«Система или семья?»: выбор священника

16 октября 2018 Алексей Плужников

Мы не раз уже обращались к материалам сайта «Пастырь», созданного для общения священнослужителей и епископата, даже посылали через священника туда вопрос «Как вы относитесь к сайту „Ахилла“ и темам, которые на нем обсуждаются?», но этот вопрос был проигнорирован. И вот — о чудо! — на сайт внезапно пропустили вопрос на самую «ахилловскую» тему, и даже два (пока) архиерея ответили. А тема касается истории с отцом Олегом Курзаковым. Вот такой анонимный вопрос опубликован на «Пастыре»:

«„Система“ и семья: выбор?!

Дорогие владыки и отцы благочинные/настоятели! Как бы вы поступили, если бы в вашей епархии / благочинии / приходе произошла история, подобная трагедии о. Олега Курзакова? Согласитесь ли вы с реакцией епископа Питирима (Творогова)?

И вопрос ко всем отцам (для комментариев) — задумывались ли вы над ситуацией, когда придется выбирать между „системой“ и семьей?»

(Комментарии к записи сначала были открыты, я успел увидеть первый комментарий, но после админы спохватились и теперь доступ к комментариям есть только у зарегистрированных пользователей. А к сегодняшнему утру и саму тему закрыли, оставив вход для чтения только клирикам. Но, подозревая, что тему закроют, я сделал скриншоты, которые прикреплены в конце нашего материала.)

Первым отвечает митрополит Саратовский Лонгин (Корчагин).

Сначала он мягко журит епископа Питирима за то, что тот выложил свое письмо в соцсети, мол, тот «погорячился».

А потом митрополит начинает рассуждать на тему служения и семьи священника. Оказывается, говорит митрополит Лонгин, смысл жизни священника — в служении, и семья ему нужна — для служения. Жена ему нужна не ради какой-то там «влюбленности» или чего другого, а лишь как «помощница в священнослужении». И если священник ставит на первое место семью, а не служение, то он «ошибся в выборе»:

«Все-таки Церковь — это жизнь, это служение. Проблема в том, что очень многие молодые люди — я как архиерей и ректор семинарии могу об этом свидетельствовать — крайне мало мотивированы в выборе своего жизненного пути, в том числе и священнического служения. Они очень плохо представляют себе, что это такое. И еще меньше они понимают, что такое семья. На моих глазах были созданы уже несколько сотен священнических молодых семей. Но я видел лишь очень небольшое количество молодых людей, семинаристов, которые, выбирая супругу, выбирали, по слову Иоанна Крестьянкина, себе помощницу в священнослужении. Все остальные руководствовались чем угодно, начиная от обычной юношеской влюбленности, которая очень быстро проходит, и заканчивая желанием поскорее выложить веер красивых фотографий со свадьбы в соцсетях.

Поэтому, конечно, все зависит от того, насколько будущий священник понимает, к какому служению он себя готовит: к Кому он приступает и от чего отрекается, как сказано в чинопоследовании монашеского пострига. Это страшное заблуждение — думать, что человек, который выбрал священство, ни от чего не должен отрекаться; что он сможет жить так, как живут окружающие его сверстники, причем жить еще лучше, „круче“, вольготнее. И большинство наших проблем связано именно с этим заблуждением. Семья дана священнику в помощь для его служения, а не служение является одной из возможностей нормально устроиться в этой жизни и средством прокормить семью. Я уж не говорю о мотивации будущих матушек: подавляющее их большинство смотрят на выбор служения будущим супругом, именно как на выбор профессии, не более. Они не понимают и даже не хотят понимать, на что они идут, и чему должны будут посвятить свою жизнь».

Год назад митрополит Лонгин уже высказался о нашем проекте и о священниках, которых он рукополагает:

«Я, как архиерей, могу сказать и о себе. Я вообще человек грешный и знаю свои грехи. Они самые разные, но они все вместе — пылинка по сравнению с тем грехом, который я совершаю, когда рукополагаю человека недостойного. Апостольская заповедь гласит: Рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим. 5:22), а среди нынешних кандидатов встречаются, к сожалению, люди, которых, как выясняется впоследствии, ни в коем случае нельзя было вводить в клир. Это трудно или почти невозможно распознать заранее: они учились в семинарии, не совершили каких-то грубых проступков. Пришло время — просили хиротонии, их рукоположили, а потом оказалось, что этим людям близко не надо было подходить к церковному порогу. И такие люди, увы, встречаются везде. Ведь на том же „Ахилле“ посмотрите все эти „исповеди“ бывших батюшек: при том что у них были самые разные обстоятельства, понятно, что эти люди совершенно не имели представления о том, кто такой священник, зачем он поставлен и что должен делать. У них совершенно обычные, материальные претензии: им чего-то недодали, или отняли то, что они считали своим по праву, а самая главная проблема обычно — почему его, беднягу, коварнейшим и жесточайшим образом отправили служить в деревню. Это конец жизни, трагедия. Надо срочно все бросать и писать жалобы в интернет о самодурах-архиереях…»

Таким образом, своим главным грехом митрополит считает рукоположения «недостойных священников», из числа своих же семинаристов, среди которых он так и не смог рассмотреть будущих негодяев, строчащих исповеди на «Ахиллу». Да и сегодня саратовский архиерей прямо говорит, что перед его глазами прошли «сотни священнических молодых семей», где будущие пастырь и пастырица его епархии женились ради «веера свадебных фотографий» или ради занюханной влюбленности.

Но, владыченько дорогой, а кто же воспитал этих семинаристов? А кто велел им побыстрее найти себе жен? А кто их рукоположил? Не вы ли?.. Так пойдите и отправьте себя в запрет за такие тяжкие прегрешения против Церкви или хотя бы плюньте в зеркало, когда примеряете новую митру.

Но промыслительно, что именно митрополит Лонгин отвечает на вопрос, касающийся Олега Курзакова, потому что тот — под псевдонимом «отец Пафнутий» — уже отвечал митрополиту год назад:

«От себя я скажу, что я не бывший, а — наверное, к огорчению владыки, —вполне себе действующий священник (отдельный риторический вопрос владыке: почему столько ныне служащих священников все же пишут на „Ахиллу“?), что я не утратил веры и люблю Христа и Его Церковь. Но мне действительно омерзительны ложь и цинизм, которые сегодня пронизывают церковные отношения.

И да, могу засвидетельствовать, что не за материальными интересами лично я, как и, думаю, большинство критикующих сложившуюся систему, пришел в Церковь и пишу не от того, что мне чего-то „материально недодали“. По себе других не судят, дорогой владыка (а вы действительно очень дорогой для Церкви, на вес золота, ваша цена — это стоимость многих загубленных и похеренных от безденежья церковных проектов). И если вы, как епископ, в ставленниках не можете распознать корыстолюбцев и отступников, увидеть их устроение (а это не так сложно), то это лишь свидетельствует о вашей профнепригодности и необходимости отправиться на ту „почетную пенсию“, о которой недавно сказал патриарх».

Но вот теперь митрополит Лонгин может возрадоваться — и «отец Пафнутий» теперь тоже бывший, потому что вместо системы (без всяких кавычек) выбрал семью и честную жизнь.

***

Вторым отвечает на вопрос анонима епископ Константин (Островский), Коломна.

Сначала он упрекает автора вопроса за то, что тот занимается «скрытой рекламой»:

«Надо заметить, что иногда вопрос является скрытой рекламой. Я, к примеру, пока этот вопрос не прочитал, не очень-то и знал эту тему. А сейчас прочитал вопрос — полез читать в Интернет и заодно погрузился в дебри осуждения и этого батюшки, и епархии.

Поэтому вопросы такого типа, если они не очень известны, мне кажется, не стоит поднимать: не нужно заниматься лишней рекламой падений других людей».

Ну, если вам, владыко, что-то и неизвестно, то только на нашем сайте статью отца Олега о его уходе из священства прочитали более 50 тысяч человек, не говоря уже об открытых письмах его епархиального архиерея митрополита Красноярского Пантелеимона и того самого грязного и безумного письма епископа Питирима (Творогова), который грозил священнику смертью детей.

Но «погружение» в тему не много дало епископу Константину: он смог понять лишь, что священник «падший», которому нужно «покаяние»:

«В священническом чине тоже бывают трагедии, и эти трагедии связаны как с недостоинством самих людей, с их грехами, так и с внешними обстоятельствами. Поэтому всякий начальствующий, будь он архиерей или благочинный, или настоятель, видя трагедию собрата, должен понимать, что, возможно, в этой трагедии есть и его вина. Если эта вина очевидна — значит, надо исправляться и не бояться сказать: „Что-то я сделал такого, что способствовало падению брата или других братьев“.

А за самого этого священника (бывшего) надо молиться, чтобы Господь дал ему истинное покаяние и мир душевный, и желание быть со Христом, и иметь мир с Богом и с людьми».

В общем, старый припев: самадуравиновата или, с поправкой на крест и бороду священника — сампавшийбывший. А мы за тебя помолимся.

Вашими молитвами, владыки, да избавит Господь всех нас. От вас. Аминь.

 

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: