Слепой слепого куда приведет? — протоиерей Владимир Волгин и его духовные чада

13 июля 2022 Алексей Марков

Многие, наверное, уже заметили, что самые лютые, непримиримые речи в пользу войны (и не только с Украиной) льются сейчас из двух источников: Дмитрия Анатольевича Медведева и Ивана Охлобыстина. Цитаты я приводить не стану, желающие могут заглянуть в Телеграм бывшего президента РФ или Дзен актера и священника (напомню, Охлобыстин просил снять с него сан в связи с возвращением к актерской деятельности, но патриарх Кирилл ограничился запретом на служение), зрелище это не для слабонервных, особенно это касается Ивана, по мне так это уже сильно напоминает одержимость или, как еще говорят, беснование.

Конечно, все мы периодически угораем над вот этим всем, это нормальная реакция на пафосное человеконенавистническое и откровенно лживое безумие, но стоит все же и отнестись серьезно с другой стороны: даже если считать их ну просто шутами, то следует помнить, что шуты часто позволяют себе сказать то, что их хозяева думают, но произнести им как-то не очень прилично. Тем более один из «шутов» не просто какой-то там шут…

В общем, о суицидально-апокалиптической секте, что находится если не при, то возле власти и собственно ядерной кнопки в РФ, и готовой уничтожить весь мир, если он не захочет им подчиниться, говорят немало уважаемые авторы, от политологов до историков религии. Но вот, кажется, никто еще не заметил, что у наших двух таких знаковых героев… один духовник — настоятель храма на Софийской Набережной, буквально напротив Кремля — протоиерей Владимир Волгин.

Владимир и Анатолий Волгины — братья из московских интеллигентских кругов, пришедшие в 60-70-е к православию, оба были близки кругу о. Александра Меня, оба стали священниками в провинции. Покойный о. Анатолий так и остался служить в Тверской области, я был с ним лично знаком, это был действительно достойный, трезвый, порядочный священник классического типа.

Будущий о. Владимир был алтарником у Меня, но позже, уже священником, обвинил своего бывшего настоятеля в «подрыве основ православия». Письма самого В. Волгина мне найти не удалось, лишь ответы о. А. Меня.

Начиная с 1970 года, о. Владимир часто посещал Псково-Печерский монастырь, он прямо называет себя духовным сыном легендарного архимандрита Иоанна Крестьянкина, почитаемого прозорливым старцем. С начала 90-х о. Владимир становился все популярнее, поползли слухи и о прозорливости батюшки, и о чудесах по его молитвам. Стали все чаще появляться люди влиятельные и с деньгами, и о. Владимир получает тот самых храм напротив Кремля. Помимо наших столь теперь ярко выражающихся героев духовными чадами батюшки становятся актриса Екатерина Васильева, ставшая важной фигурой в храмовой общине и принявшая позже монашество, певица Валерия и многие другие. Батюшка становится столь популярен в привластных кругах, что, например, во время знаковой службы при воссоединении общения РПЦ И РПЦЗ в Храме Христа Спасителя он в отдельной нише исповедует VIPов.

Храм Софии Премудрости Божией ведет активнейшую коммерческую деятельность, торгует книгами и особенно славится своими ювелирными изделиями, по поводу этого возникает множество вопросов, имелись и нехорошие истории, но расследование коммерческой деятельности подконтрольных о. Владимиру организаций не является темой нашего топика.

Я не знаю, одобрял ли о. Владимир происходящую войну и говорил ли что-либо по поводу, но, честно сказать, не думаю, что лично он является членом этой суицидально-апокалиптической секты, он человек другого плана и опыта, хотя в наши дни сложно говорить такие вещи с уверенностью. По поводу отношения о. Владимира к обязанностям духовного отца: он подтверждает, что у него много чад, не говорит, что это просто люди, которые бывают у него на исповеди, но при этом строго ограничивает свои полномочия и не призывает к послушанию себе: «Но духовные отцы, являющиеся такими же незрячими, как я, не должны требовать этого послушания от своих духовных детей. Как я, незрячий, буду требовать послушания, которое в конечном итоге может завести человека в яму? Слепой слепого куда поведет? В яму. Обязательно провалятся оба. Поэтому к своим духовным детям я проявляю разумнейшее, на мой взгляд, снисхождение и не требую от них послушания себе. Я требую послушания заповедям Божиим, послушания в отношении установленного ритма исповеди и причастия».

Что ж, разумно, насчет ритма исповеди и причастия тоже понятно, но как насчет послушания заповедям Божиим и тому, что несут сейчас эти два его духовных чада? То, что на весь мир говорят эти чадца — как с ними соотносится? Я понимаю, что подвиг дело добровольное, но если духовный отец не в силах ни вразумить, ни дистанцироваться от таких публичных слов своих чад, то какой смысл в этой всей сложной «духовной жизни», ради того ритма причастия и исповеди? Главная и единственная цель тогда — просто удержать человека в конкретном церковном институте? «Слепой слепого куда приведет?» Ну, может быть, тогда и не вести, если действительно, не жеманничая на словах, ощущаешь себя слепым? Что это? Православие без христианства? Да и православие ли? Ролевая игра? Или уже то самое Z-православие или ортовуду в версии лайт?

Кажется, не зря они тогда разошлись с Менем, о. Александр не вполне понимал, да и я не возьмусь утверждать однозначно, но видится, что это был не просто выбор разных путей, это был выбор разных вер. Для многих, вероятно и для популярного и опытного священника Владимира Волгина, теперь настало время переосмысления, а может быть, того самого покаяния (метанойи, изменения сознания), о котором так любят говорить в церкви, и дай нам всем Бог трезвости и честности на этом пути! Но и на уровне, не побоюсь сказать, человечества важно будет детально изучить и понять роль этой русской веры в формировании суицидально-апокалиптической секты, угрожающей теперь всем и уже натворившей столько бед, как говорившая столько о смирении, духовной трезвости и осторожном обращении с мистическими и духовными предметами церковь не приметила в своей лавке такого «слона»? Эти вопросы ждут подробных и вразумительных ответов, и они будут даны, если мы все это переживем, разумеется.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: