Протоиерей Александр Андриевский: Проповедь, обращенная к тем, кто не хочет ее слушать, — это навязывание

8 января 2020 Ахилла

«Ахилла» обычно публикует высказывания священников и архиереев РПЦ, которые (высказывания), мягко говоря, сервильны или мракобесны, а порой — и то, и другое одновременно. Но приятно иногда опубликовать и слова клириков, которые на этом сером фоне выглядят радостным, живым пятном. Вот, например, некоторые цитаты из интервью клирика храма бессребреников Космы и Дамиана в Набережных Челнах протоиерея Александра Андриевского изданию «БИЗНЕС Online».

О нападках на церковь и священников (батюшка сначала рассказал, как он на требы ездит на автобусе):

«Суть нападок-то сводится к чему? Народ голодает, а попы с жиру бесятся, на Mercedes катаются. Так и в советское время было: „все попы обманщики“, „за счет народа живут припеваючи“. Но люди церковные знают, что большинство священников живут весьма скромно. Мне не приходилось сталкиваться с агрессией к себе, может быть, потому, что такие люди не ходят в храм, а пишут все в интернете, а я не участвую там в дискуссиях. Мне кажется, что все-таки в Татарстане легче, потому что у нас в республике две основные религии и здесь священника не таскают так часто на всякие нецерковные мероприятия. Нам не приходится ходить по школам, на заводы, на различные торжественные мероприятия, как это происходит в других регионах страны. Мне кажется, что как раз из-за этого мы не набили оскомину и не так уж всем надоедаем».

О майских событиях 2019 года в Екатеринбурге:

«Если вспомнить 1990-е годы, то тогда существовал совершенно противоположный подход, к священнику было очень доброжелательное отношение. Допустим, батюшка двух слов связать не может? Ну и ладно, наверное, зато молитвенник хороший. И не хамло, а строгий батюшка. Все истолковывалось в лучшую сторону, старались понять. К гонимым у нас в России очень милостивое отношение. А потом положение стало меняться, церковь сейчас больше не гонима, более того, сама начинает указывать даже нецерковным людям, как им жить. Здесь можно упомянуть события в Екатеринбурге вокруг сквера, где хотели построить храм. Люди обижаются на церковь за то, что она вмешивается в их жизнь, навязывается. Навязывание люди воспринимают болезненно. С другой стороны, церковь не может не навязывать себя, потому что она призвана к проповеди. А проповедь, обращенная к тем, кто не хочет ее слушать, — это навязывание. С другой стороны, храм не в бревнах, а в ребрах. Человек все-таки важнее. А храмов сейчас уже достаточно, сегодня прихожан не хватает».

Церковь и государство:

«Сейчас церковь возвращается к своей привычной парадигме, когда она является тандемом с государством и проводит государственную политику. Только вопрос: как в императорский или как в царский период? Пока непонятно. То есть можно ли сейчас сказать, что президент и патриарх — две равные величины? Это будет видно в ретроспективе».

О молодежи в храмах:

«Сейчас в церкви нет столько молодежи, сколько ее было в 90-е без всякой молодежной политики. Когда пришел в храм в 1990 году, я был единственным молодым человеком среди бабушек и дедушек, а спустя три года на приходах из молодых людей можно было набирать хоть хор, хоть футбольную команду. Наверное, приходили и потому, что было чем заняться, храмы строились, все были востребованы. Сейчас храмы построены, что сегодня на приходе делать молодежи? Встречаться, чай пить и книжки обсуждать? Для этого необязательно в храм ходить.

…иногда при храмах организуются, например, спортивные кружки. Но те, которые есть в специальных учреждениях, они и оснащены лучше, и тренеры там профессиональнее. Но делается это все-таки из верных предпосылок, потому что молодежь — будущее. Но есть здесь некая искусственность, и подобное неправильно. Молодежь — люди неравнодушные, они чувствуют искренность и тянутся к такому. Поменьше официоза и побольше искренности — молодые люди бы почувствовали это. Привлечь молодежь в церковь несложно, трудно удержать».

Иллюстрация: прот. Александр Андриевский. Фото: Регина Макасина/www.business-gazeta.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: