Религия человеческого центропупизма — не моя религия
10 мая 2021 Ксения Волянская
Святой Серафим и медведь, святые Анин, Мамант и Герасим со львами, гефсиманский старец Исидор, подкармливающий мышей и крыс, святой Пафнутий Боровский, наказавший сына воеводы за убийство ворона, святой Макарий, подружившийся с гиеной, святой Шио Мгвимский, убедивший волка стать вегетарианцем и поставивший его сторожить стадо овец… — все эти примеры из православного предания говорят что-то об отношении Церкви к животным и природе в целом? Эти очень немногочисленные примеры (уверена, что широко известен из них только Серафим с медведем) говорят только о том, что если постараться, то из православия можно извлечь некоторое экологическое назидание.
Типа не убивайте зверей зря, ради развлечения и вообще не забывайте, что все эти твари доверены вам Богом, бла-бла-бла. Но иерархия ценностей под вопрос не ставится. Конечно, человек — венец творения, именно ради него умер Спаситель на кресте. Именно ради него создан весь этот мир. Природа — красивая декорация для театрального действия, в котором хомо сапиенс играет главную роль. Звери, птицы, не говоря уже о растениях и насекомых — даже не статисты, а тоже часть декораций. Годящиеся разве что для назидательных притч.
Ведь не случайно так странно выглядит поведение того же преподобного Макария, который считал себя не вправе убивать никакое творение Божие. Однажды он прихлопнул на ноге комара и потом стал сам себя упрекать как убийцу и мстителя, а потом долгое время провел раздетым на одном болоте, где комары были величиной с осу и насквозь прокусывали шкуру вепря. Буддист этот Макарий, или кто-то что-то насочинял про угодника Божия.
Так что экологическая линия в православии, конечно, маргинальна. Не случайно никто из русских святых не возражал против традиции охоты в качестве развлечения. Да и сейчас — можете вы себе представить попа, который внушал бы чиновнику, балующемуся стрельбой по собранным в вольере оленям, что он должен покаяться и прекратить подобные удовольствия? Да и вообще, часто ли тема защиты жизни звучит в православных проповедях — кроме противоабортной темы? Может, наш патриарх выражает беспокойство по поводу загрязнения выбросами воды и воздуха? Да нет, скорее награждает владельцев компаний, плюющих на экологию, церковными орденами.
Спикеры вроде Ткачева с презрением отзываются в зоозащитниках, что им, мол, кошечки дороже людей, и при этом даже не звучит оговорка, что животные и птицы действительно нуждаются в нашей защите. Нет, логика такая — раз в стране делают аборты, а ты за жизнь, то ты должен выступать против абортов и точка, если ты смеешь защищать кого-то другого — анафема.
В наше время этот человеческий центропупизм не только смешон, он страшен. Железобетонная уверенность в том, что важны только человеческие интересы, роднит православие с большевизмом и установкой — природа наша мастерская, все ради блага человека и проч. С одной стороны, православие вроде борется с гордыней, с другой — ее поощряет. Этическое вегетерианство для православных ересь только потому, что в Библии есть слова о том, что земля дана потомкам Адама и Евы как большой гамбургер — кушайте на здоровье, все это для вас. Да, придется трудиться в поте лица, но тем не менее — пользуйтесь, не стесняйтесь, в животных души нет, в растениях тем паче, так что ни в чем себя не отказывайте. Разве что в целях угождения Богу умерщвляйте плоть и поститесь.
Современная наука все больше открывает нам мир животных и растений как мир существ не менее разумных, чем человек, но разумных иначе, чем мы. Если у растений нет мозга, а у животных мозг не такой как у нас — это не значит, что у них нет мышления, а если говорить о млекопитающих и птицах — эмоциональной жизни. Во многом непостижимой еще остается для исследователей специфика эмоциональной сферы и интеллекта зверей и птиц. Но для православных давно все ясно. Душа только у человека. У животных так, пар какой-то. Доктор сказал «в морг», значит, в морг. Христиане, считающие, что кошечки и собачки буду в раю со своими хозяевами, подвергаются насмешкам и клеймятся модернистами и либералами.
Природа для верующих имеет ценность исключительно назидательную и потребительскую — посозерцать красоту и восхвалить ее Творца, и потребительскую — нам дадено, значит, имеем право распоряжаться как хотим. Правда, если мы будем бездумно пользоваться тем, что нам дано, последующие поколения останутся ни с чем… впрочем, все равно миру предстоит погибнуть в огне, так что не все ли равно.
Неслучайно и глава, посвященная экологии, — тринадцатая по счету из шестнадцати в Социальной концепции РПЦ. Основная мысль — духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир, соответственно, спасайтесь, братья, молитесь, поститесь и тем самым вы чудесным образом избавите мир от пластика, озоновых дыр, спасете от вымирания исчезающие виды.
Природа — друг, она сотворена, чтобы быть человеку другом и помощником — вот высший предел понимания отношений природы и человека для православных. Мысль о том, что человек — лишь часть природы, причем далеко не лучшая часть, и не имеющая никаких преимуществ перед другими животными, никогда не будет принята людьми с православным миропониманием, горделивое ощущение себя венцом творения присуще даже лучшим из них.
Вот главное, из-за чего православие перестало быть моей религией — радикальная антропоцентричность, без которой немыслимо православие.
Фото автора
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)