Раскольники и сектанты: враги или лучшие друзья общества?

13 июля 2021 Яков Абрамов

Предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи публициста и исследователя народной жизни Якова Абрамова (1858-1906) «К вопросу о веротерпимости». Статья была опубликована в «Отечественных записках», №1, 1882 г.

Другие отрывки из статьи читайте по ссылкам:

…И, несмотря на все это, сектанты богатеют и, при всеобщем обеднении нашего народа, одни живут безбедно. Чем же это объяснить? Люди мрака, не желающие допустить равноправности сектантов с православными, развязно объясняют относительную зажиточность сектантов просто-напросто тем, что они эксплуатируют православное население и богатеют на его счет. Но это, господа, уж слишком: не говоря уже о том, что в подтверждение своей мысли вы не можете привести ничего, кроме немногих отдельных фактов, на каждый из которых можно привести десятки и сотни фактов эксплуатации православных православными же — кого, позвольте узнать, эксплуатируют сектанты там, где они живут сплошными массами, без православных, как, например, «семейские» в Забайкалье, где их живет около 40,000 тысяч человек, или молокане и духоборы в Закавказье?..

Причины благосостояния сектантов ясны и бросаются в глаза всякому, кто наблюдал без предубеждения хоть одно сектантское общество. Причины эти следующие: а) сильное развитие у сектантов чувства общественности, б) их умственное развитие и в) их нравственные качества.

Нередко приходится встречать рассуждения о том, что раскольники и сектанты — враги общества. Но если под обществом не разуметь, подобно щедринским «государственным младенцам», огромный пирог, а нечто другое, то сектанты окажутся не врагами общества, а самыми лучшими его друзьями: чувство общественности развито у сектантов в такой высокой степени, в какой оно, конечно, не встречается среди их обвинителей, стремящихся к лишению значительной части нашего народа одной из существенных основ правильно устроенного общественного строя, свободы совести.

Это чувство общественности выражается прежде всего сознанием солидарности всех членов секты и сильным развитием вытекающей из этого сознания взаимопомощи. В этом отношении сходятся все раскольничьи толки, секты молоканско-духоборческого пошиба и все множество новых сект, появившихся в последние 25-30 лет и продолжающих появляться доселе.

… Между шалопутами Ставропольской губернии, которых мне пришлось наблюдать лично, взаимопомощь развита в самых широких размерах; в случае какого-либо несчастия с одним из членов шалопутской общины, все остальные оказывают ему надлежащую помощь. Если у кого падет лошадь или вол, ему даст их зажиточный член общины или все члены сделают складчину и выручат попавшего в беду товарища; если шалопут погорит, ему соберут денег для обзаведения, дадут материал для постройки и общими силами выведут избу и дворовые постройки. В случае смерти члена шалопутской общины, его дети не пропадут, так как об них будет заботиться вся община. (..) Точно так же все наблюдения, произведенные над жизнью штундистов, свидетельствуют о сильном развитии среди них начал взаимопомощи. Из множества известий, свидетельствующих об этом, мы возьмем только два, из которых одно принадлежит священству. По словам этого священника, во многих штундистских общинах «заведены общественные кассы для поддержания своих братьев; где нет кассы, там предлагается помощь во время собраний, в особенности тем из членов, которые потерпели от болезни, пожаров и других несчастий» {«Православное Обозрение», 1878, стр. 358.}.

… У владикавказских баптистов существует такой обычай: в конце богослужебных собраний все присутствующие кладут на стол деньги, кто сколько может, и этими деньгами оделяют бедных, вдов и сирот. Так же и у закавказских «общих» каждый, входя в собрание, кладет на стол под утиральник деньги, «сколько кто может», и из этих денег потом оказывается помощь нуждающимся.

О старообрядцах … сообщает следующее: «Взаимные их отношения во многих деревнях отличаются дружелюбием и стремлением к взаимопомощи, так что соседи-раскольники нередко оказывают свою помочь упадающим раскольничьим семействам совершенно безвозмездно». У субботников существует даже особый институт «обреченных Богу», которые должны отдавать десятую часть своего имущества неимущим, ходить за больными и вообще всю свою жизнь посвятить на добрые дела {«Русские Общественные Вопросы», сборник «Недели»; ст. Майнова: «Странная секта»}.

… Но на частной взаимопомощи сектанты не останавливаются. Частная взаимопомощь, частная благотворительность имеет лишь временное значение и носит характер случайности; самые размеры ее определяются случайными обстоятельствами. Сектанты чувствуют потребность в создании таких учреждений, которые могли бы оказывать больным, увечным, разорившимся, бедным постоянную помощь и притом определенного размера. Подобные учреждения встречаются у всех установившихся и более или менее значительных раскольничьих толков.