Путь к священству через страх и духовное болото семинарии
13 марта 2019 Ахилла
Письмо анонимного семинариста.
***
Духовные школы, семинарии — места знаний, духовного роста, становления личности — так я когда-то думал. Увы, всё это не реалии наших семинарий сегодня.
Я тоже прошёл по этой дороге, до выпускного осталось совсем немного, финиш близок, а старт далек. Казалось бы, ты почти у цели.
Но иногда стоит обернуться назад и посмотреть на то, что осталось позади. Сколько руин, потерь и пыли. Очень хочется поделиться своим опытом и историей. Постараюсь быть максимально объективным и хладнокровным, насколько это возможно.
Моя история началась довольно банально — алтарник на приходе, горячее сердце неофита и благословение настоятеля.
И вот я уже у дверей провинциальной семинарии одной из крупнейших митрополий нашей Церкви. Перешагиваю порог, полный надежд, воображение рисует картины благочестивой жизни. Но всё рушится довольно быстро. Столкнувшись с действительностью нашей семинарии, понимаешь, что о благочестии и своих чаяниях о хорошем образовании, духовном росте и каком-либо развитии можно забыть сразу. Зато ты хорошо узнаешь, что такое лукавство, коварство и предательство. К сожалению, речь не столько об учениках, сколько об отцах и наставниках.
Не знаю, как обстоят дела в других семинариях, но в нашей всё решает отнюдь не ректор. Он здесь редкий гость, который о жизни в стенах духовных школ знает только понаслышке, поскольку сам обучался на заочном отделении. Вся власть находится у проректора по воспитательной работе и, конечно, у старшего дежурного помощника (их имена изменены). Именно со старшим дежурным помощником связана большая часть страданий многих семинаристов.
Иеромонах Феодул — молодой священник, бывший ученик этой семинарии. Проживает там же. Вся его жизнь — семинария. И, казалось бы, что в этом плохого? Но в реальности отец Феодул — страшный сон семинаристов, многие прошли через его многочасовые беседы, унижение и запугивание.
«Духовный наставник» действует по одной и той же схеме. Новый набор — новый друг, игрушка, которой он играется, как ему угодно. Эти мальчики-игрушки в большинстве случаев не «доживают» до выпуска. «Отчислен за несоответствие духу духовной школы» — обычная запись в личном деле. А что за ней стоит? Не прогнулся под натиском отца Феодула, не захотел быть его шестеркой или просто надоело «облизывать» ранимую личность молодого иеромонаха. Ребята поопытней знают простую формулу: сегодня ты его друг, а завтра враг. Тогда на тебя сыпятся все кары из клобука изобилия старпома. Начинается охота, всем дежурным помощникам дается чёткая команда «фас». Объяснительная, другая, и ты на воспитательском совещании. За что? За то, что надоел или досадил отцу иеромонаху. Ты забытая игрушка, которая знает очень много интересного о своем хозяине, его личной жизни, планах и мыслях о начальствующих над ним. Ты свидетель, от которого необходимо избавиться.
О том, что такое гей-лобби, ты тоже впервые узнаешь здесь, и в этом тебе поможет иеромонах Феодул. Конечно, никто его в постели ни с кем не заставал, но разговоры один на один после отбоя в келии иеромонаха наводят на разные мысли. Да и друзья-игрушки все как на подбор — смазливые парни одного типа, которым он уделяет много внимания: рука, поглаживающая плечи, спину семинариста, попытки как бы невзначай поцеловать его — вот искорки этого огня. Один раз был замечен целый язычок этого пламени.
Об отношениях отца Феодула и Жени разговоры не прекращаются и сегодня, хотя прошло уже больше года с момента его исключения. Отец Феодул взял духовное шефство над Женей, наставлял его, проводил долгие беседы, всячески одаривал подарками, даже обещал поездку во Святой город. «Всё дам тебе, если поклонишься мне», но Женя немного поумнел и решил прервать эти отношения. За что и поплатился. Он был изгнан из семинарии со скандалом. Исповеди и разговоры о нём были раскрыты духовной коллегии семинарии. «Нравственное состояние, недопустимое для священнослужителя», проще — педераст. И всё бы ничего, кто-то скажет: «Какой хороший и чуткий воспитатель, не допустил порочного человека до престола, ещё и щедрый был, помогал бедному ученику». Всё бы, может, и так, но блеснула ещё одна искорка — переписка иеромонаха и Жени, с недвусмысленными сообщениями…
Почему Женя сам не рассказал всё на воспитательском совещании, почему все молчат? По той же причине, по которой была тут же уничтожена эта переписка — страх. Страх — это то, что характеризует состояние семинаристов этой школы. Страх проходит через весь период обучения. Страх и уныние…
Но всё-таки отец Феодул в семинарии не главное. Грызть «просфору знаний» — вот наша главная задача!
Звенит звонок, начинается урок! А он всё не начинается — 5, 10, 15, 30 минут. «Может у батюшки треба? — раздаются апологии от учащихся. — Или заболел?» Часто именно так и бывает. Священник, который по совместительству преподает в семинарии, из-за своей занятости просто не может приехать на урок. Оно и немудрено, или треба и «копеечка» — или урок и в ответ ничего. Зарплаты наших преподавателей оставляют желать лучшего. Есть пару молодых преподавателей, выпускников семинарии, академии, которые готовы работать за идею — честь им и хвала. Наверное, на таких идейных священниках и держится наша Церковь. Но что делать нам? Мы жаждем знаний — их не дают. Да, это бакалавриат, мы должны сами учиться. Но возникает много вопросов, на которые нужны ответы преподавателя. А если дело касается богословия, догматики, то и до ереси недалеко.
Множество просиженных пар без учителя — наша действительность. А если учесть потерянные пары из-за послушаний во время уроков, то придёт понимание того, что учёба — это не основное наше послушание в стенах семинарии.
Помню, я пришёл в семинарию горячим и ревностным, сегодня я больше напоминаю тлеющие угли, надеюсь, на них Господь сможет приготовить что-то съедобное и полезное для людей. Несмотря на всё вышесказанное, желание служить у меня не пропало. Глядя на других семинаристов, я в большинстве случаев вижу то же самое. Но есть и полностью сломленные личности, которые не то что служить, но даже переступать церковный порог отказываются. «Не прошёл отбор, не достаточно смирился». «Иуда» — слышим мы о них от инспекции и начальствующих семинарии. Такие «иуды», к сожалению, являются результатом того диссонанса, который возникает при виде всего происходящего. Ты идёшь во Святая Святых, сокровищницу духовных знаний, а получаешь кучу грязи, гнили и вони.
Пишу это не с целью опорочить кого-либо. Пишу как совет молодым людям, которые хотят свою жизнь посвятить служению РПЦ. Если ты готов претерпеть гонения от «братии, лжебратии», пройти через горнило искушений и духовное болото, то эта статья тебя не остановит. Дерзай! Господь действительно тебя не оставит, хотя будет тяжело.
Это мой опыт, что происходит в других местах — не знаю. Может, кто поделится своим опытом?
Читайте также:
- Председатель Учкома РПЦ о семинариях и тьюторах, которые научат будущих пастырей не слушать лукавых критиков Церкви
- Правила пользования гаджетами для семинаристов: с благоговением и только допустимые ресурсы
- Исповедь семинариста. Век XXI-й (окончание)
- Системщики, антисистемщики, «овощи» — кто есть кто в семинарии
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)