Развенчайте в своей голове образ «князя церкви»

3 июня 2019 батюшка Лютер

Недавний опрос батюшки Лютера показал, что одна треть проголосовавших считают бо́льшей несправедливостью в РПЦ бесправность клириков перед священноначалием. Действительно, это одна из ключевых проблем, и батюшка Лютер уже посвящал ей несколько публикаций. Что можно было бы добавить?

Девушка, чей отец был алкоголиком, с высокой долей вероятности найдет себе такого же мужа, чтобы повторить судьбу своей матери, просто потому, что она не знает других способов строить отношения с мужчинами. Избранный ею в мужья алкоголик своим поведением будет давать ей смысл жизни и целую палитру эмоций — любовь, ненависть, страдание, прощение, переживания о непутевом муже, подвиг. Если девушка верующая, сюда же прибавятся аутотренинг на тему «семья это крест», «надо молиться за супруга» и песенки про смирение.

То же самое мы видим и в отношениях клира и епископата. Это тоже своего рода созависимые отношения, в которых клирики, подобно забитым женам, обязаны терпеть и смиряться, а архиереи, как и мужья-алкоголики, — лютовать и чинить беспредел, иногда милостиво одаривая своих подопечных минутами любви и ласки. Усугубляются отношения тем, что манипуляция происходит «в особо крупных размерах» — понятиями служения Христу, самоотречения, жертвы, спасения, вины. Да, высокие слова, но те, кто их произносит, сами «не отвечают за базар». Они не знают воли Божией наверняка и не говорят от Его имени, а зачастую просто делают Его разменной монетой в своем стремлении управлять людьми.

Выйти из созависимых отношений непросто, но возможно. Начало всех начал — признать, что епископы не поменяются, не имея на то желания (а поскольку нынешняя система церковной вертикали полностью удовлетворяет их потребности, то желание возникнет не скоро). Но можем поменяться мы — приходское духовенство.

В первую очередь надо отринуть все эти православные мантры про «преемников апостолов», благодатное служение епископов (неужели благодать оправдывает издевательства и жесткость?) и фразочки типа «послушание паче поста и молитвы». Это очень сложно, потому что периодически возникает ощущение, что ты предаешь если не Самого Христа, то, как минимум, церковь и православное вероучение. Но это как раз говорит в нас наша созависимость.

Батюшка Лютер готов поделиться своим опытом — сидя однажды в приемной правящего архиерея и дрожа от страха и волнения, его (наверно, на фоне стресса) вдруг поразила мысль, что владыка — это обычный мужчина средних лет, немного старше по возрасту, с недостаточным уровнем образования, со своими надеждами, разочарованиями, представлениями и «подвалом». Да, он имеет определенную власть — но не надо мной самим, а только над моим положением в этот конкретный момент. А это хоть и может быть болезненно, но не смертельно. Так что научитесь видеть в своих архиереях простых (иногда даже чересчур простых) людей. Иными словами, развенчайте в своей голове образ «князя церкви».

Сделав это, можно адекватно оценить свои отношения с начальством и расставить приоритеты. Что важнее — быть независимым и несломленным? Пожалуйста, но у этого выбора будут как положительные, так и отрицательные последствия. А может, вы вполне готовы, без ущерба для самоуважения, потерпеть одергивания, выговоры и крики ради того, чтобы сохранить доходное место или просто неплохую зарплату и стабильность? Ну что ж, это ваше право. Только важно понимать — быть карьерным попом, который при этом будет гордым и независимым, не получится. Точно так же, как не получится реализовывать идеи обновления церковной жизни и ничем за это не платить.

Еще важно четко себе сказать — мы сами «вписались» в эту систему отношений. Отчасти, конечно, под влиянием абсолютно розовых представлений о чудесном «корабле спасения» и не очень искренних советов священников, которые не посчитали нужным рассказать нам, как оно на самом деле (а еще чаще получалось, что мы и сами все знали, но шли «спасать церковь»), однако конечный выбор был за нами. Мы сами сюда пришли, но сами можем и уйти, никто нас за руки хватать не будет. Да, запрет или, тем паче, извержение из сана — это трагедия, сопровождаемая сильным внутренним сломом. Но даже на этой трагедии жизнь не заканчивается, а уж власти ввергнуть в адский котел у священноначалия точно нет. Правда, чем позже решишься на уход, тем сложнее будет приспособиться и начать жить по общим правилам, но такова реальность.

И последнее — надо помнить, что с нами делают ровно то, что мы сами позволяем с собой делать. Если нет у нас любви и уважения к самим себе, то и у других его не будет.

Источник

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: