Россияне — патриархальное общество или…?

13 ноября 2020 Андрей Грибакин

Недавняя дискуссия, разгоревшаяся под рассказом об очередной несчастной судьбе жены священника-абьюзера, породила, как часто в таких случаях бывает, новую волну обвинений со стороны женщин в адрес не только мужчин-садистов, но и всего общества — которое и объявляется виновным в подобных случаях, ибо, по их мнению, оно, в силу присущей ему патриархальности, формирует потребительское отношение к женщине с полным попранием всех ее моральных и юридических прав. В такой ситуации, утверждают они, женщина оказывается беззащитной перед произволом мужчин, так как любые проявления насилия по отношению к ней общество покрывает и оправдывает, а виновной назначают именно жертву, не заботясь, насколько эти обвинения соответствуют истине, логике или чувству сострадания. Однако, на наш взгляд, такое видение проблемы весьма далеко от реальности.

Во-первых, ложен сам отсыл к какому-то обществу, ибо в Российской Федерации его нет вообще. Ведь общество — это совокупность людей, объединенных по какому-либо признаку (например, национальному или религиозному), и обладающее, в силу такого признака, неким коллективным сознанием, которое и проявляется затем в виде каких-то оценок и действий вплоть до государственного уровня. Но россияне не объединены ничем, национальное и религиозное самосознание они утратили давным-давно — правда, лет на 50-70 у них оно заменялось на новую общность — «советский народ», но после 1991 года не стало и его. Теперь это просто люди, по крови обычно русские (но не обязательно), объединенные только местом, на котором совместно проживают. Ментально их не объединяет ничего, за исключением салата оливье на Новый год, раздутого до квазирелигиозного уровня культа войны 1941-1945 гг. и лагерного менталитета с его уголовными «понятиями». Соответственно и говорить о том, что российское общество патриархально или непатриархально — просто невозможно, ибо нет самого предмета разговора.


Конечно, некое подобие общества все равно существует — ведь люди как-то живут бок о бок, взаимодействуют друг с другом, и какие-то общие для них алгоритмы поведения можно вычленить. Но это именно алгоритмы поведения отдельных людей, общества же все равно нет, и оттого это поведение не может перерасти во что-то большее, чем просто недовольство или одобрение каких-то фактов. Вся страна может проклинать правительство и вообще что угодно, но если в нормальной стране это немедленно повлекло бы за собой конкретные действия в виде создания политических и общественных организаций, которые бы и реализовали тем или иным способом чаяния народа, — в РФ этого нет и в помине. Особенно рельефно это заметно на фоне событий, происходящих сейчас в Армении, — там-то общество реально существует, и оно прямо и по-восточному резко реагирует на поражение в Арцахе, просто сметая прежнюю власть. В России подобное немыслимо — подпиши президент хоть указ о передаче Сибири Китаю — кроме воя в интернете и пары жидких пикетов полуадекватных активистов не последует ничего.

Но что же сказать об общих алгоритмах поведения в свете разговора о мнимой патриархальности общества — вернее, того, что мы будем условно считать в РФ за общество? О какой патриархальности здесь вообще можно говорить? Ведь патриархальность в обществе предполагает не просто главенство мужчины в семье — но и, для начала, саму семью, в которой такая система отношений освящена религией и традицией, и чей авторитет поддерживается не внешним насилием, а сознанием самих его членов. В таком обществе все, от ребенка до старика, не нарушают предписания этой системы не из-за страха наказания (хотя и он имеет место), а в первую очередь оттого, что такой нарушитель будет мгновенно вычеркнут из его рядов со всеми вытекающими для него печальными последствиями. Его даже не обязательно убивать физически — у Лермонтова в «Беглеце» очень хорошо описан этот процесс.

А что же в Российской Федерации? Есть ли здесь хоть что-то, отдаленно напоминающее подобное? Население, полностью чуждое своих национальных и религиозных традиций, злобно атеистическое, держащее первые места в мире по разводам и абортам и агрессивно отстаивающее эти свои «права», где нормой являются внебрачные отношения, неуважение к родителям и вообще старшим вплоть до криминала, а место человеческой речи заменили матерная брань и полууголовный жаргон — да есть ли что-то в мире более противоположное патриархальности?!

Сторонницы тезиса о такой «патриархальности» общества указывают на хамское отношение к женщине — но такое хамство есть обычное быдлячество, которое как раз и есть неотъемлемая черта того отвратительного морального облика, о котором мы говорили выше. Оно не имеет отношения к патриархальности, так как его объектом может стать в равной мере и мужчина, и женщина. Разве мало в стране семей, где муж является подкаблучником и терпит разного рода издевательства со стороны жены — иногда кончающихся даже убийством супруга? И что, где же это «патриархальное» общество? Разве властная жена, подмявшая под себя слабохарактерного мужика, является объектом осуждения или какого-то остракизма? Естественно, ничего подобного не происходит хотя бы в силу того, что полных семей вообще немного, но гораздо важнее другое — всем просто плевать, плевать на чужую жизнь — что, правда, в каком-то смысле даже и хорошо. В реально существующем обществе это самое общество имело бы конкретные рычаги воздействия на семьи, которые нарушают его правила, но в РФ нет ни общества, ни правил, ни рычагов. И пьяный муж, избивающий жену и детей, и, наоборот, жена, поднимающая сковородку на мужа, могут не опасаться никаких прещений. Соседям, как уже было сказано, плевать, да и пословица «милые бранятся» тоже никуда не делась, родственники, как правило, далеко и отношений не поддерживают, священник (реально авторитетный человек в нормальном обществе) для полудиких россиян есть пришелец из параллельной вселенной.

Тем не менее у сторонниц теории патриархального общества есть еще один довод, который они считают весьма сильным, — они отчего-то уверены, что при обсуждении случаев изнасилования это «общество» якобы становится в большинстве… на сторону мужчины-насильника! Какими цифрами подтверждается эта дичайшая мысль — неведомо, видимо, ее авторы считают, что все остальные живут в безвоздушном пространстве и у них нет сотен родственников, знакомых, друзей и сослуживцев, для подавляющего большинства (а скорее всего, всех) подобные чудовищные высказывания столь же невозможны, как публичные отправления естественных надобностей. Да, подчас в интернете в комментариях под сообщениями такого рода можно встретить глумливые высказывания такого рода, но их число ничтожно, а написавшие их дегенераты — это именно написавшие их дегенераты, не представляющие собой никого, кроме самих себя.

Ведь сами же авторы подобных мыслей легко могут провести простейший эксперимент — оторваться от подобных фантазий и просто оглянуться вокруг, взглянув на окружающих их конкретных и вполне реальных людей. Многие ли из них соответствуют нарисованному ими ужасному образу? Впрочем, не всех убеждает даже подобный пример — да, соглашаются некоторые, прямо встать на сторону насильника, может быть, решатся немногие, но зато обвинить саму жертву насилия в духе «самадуравиновата» найдется немало желающих!

Что же, обратимся к статистике. Группа «Сергиев Посад Life», новость от 6 августа 2019 года, об изнасилованной и убитой 23-летней женщине — 24 комментария, из них только один с намеком, что убитой следовало бы не работать в секс-шопе, все остальные на тему «убить гада!». Группа «Типичный Екатеринбург», новость от 16 июля 2020 года, об изнасилованной проститутке (!!!) — казалось, вот где бы кричать «самавиновата», но… из 77 комментариев только пять на эту тему, остальные или гневно возражают, или ни о чем. Группа «Онлайн-Вологда», новость от 7 октября 2020 года, об изнасиловании 33-летней женщины — 40 комментариев, из них шесть на тему «самавиновата» (по сути три — так как половину автор этого бреда написал в ответ указавшим на то, кем он, по их мнению, является). И так далее, и тому подобное. Готовы ли теперь сторонницы привести в ответ какую-то свою статистику, подтверждающую их точку зрения, — или такой статистики, как очевидно, не существует в природе?

Вывод из всего сказанного ясен: как бы низко ни пало в моральном отношении население Российской Федерации, никакого оправдания «патриархального» права мужчин унижать, избивать или насиловать женщин здесь нет, а высказываемые публично такие оправдания есть такие же порождения дегенеративного сознания их авторов, как вандализм у вандалов. Да, вандализм нередко имеет место, но кто скажет, что общество в России настроено вандалистски и оправдывает вандалов? Проблема насилия мужчин над женщинами имеет сейчас совсем иную природу, и коренится она не в мнимой патриархальности, а в самом образе жизни россиян, где люди не уважают друг друга вне зависимости от половой или социальной принадлежности.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: