Пьянству — бой?

19 июня 2020 Ксения Волянская

Михаил Ефремов в пьяном виде сбил насмерть человека. Трагедия нон-стоп обсуждается на федеральных каналах, актера с упоением и задором мешают с фекалиями. Комментируя происшедшее, священник и психолог Андрей Лоргус написал у себя в фейсбуке: «Алкоголизм — неизлечимая болезнь, возведенная в статус „национальной особенности“».

Трудно не согласиться. Правда, когда священники начинают очень разумно рассуждать о пьянстве как культурном коде, они стараются не упоминать тот факт, что православие относится к этому греху более чем лояльно, а значит, несет свою меру ответственности за живучесть оного.

Очень забавно бывает слышать от церковных спикеров про трезвенную жизнь русского народа до революции.

Но что уж лукавить — по сути, пьянство и грехом-то не считалось и не считается. Расплодившиеся за последние годы церковные общества трезвости, зачастую с сильным сектантским душком, не в счет. Глядя на мизантропические физиономии некоторых руководителей подобных объединений, даже непьющим хочется срочно пойти пропустить бокал-другой хорошего вина. Шарлатаны типа Жданова, занимающиеся антиалкогольной пропагандой, чьи бредни одно время охотно тиражировали православные СМИ, тоже не прибавляют авторитета идеологии народной трезвости.

«Не вино худо, но неумеренность порочна», — ну хорошо, а кто же будет стоять на страже той грани, которая отделяет умеренность от неумеренности? На Руси повелось так, что любой пьянчуга, дыша перегаром, бубнит, что свою меру знает, и попы не исключение. Пьянство — грех простительный, в православный список смертных он не входит.

Другое дело — неправильные высказывания в СМИ или сети, или второбрачие. А пьянство… до той поры, пока батюшка не запалится как-то совсем уж скандально — придет в хлам пьяный на службу да не один раз, обхамит по пьяни архиерея или собьет кого-нибудь на машине, ничего ему не будет.

Батюшка Лютер давеча в своем телеграм-канале целый список привел, причем далеко не полный, скандалов с пьяными попами в серьезных ДТП. Внимание федеральных СМИ к таким происшествиям не сравнимо с вакханалией по поводу Ефремова, им не посвящают передач типа «Пусть говорят».

В 2012 году юный иеромонах Илья Семин на Mercedes G-Wagen сбил на Кутузовском проспекте двух человек и скрылся с места ДТП. На другой день пришел с повинной, а потом пытался отказаться от признательных показаний. Никаких покаянных видео не записывал. Сев всего на три года, пытался выйти по УДО. Как говорится, найдите три отличия с кейсом Ефремова. А кто помнит имена убитых Семиным людей, главного инженера участка «Гормост» 56-летнего Николая Сергеева и сотрудника проектной организации «Точка опоры» 35-летнего Павла Лейкина?

История февраля прошлого года: протоиерей Самарской митрополии на Nissan Almera, находясь в наркотическом опьянении, выехал на встречку, врезался лоб в лоб с автомобилем ВАЗ 21140, за рулем которого находилась женщина. Несчастная умерла в больнице спустя две недели.

Своей вины преступник не признал, получил 4,5 года колонии-поселения.

Можно, конечно, осуждать или причитать над преступлением Ефремова, говоря о том, что, мол, некоторые оппозиционные граждане, богатые и знаменитые, обнаглели и потеряли берега, но не надо при этом забывать, что Ефремов все же не проповедовал с амвона воздержание и любовь к ближнему, как те духовные лица, которые решили, что ангел-хранитель перехватит у них руль, когда их пьяных понесет на встречку.

Ни для кого из тех, кто вращался в церковной среде, не секрет, что времяпрепровождение с выпивкой, в том числе и в архиерейских покоях, — дело привычное и нормальное. Один священник со стажем жаловался мне, что ему, непьющему, крайне неприятно присутствовать на архиерейских трапезах, где, как и в обществе, отношение к трезвенникам воландовское — «что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина», и где надо всячески изворачиваться, чтобы увильнуть от выпивки, которую навязывают коллеги. Наркоманы и алкоголики встречаются среди священнослужителей не намного реже, чем среди обычных людей. А уж склонность к алкоголизму дьяконского чина — вообще притча во языцех.

А главное, что отношение к этому не просто снисходительное, а даже любовное — от слово «любование». Многим довелось читать или слышать рассказы о пьющих, которым Господь благоволит за их смирение, многие сталкивались с весьма снисходительным отношением священников к регулярной выпивке: «Батюшка, муж поздно приходит домой, пьяный». — «Ну а что такого, терпи, я вот тоже иногда с друзьями засиживаюсь», — приходилось и такое слышать. Или так — прихожанку многодетную регулярно избивает муж, а священники рекомендуют нести покорно свой крест в надежде спасти буйного супруга. Да и прихожане к подобному пороку пастырей относятся терпимо — повальное мужское пьянство весьма способствует. А батюшка что, не мужик?

Вспомним народный бестселлер — «Несвятых святых» Тихона Шевкунова. И образ харизматичного иеромонаха Рафаила, который имел привычку на ходу снимать рулевое колесо для ремонта. С каким умилением рассказывается о любви иеромонаха к бешеным гонкам! Погиб несвятой святой в итоге разбившись на мерседесе, спасибо, хоть не сбив никого, а ведь мог бы.

Степень алкогольной зависимости иеромонаха, правда, остается за кадром повествования, упоминается лишь о пристрастии к чифирю, но представить себе человека в трезвом состоянии, который бы на полном ходу, с пассажирами в салоне, снимал бы руль для ремонта, довольно сложно, при всем уважении к автору благочестивой книжки.

После такого душеполезного чтения с чего бы божьим служителям переживать, садясь за руль, — главное, веруй, и Бог управит.

Наверно, читал эту умилительную историю игумен Флавиан (Лопухов), погибший в мае 2017 года, гоняя с братом на байках. Оба выехали на встречку. Водитель одной из машин, которую протаранил монах, скончался.

О том, был ли священнослужитель пьян, СМИ так и не сообщили, хотя что это меняет? Чем лихачество в пьяном виде отличается от лихачества на трезвую голову? В сети до сих пор можно найти новость о том, как игумен Флавиан на встрече с молодежью рассказывает о способах преодоления духовно-нравственного кризиса. «Им были затронуты вопросы возникновения различных зависимостей и страстей, приводящих к негативным последствиям, а также им были предложены способы их преодоления».

Так что еще раз — Ефремов, будучи алкоголиком, нуждающимся в лечении, никого не учил нравственности. Не сбегал с места преступления. Попросил прощения у родственников сбитого им человека. Сразу предложил финансовую компенсацию семье (зачастую из попов — виновников аварий, компенсацию с трудом «выбивают» адвокаты потерпевших). Готов отвечать за содеянное, не пытается отмазаться. При всем отвращении к его образу жизни и поступку, спрос со священников — другой.

Преступление одного члена корпорации РПЦ и его недостойное поведение после случившегося позорит всю корпорацию в целом. Поэтому единственно верным решением патриархии после первого же случая ДТП с жертвами с участием клириков было бы максимальное ужесточение моральных требований, предъявляемых священнослужителям. Не о второбрачии духовенства надо беспокоиться тем, кому небезразлична репутация РПЦ, а о привычном бытовом пьянстве и моральной невменяемости клириков, воображающих, что служителям Бога позволено все, кроме непослушания священноначалию и невыплаты епархиальных взносов.

Иллюстрация: Михаил Ефремов в роли жулика, переодевшегося в священника, в фильме «День выборов»

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: