Русская Церковь в период эпидемии

9 апреля 2020 священник Илья Соловьев

— Мария Ивановна, — слышу я случайно разговор двух прихожанок у входа в храм, — Вы-то зачем пришли? У Вас ведь возраст и болезни, вы в группе риска…

— Ничего, милая, я не боюсь. А как же мне не приходить, ведь без церковной молитвы нет спасения!

— Но ведь у Вас дома дочка, ее муж, внуки…

— Я забочусь о спасении, эта церковная молитва сейчас очень важна для этого…

Вмешиваться в разговор двух дам я не стал. К тому же я находился в партикулярном платье, а не в присвоенной священникам «духовной» одежде.

Эпидемия

Когда-нибудь об этом печальном времени историки будут писать свои сочинения. Они — будущие историки — должны будут отметить, что именно наша Церковь едва ли не последняя из всех Поместных Церквей стала принимать сколько-нибудь серьезные меры для предотвращения заболеваемости. Конечно, это можно объяснить сравнительно поздним проникновением коронавируса в нашу страну.

Они должны будут отметить также, что эпидемия еще ярче выявила два типа религиозности. Большинство прихожан в Москве (не уверен, правда, что большинство духовенства!) адекватно отреагировало на вызов времени и осталось на карантине. Они принесли в жертву общему благу свободу своего передвижения. Это — их жертва и в этом их христианский подвиг. Я сердечно благодарю всех этих людей!

Но есть и относительно небольшая группа верующих, которая, как описанная выше Мария Ивановна, «спасается» на общественной церковной молитве. Вопрос только в том, спасается ли она? А может быть, своим пренебрежением мерами безопасности и равнодушием к судьбе окружающих она ходит в храм себе во осуждение? Из-за собственного эгоизма она не думает о том, какие последствия полученная ею зараза принесет в ее дом, ее близким. Да только ли им?! Причем подцепить эту заразу она может и не в самом храме, а в троллейбусе, в контакте с прохожими и т.д.

Она и такие как она считают, что «спасение» возможно за счет других. Ужели эти Марьи Ивановны всерьез полагают, что главное в жизни христианина — участие в Таинствах само по себе, без нравственного самоусовершенствования, без заботы о ближних и любви к ним? Как тут не вспомнить слова апостола Павла: «Если имею (…) веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто…»

Никто не спорит с тем, что в Таинствах Церкви верующим сообщается божественная благодать. Но ведь это «сообщение» не может происходить механически! Таинства не есть таблетка, действие которой обусловлено ее химическим составом. Для принятия спасительной благодати необходимо соблюдение целого ряда условий, которые первичны в христианской жизни. Условиями являются исполнение Божиих Заповедей, соблюдение которых необходимо, к условиям относится любовь нелицемерная, вера непостыдная, христианская надежда.

Помню, как один уважаемый мною протоиерей рассказывал про принятую им исповедь киллера.

— Ты что же, после этой исповеди продолжишь убивать? — спросил он наемного убийцу.

— А что мне делать? Это моя работа.

Едва ли такому человеку может сообщаться через Таинства Божественная благодать. Даже если он все сделает правильно — вычитает какие-то каноны и акафисты, «отстоит» всенощную и придет к началу чтения Часов на Литургию. Едва ли имеет смысл чтение разрешительной молитвы. Действие Божией благодати не происходит механическим путем, через соблюдение каких-то внешних ритуалов.

Духовенство

Коронавирус еще определеннее обозначил разные типы среди нашего духовенства.

— Батюшка, а почему нам не полностью выплатили зарплату? — спросила регент церковного хора у настоятеля одного из храмов на новых территориях г. Москвы.

— Те, кто хочет сохранить свое место, должны будут временно петь бесплатно! — ответил молодой и уверенный в себе иерей.

Да, есть «пастыри», которые заботятся о мирском, о доходах, о сохранении «кассы» и так далее, и это особо отвратительно именно сегодня, когда люди более всего нуждаются в помощи. Ясно, что такие «пастыри» не пекутся о своем стаде. Некоторые готовы даже пренебречь распоряжением патриарха, кое-где даже призывают оставить на усмотрение настоятелей исполнение ряда карантинных мероприятий.

Но есть и «идейные» противники карантина — те, кто видят в нем только «чипизирование» населения, принятие электронных кодов, «электронный концлагерь» и т.д. Если верить СМИ, в Липецкой епархии, например, прямо с амвона заявили, что «нас загнать в квартиры и лишить храма — вот [какая] задача стоит у мирового правительства». Эти «идейные» предлагают верным не обращать внимание на существующую опасность и уверяют, что вера все покроет и от всего спасет. Только достаточная ли эта вера? Не суеверие ли это? Вот в чем большой вопрос.

Важным источником для характеристики настроений духовенства и иерархов будут разного рода распоряжения церковной власти, особенно местной. В то время как одни епископы призывают закрыть храмы и продолжать службы без присутствия прихожан, другие утверждают, что распоряжения президента РФ «в отношении священнослужителей применению не подлежат». Ужели священники не подвластны распоряжениям власти, для них важны только циркуляры архиерея?

Еще одним источником для характеристики настроений епископата и клира будут записи в социальных сетях и видеоблоги в интернете. Одни — кривляются на амвоне в противогазе, другие — призывают к благоразумию, указывая, что соблюдение карантина имеет в том числе и религиозную мотивацию, о чем я тоже уже писал в свое время.

И конечно, историки не должны будут обойти стороной подвига тех, кто взял на себя «крест карантина» и в какой-то степени пожертвовал ради ближних своею свободой. Нельзя забыть и тех благоразумных пастырей, кто в трудное время заботился о Народе Божием. Надо будет вспомнить и тех, кого уже постигла «моровая язва», кто заболел, стоя на своем посту. Надеюсь, что жертв среди них удастся избежать.

У затронутой темы есть много аспектов. Но очень хочется, чтобы эта печальная страница в нашей истории была бы скорее перевернута!

Источник

Иллюстрация: символическое фото с патриаршей службы на Благовещение: дьякон руководит общенародным пением на службе без прихожан… / фото: Олег Варов/patriarchia.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: