Разноцветные очки и Грета Тунберг

27 сентября 2019 священник Федор Людоговский

Выступление юной шведки Греты Тунберг на климатическом саммите ООН в Нью-Йорке породило бурную дискуссию в интернете — в том числе в фейсбуке, в том числе в его русскоязычном сегменте. Впрочем, я не вполне уверен, что академичное слово «дискуссия» здесь будет к месту. За последние дни появились, вероятно, многие тысячи постов, авторы которых демонстрируют довольно сильные эмоции: раздражение, злобу, подчас даже ненависть, в самом невинном варианте — насмешку над шестнадцатилетней девушкой.

Я не ставлю себе задачу выступать в роли адвоката Греты — все аргументы и контраргументы уже высказаны, так что здесь я вряд ли смогу сформулировать нечто новое. В данном случае мне интереснее (а для читателей, надеюсь, полезнее) посмотреть на нынешнюю ситуацию с точки зрения развития человека и человечества. Одной из моделей, изучающей такое развитие, является спиральная динамика.

Начало этой теории положил полвека назад американский психолог Клер Грейвз (1914–1986). Он задался целью выяснить, что представляет собой психологически зрелый, взрослый человек, — и несколько неожиданно для себя самого пришел к заключению, что сама постановка вопроса не совсем корректна. Дело в том, что в ходе человеческой истории появилось несколько систем ценностей и моделей поведения — и отдельный человек, даже уже во взрослом состоянии, может переходить от одной модели к другой, от текущего уровня — к следующему.

Идеи Грейвза развили два его ученика — Крис Кован и Дон Бэк. Они ввели цветовые обозначения уровней. Ниже я дам краткое описание этих уровней, однако призываю заинтересованных читателей не довольствоваться моим схематичным и заведомо неполным пересказом, а обратиться к книге «Спиральная динамика» Кована и Бэка, к одноименному сайту Анатолия Баляева, к видеолекциям Лео Гуры (Leo Gura) и другим общедоступным источникам.

Итак, первый уровень, с которого стартует человечество и человек, — бежевый. Это уровень выживания. Он свойствен младенцам (физически и психически здоровый взрослый человек обычно не может находиться на этом уровне). Новорожденный поначалу не понимает, где проходят границы его тела — не говоря уже о прочих границах. Главная ценность бежевого — удовлетворение физиологических потребностей: воздух, вода, пища, тепло и т. д.

Постепенно человек растет — и дорастает до фиолетового уровня. Здесь весь мир наполнен духами, пронизан магией и волшебством. Ребёнок (или взрослый человек, родившийся в соответствующем обществе) мыслит себя прежде всего как одного из членов племени, семьи. Соответственно, и основная ценность здесь — это именно принадлежность своему племени (роду, семье и т. д.). Изгнание из племени равнозначно смерти.

В ходе дальнейшего развития в человеке просыпается желание отстроиться, эмансипироваться от своего племени (применительно к современному обществу — от своих родителей), продемонстрировать — и прежде всего самому себе — своё эго, реализовать свою волю, идти по жизни своим путем. Это красный уровень. У ребенка достижение этого уровня может проявляться как кризис трех (или теперь уже двух?) лет: «Я хочу! Я не хочу! Это моё! Я сам!» А если так ведет себя взрослый человек («Я хочу вот это, и ничто меня не остановит»), то в современном обществе такое поведение часто воспринимается как асоциальное.

Дальше человек может дорасти (а может и не дорасти) до синего уровня — уровня правил, законов. Это значимый прорыв в сравнении с красным уровнем: человек понимает, что он не один и не сам по себе, что его желание — не всегда закон, что он является членом общества, в котором существуют определенные правила, традиции и т. д. Для синего уровня характерен конформизм (не надо высовываться — будь как все, делай так, как делали всегда), патриотизм, патриархат и другие смежные явления.

Следующий уровень именуется оранжевым. Человек умеет жить по правилам, но хочет большего: успеха, достижений, более высокого уровня жизни, денег и т. п. Он стремится выделиться из общей массы соотечественников, он больше не хочет быть и жить как все. На этом уровне ценятся не столько традиции, сколько инновации. Именно на оранжевом уровне возникает современная наука, именно в рамках оранжевого уровня становятся возможными научно-технические революции. Здесь же находится и бизнес в его западном понимании. Отсюда — интернационализм, преодоление национальных и государственных границ.

Если человек не останавливается в своем развитии, он может дойти до зеленого уровня. Да, есть успех, есть достижения, есть деньги — но нет чего-то важного. Человек отправляется в духовные поиски, ищет смыслы, он чувствует потребность в эмоционально насыщенном, тёплом общении. Он видит людей, которые в силу разных причин находятся в более сложном материальном и социальном положении, чем он сам, — и у него возникает желание помочь им, защитить их, оказать им посильную поддержку. Это распространяется не только на людей, но и на животных и вообще на природу. Кроме того, зеленый уровень — уровень плюрализма, постмодернизма. Основная догма зеленого — отсутствие догм, отсутствие единственно верной точки зрения. Все по-своему правы, всех нужно выслушать, каждый имеет право высказать свое мнение.

Но развитие человечества на этом не заканчивается. После зеленого уровня нас ожидает следующий — жёлтый. И он принципиально отличается от всех предыдущих.

Здесь мы должны сделать небольшое отступление и обратить внимание на одну важную вещь. Переходя с уровня на уровень, человек (и общество), с одной стороны, преодолевает предыдущий уровень, а с другой — включает его в свой опыт, в новую модель поведения. Так, например, с переходом на синий уровень человек не лишается своего эго, своей воли, желаний — просто он научается соотносить эти желания с правилами, традициями, представлениями об общественном благе и т. п. Точно так же, переходя на оранжевый уровень, человек не утрачивает навык соблюдения законов и правил — просто он приобретает умение действовать наилучшим образом в рамках этих правил, минимизируя налоговую нагрузку, располагая производство там, где законодательство максимально лояльно бизнесу, и т. д.

Однако при этом новый уровень — это новый взгляд на мир, это очки другого цвета, нежели те, что были раньше. И когда человек оказывается, например, на синем уровне, то людей красного уровня (среди которых столь недавно был он сам) он теперь может воспринимать как бандитов, а оранжевого — как выскочек. Для человека оранжевого уровня синие — зануды, а зелёные — мягкотелые мечтатели. И так далее. То есть люди с разными ценностями, с разными способами воспринимать этот мир и действовать в нем — они почти никогда не понимают друг друга, а потому тратят чудовищное количество времени, сил и эмоций на то, чтобы переубедить оппонента (и хорошо еще, если только словами, а не бомбами).

И вот здесь мы возвращаемся к жёлтому уровню. С него начинаются уровни второго порядка (а все предыдущие уровни — от бежевого до зеленого включительно — объединяются в первый порядок). Чем отличается второй порядок от первого? Тем, что у человека, находящегося на жёлтом уровне и выше, возникает понимание: другие люди (волюнтаристы, конформисты, достигаторы, защитники меньшинств и т. д.) — не фрики и не враги. Просто люди находятся на разных этапах своего развития, они смотрят на мир по-разному, и они во многом заложники своего способа воспринимать мир. Но стоит осознать сам факт развития и изменения человека, понять, что в течение жизни — с младенчества до зрелых лет и дальше — мы не раз меняем очки, — и вот, пожалуйста, ты оказываешься способен строить отношения с разными людьми, сознавать ограничения их (и своих) взглядов и ценностей, но вместе с тем видеть ту правду и те преимущества, которые свойственны каждому из уровней.

А теперь вернёмся к Грете Тунберг. Что она хочет сказать, прибыв в США? По сути дела, она — хотя и совершенно в другом контексте и по другому поводу — повторяет слова одного из граждан этой страны, труды которого были в свое время весьма популярны среди православных в России. «It’s later than you think», — говорил иеромонах Серафим (Роуз). И Грета тоже обращается к своим слушателям и последователям: сейчас уже позже, чем вам кажется; действовать нужно не когда-нибудь потом, а сейчас, сегодня, даже вчера; да, делается много, но в нынешней ситуации этого совершенно, катастрофически недостаточно!

Таково содержание её послания. Но не менее важно и то, с какого уровня это послание произносится и на каком уровне оно воспринимается слушателям и читателями.

Грета родилась и живёт в Швеции. Общеизвестно, что Скандинавия — один из наиболее благополучных регионов нашей планеты. Здесь низкая преступность (для западного общества это означает, что практически всё взрослое население переросло красный уровень и достигло как минимум синего), развитая экономика (признак оранжевого уровня), хорошая экологическая обстановка (зелёный уровень). То есть дети, рождающиеся в Швеции, Норвегии, Финляндии, с первых же дней и лет своей жизни оказываются в среде, где соблюдение законов является обычным делом, где каждый человек может выбирать свой путь в жизни — получать образование, строить карьеру, заниматься бизнесом или любым другим делом; в среде, где реализовано право на многообразие мнений и суждений, где не обязательно быть одинаковыми и ходить строем, где человек с физическими или ментальными особенностями может рассчитывать на понимание и поддержку со стороны как государства, так и общества.

И вот послание Греты достигает пределов Российской Федерации и прочего постсоветского пространства. Не буду тратить слов на описание здешней картины — всем она и так ясна. Скажу лишь, что большая часть населения РФ относится в лучшем случае к синему уровню, а нередко — к красному, если не фиолетовому. Те, кто находятся на оранжевом или даже на зелёном, — да, такие тоже есть, но их мало и в нашем обществе они смотрятся маргиналами и находятся в зоне риска.

Итак, послание, сформулированное на зелёном уровне, достигает синего и красного. Что происходит? Происходит шумное столкновение существенно различных картин мира.

Что видно с красного уровня? Эта девчонка учит меня жить, она кричит на уважаемых людей. Да пошла бы она куда подальше, эта истеричка! Вот чувствуется, что мало её били.

Что видит и слышит человек синего уровня? Эта девочка ломает иерархию, в свои шестнадцать лет она занимается совсем не тем. Она должна ходить в школу. Кроме того, она нездорова. Родители должны найти ей хороших врачей. Бедная больная девочка не должна выступать с трибуны ООН. Кстати, как она туда попала? Наверняка она марионетка, за которой стоят очень мощные, но тёмные силы.

Что слышится с оранжевого уровня? Какие-то глупости городит эта девица. У нас всё хорошо. Экономика растёт, об экологии заботимся. Да, проблемы есть, но мы их решаем. А жить в Швеции и жаловаться на украденное детство — это просто смешно.

Но если мы ухитримся хотя бы на пять минут приладить на нос очки жёлтого цвета, то, возможно, окажемся способны увидеть несколько более объёмную картину.

Да, Грета, возможно, чрезмерно радикальна и эмоциональна — но ведь мы взрослые люди и в состоянии сделать поправки на возраст и индивидуальные особенности девушки?

Да, у Греты нет детально разработанной программы — но её цель не в этом.

Да, Грета, возможно, своими речами бьёт немного не туда. Во-первых, выбросы CO2 — лишь один из факторов, влияющих на бедственное состояние окружающей среды: помимо этого, есть и другие источники загрязнения, иные механизмы разрушения сложившихся экосистем. Во-вторых, помимо пассивных методов (отказа от угля и нефти, снижения потребления и т. п.), вероятно, стоит думать и об активных методах очистки атмосферы, океана, почв, грунтовых вод и т. д. — и всё это, кстати, уже делается и разрабатывается.

Однако все эти частные поправки и замечания (кажется, я заговорил языком отзыва о диссертации) никак не влияют на справедливость и актуальность того, что говорит юная экоактивистка. Таяние ледников в Арктике и Антарктике, стремительное сокращение площади лесов (как за счёт вырубки, так и в результате пожаров), обмеление рек, засухи в одних регионах планеты и наводнения в других, стремительное исчезновение биологических видов — всё это происходит уже сейчас, и в ближайшем будущем эти процессы лишь усилятся и ускорятся. Конечно, можно рассуждать о том, кто виноват: человек ли тому причиной или же оно происходит как-то само? Но даже если всё это происходит как-то само (леса вырубают сами себя, самолёты и ракеты по собственной прихоти отравляют атмосферу), то сейчас впору задуматься над другим вопросом: а делать-то что?

И вот главный месседж Греты как раз в этом: люди, задумайтесь! люди, остановитесь! Остановитесь — и, черт побери, начните уже что-нибудь делать!

Услышим ли мы её? Пока что непонятно. Но если «мы» — старшие поколения — и окажемся глухи к её словам, то поколение Греты уже её услышало. А поскольку будущее принадлежит именно нынешним детям, то надежда ещё не совсем пропала.

А что касается прогулов в пятницу — взрослым не стоит так сильно переживать из-за этого: в современном мире школа — не единственный, а подчас и не лучший источник знаний. Более того: скоро мы будем учиться у наших детей — если, конечно, нам не помешают синие или красные очки, если не помешает наша гордость и глупость.

В завершение, пользуясь случаем: Грета, спасибо!

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: