Семь типов православных РПЦ

18 июня 2021 Елисей Платонов

Думаю, правильнее было бы назвать статью «типы людей, посещающих православные храмы», но это может запутать читателя. С одной стороны, это небольшой очерк по социологии православия, с другой, эта статья — комментарий к выражениям «церковь говорит, что…», «церковь учит…», «по-церковному надо то-то и то-то». Когда слышишь подобные выражения, неплохо разобраться, что имеется в виду под «церковью». Мой вариант ответа: церковь состоит из определенных групп людей, которые можно условно разделить на 7 типов, и в зависимости от того, представитель какого типа говорит, таков и будет ответ на поставленный вопрос.

Текст автора читает Ксения Волянская:

Оккультное православие

Воззрения и практики представителей этого типа очень далеки от христианства, и, по сути, отношения к религии не имеют. Основная цель посещения храмов и вообще религиозных действий — работа с порчей, сглазом, заговорами, призывание удачи (здоровья, денег, etc.). Фактически, это магия в чистом виде. Студентка, которая первый раз зашла в храм поставить свечку, чтобы хорошо сдать экзамен, тоже относится к оккультному типу. С этого вполне можно начать дальнейшее путешествие в религию, так что священники на приходах поступают совершенно верно, когда потакательски относятся к подобным вещам. В каком-то плане это достаточно хорошая миссионерская позиция.

Понятно, что трудно вообразить какого-нибудь римского ремесленника во втором веке, который случайно забрел на агапу христиан, чтобы попросить себе удачи в сбыте своих горшков. Но для этого у ремесленника были другие варианты, представленные обширным пантеоном языческих богов, к которым он мог совершенно спокойно обратиться. В современной России с этим напряженка, а у предпринимателей, например, потребность в сверхъестественной удаче остается, поэтому приходится удовлетворять ее так, как получается.

Наличие оккультного православия — это прямое следствие монополии РПЦ на связь с высшими силами. В буддистских и мусульманских регионах ситуация аналогичная, так что обвинять саму церковь в этом не имеет смысла. В данном случае она выступает как некий центр притяжения всего, что связано с религиозностью и духовностью, и поэтому несет определенные издержки.

Народно-религиозное православие

Тут религия выступает как отдельная сфера жизни, часто ограниченная исключительно праздниками, обрядами, а также приметами и суевериями. Люди с такими взглядами появляются в храмах по большим праздникам, очень любят взаимодействие с материальными предметами (святая вода, куличи, вербочки). От оккультного типа отличаются не сильно, но считают православие все-таки больше религией, чем магией. Для них религия — это то, что соединяет человека с чем-то высшим. Возможно, у них нет возможности или потребности для перехода на следующую ступень, но важно то, что есть хотя бы это что-то высшее, что согревает душу.

Иногда их называют захожанами. Некоторые священники считают, что подобные захожане — причина их выгорания. Молодой священник-идеалист не признает народно-религиозного течения и жаждет активно с ним бороться, у него есть желание переделать таких людей во что-то другое, более соответствующее идеальным представлениям неопытного иерея. Почти никогда это не дает результата, представитель народной религии так и остается захожанином, а вот разочарование иерея все увеличивается, и не случайно, потому что захожан очень и очень много, поэтому разочаровываться при желании можно до бесконечности.

Идеологическое православие

Среди адептов этого типа широко представлены патриоты, казаки, вообще все, для кого религия как связь с чем-то высшим неважна, а важна именно как «вера предков» (вспомним поправки в нашу Конституцию). Тут православие выступает как средство национальной идентификации. Работает классическая формула «русский — значит православный». Апелляция к скрепам из уст нашего вождя — это как раз ориентация на достаточно многочисленный «идеологический» электорат. Среди всех остальных типов, они как раз реже всего появляются в храме или вообще могут туда не заходить, потому что тут функция религии сведена исключительно к национальному символу.

Воцерковленные

В этом случае у меня были проблемы с названием типа, потому что если быть точным, то нужно бы назвать этот тип ортопраксическим православием (от греч. ὀρθοπραξία — «правильное действие»), т.е. тип, для которого важно выполнение правильных действий. Призыв «молись, кайся, причащайся» они понимают буквально и воплощают его на практике. Эти люди часто действительно ищут Бога или избавления от своих проблем и верят в религию, в то, что она приведет их к спасению (через правильные действия, естественно). Иногда их пренебрежительно называют верунами, что по сути правильно, но из-за отрицательных коннотаций я бы не стал употреблять такой термин.

В отличие от захожан, классические воцерковленные люди составляют бо́льшую часть прихожан (помимо ультраправославных). В целом они удовлетворены теми ответами, которые находят в церкви. Их позицию можно выразить следующим образом: «все уже известно, просто делай, что говорят».

Ультраправославные

Это фундаменталисты, ортодоксы самых разных толков, люди, которых обвиняют в ПГМ. По факту, это упомянутое выше ортопраксическое православие, только более пассионарное и доведенное почти до логического конца, включая следование самым разных старцам и иным экзотическим направлениям. В каком-то смысле, это социальные маргиналы, нашедшие свою идеологическую основу. По моим впечатлениям, в церкви их намного больше, чем в любой другой социальной группе (и это повод задуматься вообще о «болящих» разных сортов в церкви). Ультраправославных интересуют теории заговора, жидомасоны, антихрист, число зверя, царь Николай и т.д. Они проживают очень интересную и увлекательную жизнь, которая мало соотносится с реальностью.

Клерикальное православие включает священников и епископов, которых, по-хорошему, можно четко разделить на две группы, но суть одна и та же: большинство из этих людей живет в своих отдельных мирах, многие верят, что благодаря определенным ритуалам Бог выделил их в отдельную группу и они получили дары благодати и учительства, вынесения своего суждения о том, что происходит вокруг, дар видения душ и понимания воли Бога. Если обычный православный мирянин в каком-то смысле ощущает собственную избранность из-за принадлежности к правильной религии, то представьте, какие искажения восприятия реальности могут проявится у человека, который является избранным среди избранных. Несмотря на то, что большинство священников, по моим впечатлениям, в целом адекватные люди, практически никто из них не защищен от профессиональной деформации. Про епископов же я вообще молчу, потому что представить себя «деспотом» среди избранных из избранных — выше моего понимания.

Либеральное (или интеллигентское) православие

Это авторы и читатели Правмира, Фомы и т.п. Очень часто это городская интеллигенция, как правило, люди с высшим образованием, прошедшие этап первоначального и «срединного» воцерковления и приходящие постепенно к «православию с человеческим лицом», причем очень разными путями и с очень разным результатом.

Можно выделять еще более мелкие направления, типа академического или монашеского православия, православия церковных старушек и т.п., но это не сильно меняет картину, как мне кажется. Также важно отметить, что социальные группы и типы православных не совпадают. Можно быть и интеллигентом, и ультраправославным (яркий пример — митрополит Тихон Шевкунов). Ну и конечно, четких границ между представителями типов нет, никто не носит соответствующие знаки отличия, хотя часто по выражению лица, манере одеваться и говорить можно точно сказать, кто перед тобой — либерал или ортодокс. Один тип может плавно перетекать в другой или же в одном человеке может совмещаться несколько типов одновременно.

Все эти группы объединяет идеализм и формальная принадлежность к православию, плюс почти неизбежный консерватизм в нравственных и социальных вопросах. Как логическое продолжение почти обязателен консерватизм в политических убеждениях, но есть одно исключение — либеральный тип оправдывает свое название, и представители этого типа действительно могут иметь либеральные политические взгляды.

Основная разница между типами, как мне кажется, заключается в ответе на вопрос о том, насколько религия должна определять жизнь человека, семьи, государства и мира в целом. Как известно, отделение религии от государства, а также от идеологии, семьи, политики, философии, нравственных убеждений и т.п. произошло совсем недавно, в Новое время. Но в современном православии религия до сих пор не отделена в сознании многих верующих. В каком-то смысле это последствия архаичного сознания, которым православие просто пронизано, и которым очень гордится.

Если описывать эти типы по степени проникновения религии в указанные сферы, получается следующая картина:

  • максимальное проникновение религии во все сферы — у ультраправославных (религия должна проникать во все);
  • степень меньше — классические воцерковленные (религия определяет жизнь человека и семьи, государство желательно, но не обязательно);
  • клерикалы — проникновение в сферу работы и семьи (при этом у епископов религия также должна проникать во все остальное, тут они сближаются с ультраправославными);
  • интеллигентское православие — как минимум жизнь человека (внутренняя жизнь);
  • далее по убывающей идеологическое православие — религия не проникает в жизнь человека и семьи, но желательно постулировать ее на уровне государства;
  • народно-религиозное — очень узкая сфера традиций и семейной или национальной идентичности, но даже до уровня идеологии не дотягивает (разве что в стиле «русский — значит православный»).

Отдельно стоит сказать об оккультном православии, которое к религии отношения не имеет, но, как ни странно, достаточно сильно проникает именно в религиозность, т.е. это такое противотечение. Об интересе к оккультизму в самом православии уже написано, и это затрагивает все слои общества от самых высоких государственных постов до самых низов и маргиналов.

Каждый тип обладает своим набором убеждений, инструментов, легенд, мифов, своим набором ответов на основные вопросы. Например, несмотря на постоянную трансляцию священниками универсального ответа «молись, кайся, причащайся», многие священники исповедуются чуть ли не раз в год духовнику епархии. Вообще проблема представителей идеалистов клерикального типа (к которым можно отнести т.н. «профессиональных православных»-мирян) в том, что они хотят изменить всех остальных и превратить их как минимум в воцерковленных, а потом в какую-нибудь общину Духа, где каждый проникнут благодатью и стремится попасть на небо под мудрым руководством своего богопросвещенного наставника. Столкновение с приходской реальностью эти мечты развеивает и заставляет идти на компромиссы, часто со своей совестью и взглядами, что создает внутреннее напряжение, которое приводит к выгоранию, безразличию, снятию сана и т.д.

Когда в дискуссии, к примеру, на просторах интернета, встречаются представители разных типов, то если читать либералов, складывается впечатление, что именно их точка зрения на православие и вообще религию и веру самая правильная, и дальше все должно развиваться именно по тому плану, который они себе представляют. Воцерковленные часто просто повторяют то, что слышали в церкви или читали в книжках, и имеют право на это, потому что это сработало для них. Появляется какой-нибудь священник, высказывает что-нибудь богомудрое, и кажется, что все умолкают, но для ультраправославных авторитетов нет, кроме того, что они сами считают авторитетным, и своим безапелляционным напором они сметают все.

Так как сана у меня не было, я не принадлежал никогда к клерикальному типу, но во все остальные погружался сполна. Начинал я с народно-религиозного православия и через разные этапы (в том числе ультраправославных с теориями заговора и примесью оккультизма) дошел до либерального типа, пока в жизни не произошел переворот, после которого получилось посмотреть на все это со стороны. Надо сказать, что когда я был на каждом этапе, именно это конкретное течение я считал самым правильным и не признавал остальные. По прошествии определенного времени, отстранившись от самой религии, я стал видеть доводы (чаще не логические, а, скорее, эмоциональные) каждого направления и понимать его «правду» и ограниченность одновременно. В конце концов, это очень интересно, что такие разнородные группы с разным представлением о конечной цели считают себя частью единой организации.

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: