Скандал в церковном семействе: от «города бесов» к «ветхозаветному» Екатеринбургу
30 июня 2020 Татьяна Осинцева
Екатеринбург посетила с неожиданной миссией телеведущая телеканала «Дождь» Ксения Собчак. Что искала она в нашем краю далеком, как парус из стихотворения Лермонтова? Под ней же струя светлей лазури и луч, как говорится, золотой… Но нет! Она, мятежная, возжелала бури…
А буря-то разразилась между официальной церковной властью в лице митрополита Кирилла и схиигуменом Среднеуральского женского монастыря Сергием Романовым. И вмешательство третьих лиц — совершенный нонсенс. В мире «паки и паки» и «благословите, Владыко» чужие не ходят. А такие чужие, которые в гробу венчаться ездят, а после Таинства Венчания диаволиаду играют на сцене своих ожидаемых утех — это особый мирок гламура и вседозволенности. И называется он — «кощунство». Все уже забыли, что когда-то «кощунниц» посадили в колонию. Но т.н. светскую львицу никто и пальцем не тронул! Хотя глумление над церковью она сочинила по всем правилам нечистой силы.
И что же! Пригласили! Пригласили для освещения скандала. Она и до монастыря доехала, чтобы подснять что-то «эдакое», но фокус не получился. Получился скверный анекдот, как сказал бы Достоевский. Но чтобы хоть как-то улестить столичную «штучку», старший священник Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло (тот самый переговорщик со стороны епархии с горожанами во время конфликта в сквере, у которого ничего не получилось) принял «священную корову» Собчак под белы рученьки в Царском центре. Это особое место, где и храм имеется, и музей, и могут по-царски угостить. Понятно, что без благословения Владыки он бы не стал встречать «гостью из будущего» со «свитой».
Конечно, правящий архиерей все знал и одобрил. Однако странное и какое-то неприличное дело выходит. Вроде Собчак показала свое презрение к церкви и ее таинствам публично, а ее привечают как лучшего друга, высокую персону. Ну почему? Почему она стала так мила официальному церковному начальству? Ведь понятно, что на ее объективность рассчитывать не приходится. Она исполняет какую-то особую роль? Для чего она нужна вообще, если все, к чему она не прикасается в своей т.н. информационной работе, — провокация и дурной тон?
Предположим, она должна поведать всему миру, что Романов — сектант и монастырь не православный. Но это не факт, как говорится. И ей-то уж точно не разобраться — служит он Литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого. Можно только предполагать, что ее пригласило епархиальное начальство, но как же не подстелило-то соломки под одно место? Репутация светской львицы одиозная и провокационная. А доверять таким людям — себе дороже.
И все-таки скандал с Романовым зашел так далеко, что митрополита не спасли бы и афонские старцы. Конфликт в епархии и связанный с епархией — не первый (предполагаемое строительство храма на акватории городского пруда, ситуация со сквером, ситуация с супрематической картиной на площади Уралмаша). А при таком непонимании церковным руководством чаяний и запросов горожан, надо полагать, не последний. Причины же совершенно просты. Церковный менеджмент не справляется с вызовами времени. Может, священнослужители служат по книгам и правильно, да не понимают, зачем служат, а главное — для кого. Церковная верхушка так далека от народа как богатые от бедных. В данном случае простой поп оказался честнее и ближе тысячам прихожан, и в отличие от митрополита встал на защиту православия, справедливо не пустив на территорию монастыря кощунницу.
В общем, визит Собчак в платочке вызывает волну негодования верующих (праведного, кстати), а помыслы (точнее, умыслы) и, главное, действия митрополита и его приближенных демонстрируют, что для достижения личных целей они готовы пойти на сделку с кем угодно, хоть с дьяволицей.
Покидая Екатеринбург, такой драчливый с одной церковной стороны и такой гостеприимный с другой церковной стороны (принимали в царском подворье, угощали по-царски, подарили икону), Собчак в телеграм-канале назвала его городом ветхозаветных нравов. Любопытно, знает ли она хотя бы имена ветхозаветных старцев и пророков? Ранее, вспомним, другой теле- и радиоведущий назвал Екатеринбург городом бесов. Какой, интересно, новой характеристики удостоится орденоносный город трудовой славы после очередного скандала, которые периодически провоцируют сами церковные власти? И вот интересно: какую-такую веру в Бога, как предполагается записать в статью Конституции РФ, передали предки представителям Екатеринбургской митрополии? Веру в золотого тельца?
Дискредитируя всю Церковь, священнослужители епархии, разбившись на группы по интересам, устроили в своем, надо сказать, сытом и богатом доме («место злачно») шумный — на всю страну — скандал в худших кухонных традициях советских коммуналок. А страдают, как всегда в таких случаях, тихие и добропорядочные соседи.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)