Сексуальные запреты Церкви неприемлемы для большинства россиян

20 февраля 2021 протоиерей Александр Усатов

«Моральные нормы относительны и они эволюционируют… Человек средневековья считался высоконравственным, если убивал кого-то, защищая себя или свой город, а современный, если отказывается от мяса и участвует в благотворительности, но крайне безнравственным, если убивает по любой причине, особенно по вопросу чести. Со времен средневековья количество убийств на Западе снизилось на 99%. Постоянно сокращается уровень расового, сексуального, домашнего и иного рода насилия» (Мэтт Ридли. Эволюция всего).

Православная церковь презентует себя как оплот традиционных ценностей и это льстит многим верующим: им нравится причастность к древней традиции, непрерывно текущей из чистого источника раннего христианства

Само слово «традиция» подразумевает трансляцию норм и табу на протяжении столетий и тысячелетий. Однако, на поверку оказывается, что церковные правила в семейной сфере и в отношении сексуальности много раз претерпевали изменения.

Церковь провозглашает нравственные законы вечными и неизменными, но исторически все сложилось совсем не так. То, что современные иерархи проклинают как мерзкий грех, в Древней Церкви воспринималось в качестве нормы. И наоборот, самые горячие идеи современной Церкви фактически не интересовали христиан древности.

Обращение к источникам способно помочь нам проанализировать древние требования Церкви и в качестве мысленного эксперимента применить их к образу жизни современного россиянина. Вернее, мы представим ситуацию «от обратного». Опишем современные реалии и найдем соответствующую церковную реакцию.

Сексуальные отношения до вступления в брак

Большая часть россиян начинает половую жизнь в 16–17 лет

Сексуальные отношения до брака все чаще воспринимаются как нечто естественное. Лишь 20% россиян все еще считают, что заниматься сексом, не вступив в брак, нельзя. Анкетирование девушек выявило более 40% тех, кто к 15 годам уже потерял девственность. При этом каждая пятая из них (то есть 8% от общего числа) лишилась невинности еще до 13 лет.

Отношение Церкви: резко отрицательное

Секс вне брака запрещен. «Тело же не для блуда, но для Господа» (1Кор 6.13). «Что же касается таких вещей, как разврат, похабство, то среди вас даже разговоров о них не должно быть. Не подобает это Божьему народу» (Еф 5.3). «Не обманывайте себя! Развратники — никому из них не получить наследия в Царстве Бога!» (1 Кор 6.9-10).

Мирянин за сексуальные отношения вне брака отлучается от причащения на 7 или на 9 лет: «блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому… Осквернившиеся блудодеянием на три года да будут удалены от церковной молитвы, три года да участвуют в слушании Писаний, в иные три года да молятся с припадающими в покаянии, — и потом да причащаются Святых Таин» (4-е правило свт. Григория Нисского).

«Блудник седмь лет да не причастится Святых Таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето токмо да стоит с верными, в осмое допущен будет до святаго причастия» (59-е правило свт. Василия Великого).

Гомосексуальные контакты в подростковом возрасте

Транзиторные гомосексуальные контакты могут включаться детьми в процесс сексуальных игр, и совсем не обязательно указывают на гомофильное влечение. Гомосексуальные контакты хотя бы один раз в своей жизни имели 48% мужчин и 28% женщин, причем происходили они в основном во время пубертатного периода на фоне физиологической гиперсексуальности. В этом возрасте обсуждение сексуальных проблем происходит, как правило, в однополой среде. Возбуждение, возникающее в процессе этих разговоров, может приводить в результате к совместной или взаимной мастурбации, взаимным ласкам (петтингу) и т.п.

В 1983 г. среди мальчиков 5 лет они наблюдались у 18%, 10 лет — у 30,54%, 15 лет — 53,14%.

Отношение Церкви: снисходительное

Из произведения канонического права «Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту» (XII в.) видно, как священноначалие (Нифонт канонизирован в лике святителей) относилось к детским сексуальным играм:

«Спрашивал и об этом: если девица лезет на девицу, и семя у них будет — легче наказать, если не с мужчиной.

Я сказал ему, а если дети лезут друг на друга, не понимая? В этом, сказал он, мужскому полу до 10 лет нет греха, а о девицах не пытай, могут и раньше испортить себя — таковы у нас юнцы».

Условия для вступления в брак

Ранний возраст вступления в брак

Российский закон ограничивает минимальный возраст для вступления в брак. Брачный возраст в России составляет 18 лет. В некоторых случаях оформить отношения разрешат лицам, достигшим 16 лет (Семейный кодекс. Статья 13).

При этом граждане России проявляют сильную нетерпимость к педофилии (75% опрошенных предлагают ликвидировать педофилов, а 22% — изолировать от общества).

Отношение Церкви: одобрительное

В «Эклоге» императоров Льва Исавра и Константина Копронима определен возраст вступающих в брак: 15 лет для мужчин и 13 — для женщин; в «Прохироне» имп. Василия Македонянина этот возраст снижен на год — соответственно 14 и 12 лет. Оба источника вошли в «Кормчую книгу». Стоглавый Собор установил норму брачного возраста: для мужчин — 15 лет, для женщин — 12. В 40-м правиле номоканона сексуальные отношения с девочкой младше 12 лет рассматриваются как растление ребенка: «Деторастление женска пола, сиречь, нижае двенадесять годищ, Матфей дванадесять лет, по святому Иоанну Постнику запрещает».

Святейший Синод в XVIII в. повысил брачный возрастной ценз для невест до 13 лет.

Для вступления в брак согласие родителей не требуется

Отношение Церкви: резко отрицательное

Брак без благословения родителей — это блуд, то есть это преступная связь.

«Отроковицы, без соизволения отца посягшия, блудодействуют. Но примирением с родителями дело сие мнится имети врачевание». Впрочем, они отлучаются от причащения на 3 года (38-е правило свт. Василия Великого).

На основании этого правила Константинопольский Синод в 1038 г. признал недействительным брак дочери, заключившей его без согласия отца.

При выборе будущего супруга нет необходимости советоваться с епископом

Отношение Церкви: резко отрицательное

Христиане, оформляющие брак по гражданским законам Римской империи, должны были «вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» (еп. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу Смирнскому, 5).

Браки, не объявленные церковной общине, по свидетельству Тертуллиана, приравнивались в Церкви к блуду и прелюбодеянию (Tertull. Ad uxor. II 9).

Россияне могут вступать в брак любом возрасте после достижения совершеннолетия

Для жениха и невесты ограничений по максимальному возрасту нет.

Отношение Церкви: резко отрицательное

В церковном брачном праве установлен высший возрастной предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает такой предел для вдов — 60 лет, для мужчин — 70 лет (Васил. 24, 88).

В 1744 г. Синод признал недействительным брак, заключенный 82-летним старцем, обосновав свое решение так: «Брак установлен Богом ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковые лета не плотоугодия устраивать, но о спасении души своей попечительствовать долженствовало».

Синод запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак.

Количество браков

В 14-й статье Семейного кодекса количество предыдущих браков никак не регламентируется. В законе отсутствует запрет для заключения четвертого, пятого и большего количества браков.

Отношение Церкви: резко отрицательное

Согласно «Томосу единения» (920), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае I Мистике, «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак», а если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим.

В настоящее время Церковь не разрешает венчать лиц, ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения.

Вступление в брак после супружеской измены и распада предыдущего брака

По закону причина развода в сфере нравственности никак не влияет на возможность вступления в новый брак.

Отношение Церкви: резко отрицательное

По действовавшим в Русской Церкви до 1904 г. положениям, виновный в расторжении брака осуждался на пожизненное безбрачие.

Указом Синода от 14.07.1904 г. было разрешено таковым лицам просить правящего архиерея о дозволении на вступление в новый брак, при этом новый брак был возможен только после канонически предусмотренной за прелюбодеяние 7-летней епитимии (Трул. 87; Анкир. 20; Васил. 77).

Брак между родственниками, включая «духовное родство»

Согласно Семейному кодексу РФ, не допускается заключение брака между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными.

Отношение Церкви: одобрительное с ужесточением

Не признается возможным венчание браков при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства. Например, находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства (Трул. 54, Вас. Вел. 87, указ Синода от 19.01.1810 г.); находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; находящихся между собой в тех видах свойства, на которые указано в Трул. 54: «отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»; предусмотренные решениями Синода (XVIII-XX вв.).

Церковь не разрешает венчать лиц, состоящих в духовном родстве: крестного родителя (восприемника) с крестником (указ Синода от 19.01.1810 г.) и крестного родителя с родителем крестника (воспринятого) (Трул. 53, указы Синода от 19.01.1810 г., от 19.01.1873 г. и от 31.10.1875 г.).

Брак с иноверцем, агностиком или атеистом

Мировоззрение и религиозный статус не имеют значения для вступления в брак.

Отношение Церкви: резко отрицательное

Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Не освящаются венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами (Халк. 14). Тертуллиан называл брачную связь с язычниками блудом и считал справедливым отлучать христиан, вступивших в брак с язычниками, от церковного общения (Tertull. Ad uxor. II 3).

Древние церковные каноны запрещают православным христианам вступать в брак с еретиками: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (10-е правило Лаодикийского Собора).

Эта норма повторена и в 72-м правиле Трулльского Собора: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаться. Аще же усмотрено будет нечто таковое, брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Аще же кто постановленное нами преступит, да будет отлучен».

Супружеские отношения

Россияне против феминизма, но за равноправие

62% россиян считают, что нужно стремиться к равенству прав мужчин и женщин.

Отношение Церкви: отрицательное

«Да боится своего мужа». «Жена — вторичная власть; значит не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главой… Нет ничего лучше такого супружества. Но какая, скажут, может быть, любовь там, где страх? Там-то собственно она и будет. Которая боится, та и любит… Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, — необходимо, чтобы было одно начальство» (свт. Иоанн Златоуст. Гомилии на Послание к Ефесянам).

«Что же это за страх? — Чтобы она не противоречила, чтобы не выходила у тебя из послушания, чтобы не стремилась к первенству. Управляй женою, и дом твой будет благоустроен» (свт. Феофан Затворник. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном).

Сексуальные отношения большинства супругов никак не соотносятся с периодами церковных постов

Абсолютное большинство россиян не меняет режим питания и сексуальной жизни в период церковных постов (лишь 10% россиян соблюдают Пост).

Отношение Церкви: резко отрицательное

«От жен воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» (Требник. Гл.26).

«Должно воздерживаться (от совокупления друг с другом) в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу» (13 правило Тимофея Александрийского).

По подсчетам доктора исторических наук Пушкаревой Н.Л., если бы русский человек соблюдал все церковные предписания, то он не мог бы заниматься сексом более пяти раз в месяц.

В результате древнерусский человек начинал воспринимать как греховные не только какие-либо отклонения от сексуальной нормы, но и интимные отношения вообще.

На это указывает и негативно-оценочная лексика, используемая в отношении супругов («грешил», «согрешил», «сквернил», «сосквернил») гораздо чаще, чем нейтральная («соединение», «имел дело»).

Методы предохранения от беременности

79,5% женщин в возрасте до 50 лет, имевшие партнера, заявляют, что предохраняются. Среди методов контрацепции россияне используют противозачаточные таблетки, внутриматочную спираль, презервативы. Около 35% женщин используют крайне ненадежные методы типа календарного или прерванного полового акта. В результате искусственное прерывание уже наступившей беременности до сих пор остается в России одной из ведущих форм «контрацепции», а по числу абортов на 100 рождений Россия опережает Нидерланды в 20 раз.

Отношение Церкви: умеренно отрицательное

«Некоторые из противозачаточных средств обладают абортивным действием, искусственно прерывая на ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя.

Христианским супругам следует помнить, что намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом». В качестве альтернативы средствам контрацепции Русская Церковь предлагает супругам «воздержание от половых отношений на определенное время» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Репродуктивные технологии (методы терапии бесплодия)

В России бесплодны примерно 17% людей репродуктивного возраста. Россия является лидером в объеме услуг вспомогательных репродуктивных технологий, оказываемых в Европе.

Отношение Церкви: резко отрицательное

«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, противоестественно и морально недопустимо… Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

«Ребенок, рожденный при помощи „суррогатного материнства“, может быть крещен только после того, как воспитывающие его лица осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние» («О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“»).

Французский поцелуй как форма выражения семейной любви

Отношение Церкви: умеренно отрицательное

На Руси полагали, что «грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья — 12 дней, поклонов — по 60 на день» (Из «Правила святых (отец) о епитимьях»).

Фелляция

Отношение Церкви: умеренно отрицательное

«И осязание своими руками тайных уд у своего мужа и у чужих, и целовала их, и у себя также повелевала» («Исповедание женам» из требника XVI в.). Греховным считался также укус человека во время плотских утех, особо осуждался укус за сосок.

Анальный секс мужчины и женщины

После 2000 г. можно говорить о явном росте интереса россиян к данной стороне сексуальной активности. Исследования в 2017-2020 гг. показали, что жители России чаще, чем в любых других странах мира, смотрят видео с анальным сексом. Количество запросов с ключевым словом «anal» от пользователей из России превышает количество запросов из других стран, включая США, Великобританию и Канаду.

Отношение Церкви: резко отрицательное

Единственным дозволенным способом совокупления на Руси была так называемая миссионерская позиция, прочие же все приписывались влиянию лукавого.

«Непотребный блуд через естество в задний проход» однозначно осуждался и при гетеросексуальных контактах.

«Есть же и другой грех содомский, если с женою лежать и в афедрон (задний проход) блудить, это противоестественно, это великое беззаконие, и ненасытное согрешение, и богоотметное. О сем кончаем ответ держать, отраднее будет Содом и Гоморру в день страшный вспомнить» (перечень грехов XIV века «Правила о верующих в гады»).

41-е правило номоканона со всей строгостью запрещает такое извращение в семейной жизни и грозит отлучением на 15 лет от причастия. Содомский грех с собственной женой считался препятствием к хиротонии во священника.

Срок покаяния варьировался от 40 дней до 3 лет. Иногда епитимия была неожиданно мягкой: «в задний проход или ззаду своим мужем сотворила еси блуд? — 100 поклонов».

Под страхом отлучения от Церкви 100-е правило Трулльского собора запрещает изготавливать «изображения, растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий».

Сексуальные позиции, предполагающие расположение женщины «верхом» на мужчине

Отношение Церкви: резко отрицательное

К категории содомского греха относилась поза «наездницы»: «блудила всяким содомским блудом, на них взлазила». Наказывалось подобное длительным (от 3 до 10 лет) покаянием, при этом с многочисленными ежедневными земными поклонами.

В этом случае подвергалась пересмотру сама основа семейного порядка — господство мужчины.

Сексуальные отношения вне брака

Большинство мужчин в России изменяли своим женам

Две трети россиян — 64% — «всегда или почти всегда» осуждают супружеские измены. Такой позиции придерживаются 69% женщин и 57% мужчин, следует из социологического опроса ВЦИОМ. Среди участников опроса 12% отнеслись к измене «абсолютно лояльно».

При этом лишь 18% респондентов признаются, что следуют 7-й заповеди: «у меня нет иного интимного опыта кроме полученного в браке». Женщины (25%) в три раза чаще, чем мужчины (8%), получают интимный опыт только в рамках супружеской жизни.

Отношение Церкви: резко отрицательное

Нельзя даже мысленно вожделеть чужую жену: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28).

«Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Таин» (58-е правило свт. Василия Великого)

Сексуальная связь мужчины и женщины, не состоящих в браке

Отношение Церкви: умеренно отрицательное

В историческом документе ХII века «Вопрошание Кириково» монах Кирик Новгородец обращается с различными житейскими вопросами к архиепископу Нифонту.

Осуждая внебрачные связи, иерарх все же разрешил причащать на Пасху холостых мужчин, если они согрешили с незамужними женщинами.

Незарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство (сожительство без ЗАГСа и венчания)

Всякое постоянное сожительство полноправных мужчины и женщины рассматривалось в римской империи как брак. Согласно римскому юристу Модестину (III в.), «сожительство со свободной женщиной является браком, а не конкубинатом», — из чего следует, что сожительство с рабыней, которая не обладает правом дать свободное согласие, ни при каких условиях не может быть названо браком.

Современные россияне не считают штамп в паспорте необходимым условием для создания полноценной семьи. В 2016 г. было зарегистрировано минимальное количество браков за последние 20 лет. Россияне не разделяют понятия брака незарегистрированного и брака официального. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года 8.1% мужчин и 6.7% женщин (в совокупности около 9 млн человек) в России состоят в незарегистрированных отношениях. Имущественные отношения между совместно проживающими людьми регулирует Гражданский кодекс РФ.

Отношение Церкви: одобрительное

«Брак есть мужа и жены союз, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора.

Римляне составляют между собою законные супружества, когда исполнят все обнародованное законами относительно браков. А требуется, чтобы брачующиеся мужского пола были в совершенном возрасте, а женского — способны к замужеству, — т. е. те превзошли четырнадцатилетний возраст, а эти более двенадцати лет…

Брак состоит в супружеском их согласии» (Алфавитная синтагма М. Властаря. Начало буквы «Г». Глава 2-я. О браках дозволенных и запрещенных. Определение брака. М., 1996. С. 129-130).

Невенчанный брак допустим, когда второй супруг не может или не желает венчаться. В решении Синода РПЦ от 28.12.1998 г. отмечено, что «Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Сожительство мужчины и женщины при невозможности вступления в официальный брак

Конкубинат — в римском праве это длительное сожительство мужчины и женщины, которые не имели права заключать брак друг с другом, или же такой союз, в котором отсутствовало стремление состоять именно в браке. Конкубинат возникал между лицами, относящимися к различным социальным сословиям: мужчина, как правило, обладал более высоким социальным статусом, чем женщина (например, между патроном и вольноотпущенницей).

В конкубинате нельзя было иметь одновременно не только супругу и конкубину, но и несколько конкубин.

При имп. Юстиниане, конкубинат приобрел значение брака «более низкого уровня» или «низшего права». Его называли «неравным союзом» и «дозволенной законом связью».

Подобные союзы не рассматривались как преступная связь (stuprum).

Отношение Церкви: одобрительное

«Имеющий наложницею честную женщину и делающий это открыто, по-видимому, имеет ее как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом» (Матфей Властарь. Синтагма. П. гл.17).

Такой подход утвержден на церковном соборе: «тот, кто не имеет жены, но имеет вместо жены конкубину, не должен отлучаться от причастия; однако, да будет довольствоваться он союзом с одной женщиной, будь она женой или конкубиной — что его больше устраивает» (Решение 1-го Толедского Собора 400 г. н.э.).

Свт. Василий Великий называл конкубинат блудом, однако предписывал не прерывать данный вид отношений при наличии сильного стремления к нему во избежание более тяжких последствий (26-е правило свт. Василия Великого)

Оральный секс и куннилингус с любовницей

В одном из канонических правил святителя Василия Великого рассматривается ситуация, когда диакон осквернил свои уста с женщиной. Византийский канонист патриарх Вальсамон (1193–1199) в своем толковании на это правило сопоставил куннили́нгус с обычным соитием мужчины и женщины, причем за соитие, по его мнению, необходимо максимальное наказание, ведь это «больший грех» или «полный грех».

Распространено убеждение, будто распутство — это грех, а пост и молитва — путь ко спасению.

Совет преп. Амвросия Оптинского для молодых монахов: «Не бойся никакого греха, даже блуда, а бойся поста и молитвы».

Преподобный Пимен Великий говорил: «Для меня приятнее человек согрешающий и кающийся, нежели негрешащий и некающийся: первый, признавая себя грешником, имеет мысль благую, а второй, признавая себя праведным, имеет мысль ложную».

Мастурбация (рукоблудие, моносексуальный грех)

73-93% людей хотя бы раз в жизни практиковали мастурбацию.

В ноябре 2020 г. на игре капитана сборной России по футболу Артема Дзюбы и всей команды плохо отразился скандал, связанный с соответствующей видеозаписью. Комитет по этике Российского футбольного союза назвал мастурбацию футболиста «ударом по имиджу». Артем Дзюба записал видео в инстаграме, где сказал: «я не идеален, как и любой человек, допускаю ошибки. И все мы грешны, к сожалению», — считает футболист.

Отношение Церкви: умеренно отрицательное

Русское название — рукоблудие и греческое — малакия (не следует путать с понятием μαλακοὶ из 1 Кор 6.9, где ап. Павел, скорее всего, имел в виду пассивных гомосексуалистов).

«Кто совершит малакию (рукоблудие), подвергается сорокадневной епитимии, которую должен проводить в сухоядении, делая ежедневно сто поклонов» (10 правило святого Иоанна Постника, который в 582-595 гг. был Константинопольским патриархом).

Номоканон подчеркивает, что мастурбация не является препятствием для хиротонии во священника: «Аще ли кто от причетник, прежде священия в страсть малакии падется, первее подлежит канону малакии, таже рукополагается».

Из «Правила святых (отец) о епитимьях»: «Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья — 12 дней, поклонов — по 60 на день».

Убеждение, будто распутство и измена жене — традиционные формы сексуальности, а однополый секс — извращение

Отношение Церкви: отрицательное

«Прелюбодей, пятьнадесять лет да не причастится… святый собор прелюбодея, яко блудники запрещает» (24 правило номоканона).

В каноническом памятнике Московской Руси — номоканоне — нивелировано различие в степени тяжести преступлений в сексуальной сфере и указано одно и то же церковное наказание (15 лет отлучения от причастия) для разных грехов в сексуальной сфере:

— прелюбодеяние и блуд (измена супругу и секс вне брака);

— мужеложество (анальный секс с участием двух мужчин).

Сексуальные связи между людьми одного пола

83% опрошенных «Левада-центром» россиян осудили сексуальные связи между людьми одного пола, и только 8% опрошенных заявили, что в таких отношениях «нет ничего предосудительного». Доля осуждающих сексуальные связи между людьми одного пола россиян впервые превысила 80%.

Почти каждый пятый россиянин (18%) считает, что гомосексуалов следовало бы «ликвидировать». Чуть менее трети опрошенных (32%) считают, что гомосексуалов необходимо «изолировать от общества», такое же число респондентов полагают, что их нужно «предоставить самим себе».

Отношение Церкви: значительно отличается в зависимости от формы сексуальных отношений

Церковные каноны не оперируют понятием сексуальной ориентации и рассматривают исключительно поступки.

Мужеблудие (взаимная мастурбация)

В современной России взаимная мастурбация воспринимается как атрибут гомосексуальности.

Отношение Церкви: умеренно отрицательное

11-е правило святого Иоанна Постника предписывает сравнительно простую епитимию при взаимной мастурбации: «Когда два, взаимно, сделают малакию, то наказываются, как за двойную малакию, восьмидесятидневной епитимией».

Подобное деяние воспринималось чуть более серьезным, чем рукоблудие.

Петтинг (сексуальные ласки без проникновения в анус)

Отношение Церкви: умеренно отрицательное

Из «Правила о верующих в гады» видно, как в Московской Руси отличали взаимную мастурбацию от петтинга: «малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами. Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу».

Епитимия при этом также была незначительной: «Смешающиися друг с другом, яко сугубу делающе малакию, сухоясти имут днии осмьдесят, или да не причастятся две лете, творяще поклонов пятьдесят на всяк день» (59 правило номоканона).

Из «Вопрошанья-исповеданья» (XIV век) видно, что если «с кумом или с ближним игра до семени — 40 дней сухо есть».

184-е правило номоканона указывает, что сексуальные отношения пассивного юноши с иным мужчиной без проникновения в анус не являются препятствием для хиротонии во священника: «Аще кто сыи отроча прият от иного истицание в бедра, да запретится первее, потом да освятится, по святому Иоанну Постнику. Зане не бысть совершенное падение, и не вниде педогонон [детородныи уд] в афедрон. Аще ли вниде, да не дерзнет священьство прияти. Не занеже согреши несовершен сыи возрастом, но яко сосуд проседеся, и осквернение пострада, и бысть неключим в священьство».

Здесь цитировалось 30-е правило святого Иоанна Постника: «Кто, будучи еще ребенком, осквернен был кем либо, тот не может вступить в священнический чин, ибо хотя, как несовершеннолетний, он и не согрешил, все же тело его осквернено и стало непригодно для священнического служения. Если же ему, как ребенку, учинена нечистота в бедра, то ему, после соответственной епитимии, нельзя воспрещать вступить в священнический чин».

Лесбийские отношения

Отношение Церкви: умеренно отрицательное

«Лесбиянство не имело в Древней Руси и Московии своего наименования и лишь когда оно переходило в рукоблудие, считалось предосудительным. Ласки же и поцелуи между девочками составляли, как правило, обязательную часть многих народных игр, так что некоторые церковные деятели, даже в случае лишения участниц этих игр девства, назначали за это очень легкие наказания» (Пушкарева Н.Л.).

«Или на подругу възлазила еси? — 5 недель постися».

12 или даже 40 дней епитимьи вряд ли можно назвать серьезным наказанием — примерно такое же покаяние духовники назначали за распевание мирских песен и танцы.

Мужеложество

Отношение Церкви: резко отрицательное

Наказание за анальный секс с мужским полом на Руси колебалось от 8 лет покаяния в XIII веке до 3 лет в XV–XVI веках. Конечно, осуждение и порицание этого порока выказывалось всячески, однако оно не сравнимо с отношением к содомскому греху на Западе, где к XIII веку гомосексуализм карался по преимуществу смертной казнью.

Более терпимое отношение московитов к содомскому греху не раз с удивлением отмечалось многими иноземными путешественниками, в том числе и Сигизмундом Герберштейном.

Подведем итоги

«Чувство человека, как животного кроткого и общительного, изменяемо. Нравственные свойства личности, определяясь условиями общественной жизни, перестают быть устойчивыми. Является неизбежно эволюция морали» (Тихомиров Лев Александрович. Альтруизм и христианская любовь).

Эволюция морали просматривается и в сфере семейных отношений и сексуальности.

Проведенный анализ показывает, что в древнем мире социум (семья, племя) определял очень многое в жизни человека. Контроль над мельчайшими проявлениями сексуальности — важная характеристика деятельности Церкви не только в эпоху средневековья, но и в настоящее время. Сторонники патриархальности и церковных традиций в сексуальной сфере игнорируют все многообразие и сложность нравственного учения Древней Церкви, а также личностные особенности и потребности обычного человека.

Полагаю, что подобные попытки манипуляции сознанием людей указывают на сходство современной Русской Церкви с деструктивным культом и тоталитарной организацией.

Описанные церковные установления и табу воспринимаются современными россиянами как архаичные и средневековые законы, следовать которым практически невозможно.

Осознание сложности, изменчивости и даже противоречивости учения Церкви о сексуальных нравах — важная и актуальная задача. Некоторые церковные предписания отражают резко отрицательную позицию РПЦ по отношению к обычаям россиян, другие же, наоборот, могут восприниматься как значительное «ослабление гаек».

Печально, что морализаторство и ригоризм со стороны известных церковников причиняет боль обычным людям и мешает им жить. Мы помним, как одиозный протоиерей Димитрий Смирнов сравнил российских женщин с проститутками. Не менее отвратительно выглядела травля известного футболиста фактически за баловство.

Полагаю, что причины происходящего заключаются в невежестве духовенства и незнании собственной традиции. А еще в постыдном ханжестве и отрицании фундаментальных принципов гуманизма. В этом смысле Русская Церковь остается зажатой своими «духовными скрепами» в темном средневековье и не способна быть нравственным ориентиром для современной России.

P.S. Абсолютное большинство приведенных правил фактически преданы забвению или значительно смягчены в современных общецерковных документах. Думаю, что было бы честнее открыто признать несостоятельность древних установлений, проведя новую кодификацию церковного права на Поместном или Вселенском Соборе. А пока мы наблюдаем волюнтаризм руководства Русской Церкви с «закручиванием и раскручиванием гаек» по усмотрению патриарха Кирилла.

Этот исторический мусор из неадекватных запретов по-прежнему отравляет жизни миллионов людей.

Литература

«А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: «ЛАДОМИР», 1999

«О канонических аспектах церковного брака». Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 г.

«О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 г.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.1995 N 223-ФЗ; ред. от 04.02.2021)

Цыпин Владислав, прот. Брак // Православная энциклопедия. Т. 6. — М., 2009. С. 146-181

Источник