РПЦ поддерживает путь патриарха Сергия (Страгородского): быть оппозиционером — опасно для жизни

10 июля 2019 Ахилла

Сайт Патриархия.ru публикует статью доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Кострюкова «Строить будут после меня». К 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского). Эта статья опубликована также в «Журнале Московской Патриархии» (№ 6, 2019).

Автор размышляет над жизненным путем патриарха Сергия и делает выводы: заслуга Страгородского в том, что он «сберег церковные структуры»:

«В чем заслуга перед Церковью Патриарха Сергия? Принеся большие жертвы, вызвав массу нареканий в свой адрес, он все же сделал великое дело — сохранил законное преемство от Патриарха Тихона, сберег церковные структуры. Святейшему Сергию было суждено быть Патриархом и жить в условиях относительной свободы недолго — всего восемь месяцев. Сказанные им в 1927 году слова „строить будут после меня“ оказались пророческими. Строить ему действительно почти не пришлось».

Также автор подчеркивает, что путь компромисса с советской властью был единственно возможным, в подтверждение историк ссылается на то, что оппозиционное церковное движение было практически полностью уничтожено. А прогнувшаяся под атеистическую власть РПЦ Сергия (Страгородского) зато смогла и дальше крестить, причащать и отпевать:

«Приходится слышать, что компромиссная позиция владыки Сергия была неправильной, нужно было уходить в катакомбы, чтобы потом, в 1990-е годы, выйти на открытое служение. Позволю себе не согласиться с таким мнением. Уже упоминавшийся выше протоиерей Стефан Ляшевский вспоминал, что в 1920-е годы вопрос о полном уходе в катакомбы обсуждался архиереями Русской Церкви. Немалое число иерархов, среди которых были, например, священномученики Серафим (Чичагов) и Петр (Зверев), пришли к выводу, что такой путь был красивой, но нежизнеспособной фантазией — для этого не было ни людей, ни практической возможности.

Жизнь подтвердила опасения этих святителей. Мощное оппозиционное движение в Русской Церкви поначалу сложилось, но его лидеры были раздавлены катком репрессий в 1930-1940-е годы. Постепенно в мир иной ушли и остальные архипастыри, не согласившиеся на компромисс. Взамен исповедников в „катакомбной“ среде не без участия советских спецслужб стали появляться мошенники наподобие Серафима Поздеева. В послевоенные годы мощный поток бескомпромиссного служения постепенно высох и к 1990-м годам не представлял собой даже ручья. Такой же могла быть судьба и всей Православной Церкви. То, что в десятилетия советского безбожия приносилась Бескровная Жертва, пусть тихо, но все же звучала проповедь, а люди имели возможность принимать крещение и последнее напутствие, — всем этим мы обязаны тяжелому компромиссу, на который решился в свое время Святейший Патриарх Сергий».

Вывод напрашивается простой: оппозиция вредна, компромиссы с совестью и покорность любой власти — полезны.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: