Простота Божественная и человеческая

5 июля 2019 Галина Руссо

Каждая эпоха — время крушений и обновлений;

и вот все кажущееся — погибнет, все ложное — погибнет.

Устоит только целостное, устоит только истинное,

устоит только то, что на самом деле есть,

а не то, что будто бы существует

(Митр. Антоний Сурожский)

Господь призывает нас быть простыми, как голуби,

злобой младенствовать,

но быть дураками безмозглыми никто не призывал

(Из интернета)

Больше, конечно, речь пойдет о простоте человеческой. О Божественной простоте лучше почитать Василия Великого или Григория Паламу. Нам представление о ней доступно только на самом поверхностном уровне.

Бог прост и несложен. Не сложен из частей. Целостен. То есть Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой не являются «частями» Бога, каждый из Них — весь Бог целиком. Иными словами — каждая из Ипостасей Пресвятой Троицы в полной мере обладает всей божественной природой.

Нам заповедано: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Что это может означать по отношению к человеку? Призыв восстановить в себе полноту природы Адама до грехопадения. Из человека частичного стать человеком целостным.

Человек (Адам + Ева) был целостным, прародители до грехопадения не ощущали себя отделенными друг от друга — не видели своей наготы.

Падший человек на целостность человеческой природы «не тянет». Он всегда: мужчина или женщина, экстраверт или интроверт, меланхолик или холерик и др., всегда обладает свойственным только ему набором характерологических особенностей… То есть он всегда какой-то. Каждый из нас — лишь отчасти Человек. Мы все — индивиды, человеческие особи.

Про Господа нашего Иисуса Христа Писание говорит: «Се, Человек» (Ин.19:5). Именно так, с большой буквы. Богочеловек Иисус Христос содержит в Себе не только всю божественную природу, но и всю полноту природы человека как биологического вида. И две Его природы тоже нельзя рассматривать как части целого, поскольку они соединены в Нем загадочным для нас образом: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», обеспечивающим целостность, а значит и простоту.

Мы исповедуем веру во Христа совершенного в обеих Своих природах: «совершенного в божестве и совершенного в человечестве… во всем подобного нам кроме греха». В древнегреческом языке слово «совершенный» указывает на полноту, целостность, законченность, безукоризненность, беспорочность того к кому (или чему) оно относится, и может употребляться как в природном (отсутствие повреждения), так и в нравственном (отсутствие греха или порока) смысле.

Преподобный Ефрем Сирин: «Господь здравою принял ту природу, здравость которой погибла, дабы человек через здравую природу Господа возвратил себе здравость первобытной своей природы».

Путь к полноте природы проходит через отказ от индивидуальности, от тех своих особенностей, которые мы привыкли считать содержанием своего «Я».

Однако грешные люди, отказавшиеся (в лице Адама и Евы) от Бога, преобразовали понятие целостности как приближения своей природы к простоте сотворенного человека, к пониманию вполне земной целостности своего общества без Бога. Они хотели для себя жизни в согласии друг с другом. Их объединял общий язык, данный самим Богом первому Человеку. У них были общие ценности: все они хотели жить в безопасности — без войн, без каких бы то ни было катаклизмов (например, еще одного Потопа), стремились создать благополучное общество во главе с сильным правителем. При этом их приоритетной целью было утвердить величие человеческого рода, добиться «независимости» от Создателя мира. Для этого строилась Вавилонская башня.


Распад такой «дефектной» целостности человеческого сообщества описан в Библии. Господь отреагировал на это «групповое» нарушения единства Творца и творения смешением языков — то есть разделением человечество на обособленные части — народы.

Со временем у разных народов сформировались собственные особенности восприятия и мышления, разные системы ценностей, возникли сильно различающиеся религии, культуры и цивилизации. Целостное Человечество последние четыре тысячи лет делится на части по множеству различных оснований. От той простоты, которой начинался мир, осталось весьма немногое.

Бог предпринял попытку восстановления целостности человеческого сообщества. Для этого Он основал Свою Церковь. Но процессы распада всего уже запущены, и первоначальный уровень организации земного мира продолжает снижаться — в полном соответствии с законом возрастания энтропии (2-й закон термодинамики). Затронули процессы деинтеграции и христианскую Церковь. Разделение христианства на православие, католичество и протестантизм, вне зависимости от конкретных обстоятельств расколов — это шаги в противоположном от простоты и целостности направлении. И расчленение это необратимо. Объединение невозможно, даже если вдруг теологам удастся договориться о сближении богословских взглядов (уговорить, скажем, католиков отказаться от филиокве). Уже поздно, поскольку разные конфессии успели породить принципиально отличающиеся друг от друга цивилизации.

А ведь предупреждал апостол Павел: «Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов“; „я Аполлосов“; „я Кифин“; „а я Христов“. Разве разделился Христос?» (1Кор.1:12-13). Не помогло, не услышали. Нашли более серьезные резоны, чем слова Господа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Битву за целостность христианство в целом начало проигрывать уже тысячу лет назад. И не останавливается в своем отступлении от заповеданной целостности. Глубочайшего сожаления достойны события, происходящие на наших глазах и знаменующие распад православия — последнего оплота Истины. И совершенно неважно, кто прав, кто виноват по земным меркам.

***

Каждый отдельный человек теперь также не прост, а сложен (из частей).

«Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны подумать: чем мы являемся на самом деле? — и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены…» (митр. Антоний Сурожский).

Господь Бог наш — Бог-Ревнитель. Он хочет человека не разделенного, Он хочет обрести его целого. И только когда объединится раздробленный и разделенный в грехе и страстях человек, только тогда он сможет предстать перед Творцом и отозваться на Его заповеди. «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф, 12:25).

Для того чтобы встретиться с Богом, человек должен быть настоящим. КТО предстоит перед Господом? В КОМ Бог будет восстанавливать первоначальную, целостную человеческую природу?

Целостностью, не-сложностью обладают дети. У них не сформировано еще то аналитическое мышление, которое заставляет нас расчленять мир на кусочки или воспринимать его через отдельные чувства. Мир раскрывается ему весь сразу, во всех своих измерениях. Звери говорят, деревья танцуют, солнце улыбается, дождик пахнет грибами. Ребенок способен нераздельно отдаваться радости или горю. Ему в высшей степени открыто чувство чудесной глубины и связи всего со всем. Господь дарует ему вкусить полное слияние с миром и с жизнью. Вырастая, мы теряем этот дар. «Будьте как дети!»

Ребенку незнакомы понятия прошлого, настоящего и будущего, он живет «здесь и сейчас». Кто из взрослых может сказать о себе такое? Сколько людей живут воспоминаниями о прошедших годах или конструированием собственного будущего?

Взрослость — это торжество в нас раздвоенности, нецелостности, неспособности уже целиком, без остатка, отдаться ничему.

Малыш еще не научился «играть в ролевые игры», все его проявления естественны и непосредственны. Это взрослые свою суть привыкли прятать под масками. На работе человек один, наедине с собой совершенно другой. На воскресной литургии человек старается выглядеть максимально благочестивым, перед начальником — лояльным и исполнительным, на рыбалке с приятелями — «раскованным» до пошлости… И этого лицедейства мы даже не замечаем, оно является нормой для грешного человека. Бог же призывает к Себе человека целиком, Ему не нужны персонажи, которыми мы пытаемся прикрыть свою суть.

Мы гадаем, почему Господь призывает одних и не посещает других. Мы удивляемся тому, что Бог касается человека в момент его горя, какого-то страшного напряжения всех сил — и не в эти ли моменты человек собирает себя в целое, отбрасывает все играемые им обычно роли?

Не зря Иисус Христос неоднократно и настойчиво обличал фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Мф.23:25). «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Лк.12:1-3). Особо актуально в эпоху интернета.

Думать одно, говорить другое и делать третье — разве не присуще, хоть в малой мере, каждому человеку? Искренность, прямодушие, чистосердечность, непритворность — ох, как не в моде нынче. Того и гляди, юродивым такого человека обзовут.

Человек, отстаивающий собственное мнение, невзирая ни на какие обстоятельства и рискуя при этом карьерой или даже жизнью, — более прост, чем тот, кто, как говаривали раньше, охотно «колеблется вместе с линией партии». Пусть его мнение и трижды неверно, но он — целостен в своей частичности. Господу есть, с КЕМ иметь дело.

Человеческая двойственность в нынешней реальности многолика. И всю ее человек — если стремится к простоте и не-сложности, должен преодолеть в самом себе. Вот несколько — из множества — фокальных точек.

  • Церковь — внутренний смысл православия и внешняя обрядовость. Или: Церковь как Тело Христово и как социальный институт.
  • Театр, актерство, принятие на себя образа другого человека (не зря Церковь выступала против театральности).
  • Изменение внешнего облика человека, пластические операции, мода, косметика.
  • Ролевые игры, анонимность в социальных сетях, использование ников и пр.
  • Многие течения в психологии, в частности, трансактный анализ, где человек «растраивается» на ребенка, взрослого и родителя.
  • Мода на изучение иностранных языков. Об этом поподробнее.

Еще Людвиг Витгенштейн писал о том, что «мир человека таков, каков его язык». Язык в большой мере определяет то, как мы смотрим на мир и как его воспринимаем.

Реклама: «Однако есть и особенность людей, владеющих двумя языками, о которой вы, возможно, еще не знаете. Это возможность развить в себе вторую личность!» То есть повысить двойственность.

Как язык влияет на личность. В ходе эксперимента были опрошены сотни китайских студентов, и выяснилось, что, когда студенты говорили с интервьюерами на английском языке, они проявляли качества, свойственные скорее англоязычному, нежели восточному обществу, а именно настойчивость, решительность и открытость. При этом те же студенты, разговаривая на родном языке, не обнаруживали таких качеств! Авторы исследования утверждают, что язык, на котором говорит человек, резко меняет саму его личность, как бы соединяя человека с той культурой, представители которой говорят на этом языке.

Язык — это клетка для мышления. Не зря мы часто не находим слов, чтобы описать благодатные переживания.

***

Бывает простота благодатная, например, простота последних лет жизни Иоанна Богослова, когда он только одну фразу говорил: «Дети, любите друг друга». Благодатная простота как цельность души, знающей только Христа и видящей мир Его глазами.

В нынешней Церкви слово «простота» приобрело другой смысл. И образованный человек, обладающий знаниями и культурой мышления, придя в Церковь, начинает мучительно уговаривать себя стать «простым» — то есть перестать размышлять, принимать все, в Церкви говоримое и происходящее, на веру, как истину в последней инстанции. А в современной Церкви и говорится, и делается много того, что ПРОТИВОРЕЧИТ ЕВАНГЕЛИЮ. И безоговорочных авторитетов среди современного духовенства что-то не просматривается. Так что без крайне нелюбимых церковными функционерами размышлений не обойтись. По словам Владимира Лосского: «если современный человек желает истолковать Библию, он должен иметь мужество мыслить, ибо нельзя же безнаказанно играть в младенца; отказываясь абстрагировать глубину, мы (…) тем не менее абстрагируем — но уже только поверхность, что приводит нас не к детски восхищенному изумлению древнего автора, а к инфантильности». Что мы и имеем сейчас в наличии. «Наивные представления о Боге в содержание веры не входят» (Лев Карсавин).

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: