Скромность и смирение — это вам не глазки долу
20 августа 2021 Владимир Старковский
Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.
Для начала перечислим проявления гордости (пристрастного отношения к высоте своих достоинств).
а) Комплекс неполноценности.
Страх перед неодобрительной молвой, перед нелестным, пренебрежительным мнением.
Страх перед насмешкой, осуждением и презрением.
Мнительность, ранимость, застенчивость, обидчивость, страх публичности.
Страдание из-за незначительности, ущербности, неполноты своих достоинств.
Гипертрофированная потребность в благоприятном и лестном мнении о себе.
б) Комплекс демонстративности.
Стремление быть объектом интереса и внимания.
Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.
Стремление оставлять о себе память (хотя бы и негативную).
Стремление к известности, популярности и славе.
Демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, хвастовство, эпатажность.
в) Комплекс доминирования.
Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.
Неприятие чужой значимости, первенства и превосходства.
Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.
Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости.
Стремление влиять, поучать и убеждать.
Неприятие чужих мнений, замечаний, возражений, критики и советов.
Стремление превзойти, победить, опередить, стать первым.
Неприятие превосходства чужих благ, достоинств и успехов (зависть).
Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство.
г) Комплекс агрессивности.
Агрессия гордыни мотивирована удовольствием от демонстративного и грубого попрания чужого достоинства во утверждение своего превосходства и доминирования. Агрессия гордыни проявляется как стремление словом или делом унизить, оскорбить, опорочить; как грубость, хамство, язвительность, вызывающее поведение, наглость, циничность, вандализм, жестокость.
Вот она какая, эта гордость, вот и попробуй дать ей определение.
А существует ли свойство характера, противостоящее всем этим проявлениям гордости? Существует ли антоним к слову «гордость», обозначающий «бесстрастное отношение к высоте своих достоинств»? К чести лексикографов, я по крайней мере дважды сталкивался с определением скромности в контексте «бесстрастное отношение к высоте своих достоинств». Хотя обычно главным смыслом в определениях скромности выступает «небогатство». Что и неудивительно, потому что главные предметы гордости — это предметы благосостояния. В качестве сопутствующего значения и небогатство как определение скромности вполне приемлемо. Но у гордости кроме богатства много и других статусных ценностей. Например, такие предметы гордости как звания, заслуги, достижения, таланты, первенство, прогрессивность, модность, независимость, бесстрашие, сила, внешние данные, место жительства и множество других предметов и обстоятельств, вплоть до совсем уж ничтожных.
Понятно, что у «пристрастного отношения» очень много реакций и проявлений, но какие такие реакции могут быть у безразличия, у «бесстрастного отношения»? Какие могут быть проявления, когда отсутствуют побуждения как-либо реагировать?
А у скромности-то, оказывается, нет никаких проявлений. Оказывается, что скромность обнаруживается только как отсутствие привычных и повсеместных проявлений гордыни. Поэтому попытки дать определение тому, чего не существует, и уводят мысль куда попало. Дать определение скромности непростая семантическая задача, а впрочем, дать определение гордости тоже непросто, уж больно масштабное и многообразное это явление.
«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: „уступи ему место“; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место». (Лк.14:7-9)
«Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». (Мф.20:24-27)
«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». (Мф.18:1-4)
«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше». (Мк.9:33-34)
«Молчали», ну стыдно как-то признаваться, что опять спорили о том, кто первый, лучший и главный, прям как девочки, меряющиеся красивостью кукол или модностью платьиц. Девочкам такое поведение, конечно, простительно, но не мужам же. Вот уже и Тайная Вечеря, а они все спорят о том, кто из них главней. Понимая, сколь разрушительна гордыня, и видя, что никакие увещевания на учеников не действуют, Сын Божий, собирающийся на свою собственную казнь, совершил невероятное:
«Влил воды в умывальницу и начал обмывать ноги своим ученикам и обтирать полотенцем, которым был подпоясан… Когда же умыл им ноги и одел одежду Свою, то, возлегши опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг Другу. Ибо Я дал вам пример чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». (Ин.13.5,12-16)
Человек перед казнью не может так поступить, человеку в такой момент не до морального облика тех, кто остается жить. Так мог поступить только Бог. В той иудейской традиции ноги гостям и хозяевам мыли рабы. А тут ноги человекам моет Бог, отправляющийся на казнь. Разумеется, что речь в этом нравственном уроке идет не о мытье ног. Спаситель как обычно воспользовался образным выражением мысли, которую Он хотел донести.
Смирение означает то же, что и скромность — «бесстрастное отношение к высоте своих достоинств», но в этом случае язык не поворачивается сказать, что Господь явил скромность. Смирение — это скромность в самой высокой и самоотверженной степени. Скромность и смирение — это вам не глазки долу, это качества достоинства, силы и самоотверженности. Поэтому, когда я вижу обряд, где гордец делает вид, что моет ноги другим гордецам, я вижу в этом обезьянничании лишь богохульство.
Избежать ловушек гордыни можно, только пренебрегая «авторскими» правами на свои достоинства и достижения, относя их на счет судьбы, случая, воспитания, участия других, врожденных способностей. Верующий же, памятуя о божьей всепричинности, все свои достоинства и достижения должен считать вверенными ему «талантами», которые ему вменено реализовать.
«Я ничего не могу творить Сам от Себя, как слышу, так и сужу и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Ин.5:30). «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать». (Лк.17:10).
Почему среди сугубо нравственных заповедей появилась весьма строгая заповедь о необходимости реализации своих «талантов» (самореализации)? Вероятно, потому, что домостроительство Божье, эволюция мира, бытия и человека в весьма значительной степени находится в наших руках. Нет у Бога других рук, кроме наших. И даже по поводу того, что женщина спасается чадородием, не следует иронизировать. Взращивание человечков — это очень значимый и очень тяжелый «талант».
И хотя скромность никак не проявляется, в силу своей поведенческой естественности, все же попытаемся немного восполнить этот понятийный пробел.
Скромность (бесстрастное отношение к высоте своих достоинств) освобождает человека от необходимости притворяться, чтобы представляться в выгодном для себя свете, что позволяет человеку быть естественным и непринужденным.
Скромность естественна как на дне социума, так и в его верхах. Чувства же гордеца, при такой перемене ситуации, меняются от презрительного высокомерия до чувства неполноценности.
Скромность благожелательна к обладателям меньшего социального статуса, гордость же скрывает свое презрение за лицемерной вежливостью, а при удобном случае даже и не скрывает.
Скромность неуязвима для чужого превосходства и своей социальной незначительности, от них страдает только гордость.
Скромность относится к возражениям и критике бесстрастно, а потому человек скромный способней и к объективному пониманию действительности, и к обретению мудрости.
Скромность сохраняет непринужденность отношений, ибо не обнаруживает неравенства, а также не стремится и не боится его обнаружить, тогда как гордость и зависть создают вокруг неравенства лицемерно-напряженное умолчание.
Скромность (бесстрастное отношение к высоте своих достоинств) порождает взаимоуважение даже между хозяином и прислугой, тогда как гордость сеет неприязнь даже среди друзей.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)