ожидает Христос? Священник — это слуга Бога, а значит слуга Слова. Когда священник облачается в фелонь, он произносит следующие слова: «священницы Твои Господи облекутся в правду и преподобные Твои радостью возрадуются». Облекутся в правду! Я знаком со священниками и мирянами, которые утверждают, что нет никакой правды, а если и есть, то у каждого она своя. Я не претендую на знатока правды, но людей, утверждающих ее отсутствие, я считаю еретиками.

Правда есть, она дочь Истины, и задача священника — говорить правду, невзирая на последствия, которые обещаны ее проповедникам. Как правило, личность большинства священников растворяется в их сане, все их «я» начинает опираться на их сан, который является источником почета, статуса, прибыли, местом жительства и т.п. Отречься от этих материально ощутимых благ равносильно самоотречению, а в случае отсутствия какой-либо духовности равносильно самоубийству.

При этом возникает вопрос, а ради чего я должен отречься от всего этого? Ради какой-то там эфемерной правды? И все это усугубляется заблуждением, что правду можно постичь, включив телевизор, настроенный на государственные каналы. Поэтому ждать правды от священства равносильно ожиданию чуда, но чудеса случаются.

Какова судьба РПЦ после…?

У нас есть история, которая наглядно демонстрирует все возможные варианты развития. РПЦ была, есть и будет. РПЦ может трансформироваться в католическую церковь, а может и вовсе совершать намазы вместе с мусульманами, но ее именование от этого не изменится, ибо РПЦ, как организация, представляет большую ценность для государства в достижении им своих целей. Начальство РПЦ может поменяться, но публичного покаяния от организации-РПЦ никто никогда не дождется. Беда РПЦ в том, что она превратилась (и уже давно) в орган по канонизации «государевых» решений. Велел «государь» вакцинировать — свят, свят, свят. Велел начать СВО — свят, свят, свят. В начале 90-х возле Лубянки снесли памятник Дзержинскому, что явило собой смену эпохи. А сегодня попы, не стесняясь, фотографируются с бюстом своего товарища Феликса и представителями спецслужб. Вот вам и вся судьба РПЦ, она тождественна стихиям миря сего. Сегодня христианская «правда» снисходит из президентских чертогов, а не из евангельского откровения. Поэтому будущее РПЦ всегда далеко идущее.

Где был Бог 24 февраля?

Как всегда, на Своем собственном фронте — охранял богоподобную свободу воли человека, прикасаться к которой Он запретил не только бесам, но и Самому Себе.

Весь смысл странствования Адама, его злоключений в эдемском раю, зиждется на фундаменте его свободы воли. Бог решил создать богоподобную тварь, но последний кирпичик своего творения он дал в руки самого творения. Человек должен стать соучастником Бога в творении самого себя, иначе богоподобие не будет достигнуто.

Бог же воюет оружием любви в наших сердцах. Бог не бездействует, но дополняет количество тех, кто удостоится войти с Ним в Его небесные чертоги. Бог пришел простить виновного во всех преступлениях человека и даровать ему вечную жизнь. А что сделал человек? Он осудил ни в чем не повинного Бога и пригвоздил Его ко кресту на смерть. Поэтому, если вопрос стоит о том, где был и есть Бог, ответ всегда один — Он распят за нас на Кресте.

О своих чувствах говорить не буду, непригоже это мужчине. Я видел известного и достаточно брутального в своем поведении проповедника, из числа московских клириков РПЦ, который пару лет тому назад публично проливал слезы во время своей проповеди о распятом Христе. А теперь этот же проповедник призывает с молитвой заряжать снаряды в пушки и отправлять их своим же братьям по вере. Невыносимое по своему лукавству зрелище.

Ваше отношение к войне

Мое отношение к данным событиям сугубо пацифистическое. Надо заметить, что данное слово среди клириков стало ругательным, больше еретическим. Вот такой я еретик.

Относительно близких родственников — по-разному.

Состояние российского государства хорошо описывает в своем телеграм-канале очень грамотный аналитик Анатолий Несмиян, здесь сошлюсь на него. А относительно общества выскажусь.

Наше общество является потомками богоборческого народа. Если случилось чудо и гадаринского бесноватого исцелили, а он после этого снова бежит на родину своих прежних скитаний — кладбище, то стоит ли его вновь исцелять? Наше общество вновь демонстрирует свою преданность стукачеству, вновь проявляет признаки имперской одержимости, вновь ради светлого будущего жертвует настоящим и закапывает себя в прошлое. Мне этого никогда не понять.

На втором курсе института, когда я увлекся историей гонений, раскулачиваний, гулагов и т.п., к удивлению для себя самого, я сформировал непоколебимое убеждение в том, что если в нашем обществе вновь возродится диктатура, то это государство обречено. Уже тогда я был убежден в том, что хождение по кругам есть ярчайший признак народного «проклятия», его неисцеленности. А когда я слышу из уст народа, прошлым которого являются проповедь атеизма, варварские разрушения памятников архитектуры (которая есть главный признак цивилизации), цареубийство, братоубийства, отцепредательства и т.п.; когда из уст этого народа я слышу столь горделивые претензии миру на роль светоча нравственности, справедливости, демократии и даже святости, мне становится дурно. Народ так и не познал себя, а значит пребывает во тьме неведения и светочем миру быть просто неспособен.

Сегодняшняя «духовная скрепа» народа — это шествия с фотографиями умерших людей, а ведь в евангелии Господь так отвечает одному из своих учеников, вознамерившемуся идти за Ним, но прежде пожелавшего похоронить своего отца: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лк. 9:57). Вообще не знаю, стоит ли комментировать этот пиар-проект Кремля, но его успех является очень тяжелым диагнозом обществу.

Намерены ли вы уехать…

Пока я несу служение, которое принял из рук Христа, стараюсь не думать об этом.

Какие у вас надежды…

Я способен верить в чудеса частного характера, но питать их относительно целого народа, зная его прошлое и мрачное настоящее, мне тяжело. Поэтому иллюзий не питаю. Молю Бога о своей семье, прихожанах, чтобы Господь провел моих близких в чуде «посуху пешешествовав израиль».

Что вы могли бы сказать украинцам, а что русским…

Только то, что русские и украинцы проиграли вызовы за единство национального самосознания. Победителей в нынешних событиях, увы, не будет. Однако, время покажет, каков был замысел Божий. Сможет ли кто-то из нас вынести хоть какой-то урок — это совсем другая история.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: