Смешались в кучу епископы, монахи, каноны, суды и благочинных сыны…
9 января 2020 Алексей Плужников
Заглянул на сайт Алатырской епархии (Чувашская митрополия) и на главной странице увидел закрепленный текст указа об извержении из сана местного иеромонаха. Точнее, опубликован не сам указ, а резолюция Патриархии, подписанная бывшим управделами МП митрополитом Варсонофием (Судаковым), от 30 января 2018 года. Текст резолюции нам показался интересным, и мы решили ознакомиться с этой историей поближе.
В резолюции сообщается, что патриарх подтвердил извержение из сана клирика Алатырской епархии иеромонаха Иордана (Бардиера), согласно рапорту епископа Алатырского и Порецкого Феодора (Белкова) от 7 ноября 2017 года.
А для митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы (Кедрова) есть приписка в резолюции:
«Препоручаю Вашим молитвам лишаемого ныне священнического сана клирика Алатырской епархии иеромонаха Иордана (Бардиера), который, будучи отчислен из братии Алатырского Свято-Троицкого монастыря 24.05.2006 г. по просьбе его наместника архимандрита Иеронима (Шурыгина)* из-за конфликтного поведения, был через 5 дней рукоположен Вами в иеромонаха и направлен на приходское служение».
(Подборку информации о «старце» Иерониме (Шурыгине) смотрите здесь и здесь.)
По сути, Патриархия прямо обвинила митрополита Варнаву в халатности — в том, что архиерей легкомысленно рукоположил «конфликтного» монаха почти сразу же после изгнания того из монастыря, и вот, мол, результат.
Интересно также то, что Алатырская епархия не постеснялась опубликовать этот упрек главе митрополии на своем сайте на самом видном месте, в то время как вестник Чувашской митрополии — журнал «Бог и человек», № 1, 2018 г. — публикует на своих страницах только ту часть резолюции, которая обращена к алатырскому архиерею.
Кто же такой этот иеромонах Иордан и за что его лишили сана?
В СМИ информации о нем не так много. Бардиер Василий Васильевич родился в 1947 году. Окончил техникум пищевой промышленности и институт, работал художником-оформителем, вроде бы и архитектором.
В монашество пострижен в 2003 году. За что именно был изгнан из монастыря через три года «старцем»-«прорицателем» — неизвестно.
Сообщают, что взял на себя обеты строить храмы. Восстановил из руин несколько храмов, причем строительными, ремонтными и реставрационными работами занимался в первую очередь сам, своими руками.
Имел немало почитателей за свой подвижнический образ жизни: кто-то восхищался его трудами, тем, что он ездил на велосипеде от храма к храму, занимаясь их благоукрашением. Другие восхищались его аскетическим образом жизни, мол, у него нет имущества — летом иеромонах спит в машине, которую подарили ему прихожане, а зимой — в храме на лавочке:
«За душой у батюшки ни гроша, ходит он в простой одежде, все, что дают добрые люди, старается передать другим. Несколько лет назад всю свою последующую пенсию он перевел вдове, которая после смерти мужа осталась одна с детьми. Ест только постную пищу — хлеб, воду и картошку. Ночами не спит — читает молитвы», — рассказывает одна из прихожанок.
Но ни восстановленные храмы, ни картошка не помогли — его лишают сана и алатырский архиерей в своих обращениях объясняет, за что:
«Дорогие братья и сестры!
Обращаюсь ко всем вам с намерением еще раз показать, что Бардиер Василий Васильевич (иеромонах Иордан) вводит вас в заблуждение и ведет по пути погибели. С его слов, его судят за то, что он построил и восстановил храмы, но это не так. Судят его за канонические нарушения Правил Православной Церкви. Расследование по его делу показало, что он нарушил: 31 Апостольское правило, 39 Апостольское правило, 17 правило Халкидонского Собора, 6 правило Гангрского Собора.
«Правило 31.
Если который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа».
«Правило 39.
Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их».
«Правило 17 Халкидонского собора.
По каждой епархии, как селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывать под властью заведывающих оными епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридцати лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Если же не далее тридцати лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным Собором. Если же кто будет обижен от своего митрополита: да судится пред экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но если же царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку».
«Правило 6 Гангрского собора.
Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творить хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою».
На основании этого было принято решение о запрещении иеромонаха Иордана (Бардиера Василия Васильевича) в служении и переводе его в Свято-Троицкий мужской монастырь г. Алатыря [из которого, напомним, он был изгнан в 2006 году — прим. ред.] для исправления и раскаяния. Однако, это решение не было исполнено, и положения Церковного права умышленно игнорировались иеромонахом Иорданом (Бардиером Василием Васильевичем). На этом основании, руководствуясь Священным Писанием Мф. 75, 15-17, определением 28 и 31 Апостольских правил, 17 правилом Халкидонского Собора, 6 правилом Гангрского Собора, принято решение извергнуть иеромонаха Иордана из сана.
Хочется еще предостеречь тех людей, кто поверил Бардиеру Василию Васильевичу (иеромонаху Иордану) и продолжает с ним общение, принимает от него попираемые им Таинства. Вы должны понимать, что вы все принимаете на погибель своей душе, все, что он совершает, он совершает уже как мирянин, на нем уже нет священнической благодати, но самое страшное, что он вас всех ведет в раскол, грех которого, по слову святителя Иоанна Златоуста, не смывается даже подвигом мученичества за Христа. Но вы идете не к Спасителю нашему, не к Богу, а к заблудившемуся человеку. Тем самым и вы подпадаете под действие 31 Апостольского правила, 31 правила 6 Вселенского Собора, 12 и 13 правил Двукратного Собора и должны быть отлучены от Матери Церкви. Вот куда вас ведет Бардиер Василий Васильевич (иеромонах Иордан).
Еще раз хочу вернуться к вопросу о строительстве храмов. По Правилам Православной Церкви строительство храма возможно по благословению епископа и после освящения епископом места закладки храма. Если же этого не было, то на основании 4 правила 4 Вселенского Собора и 1 правила Двукратного Собора построивший храм отлучается от Церкви, а храм должен быть разобран.
Приведу еще одно правило: «Священники, исказившие практику церковной дисциплины, открыто не подчинившиеся исправительному наказанию со стороны правящих архиереев, являются раскольниками, а все уклонившиеся с ними в раскол вместе составляют „самочинное сборище“. До их покаяния… и воссоединения с Матерью Церковью к Православной Церкви они никакого отношения не имеют, как бы сами себя не называли!»
Все заявления Бардиера Василия Васильевича (иеромонаха Иордана) о том, что у Бога нет епархий, являются искажением Истины Божественного Откровения и попиранием правил Матери Церкви. У Бога есть иерархия (вспомним иерархию Ангелов), и церковная иерархия была создана святыми апостолами по благодати Святого Духа, и принятие иерархичности Церкви Христовой — один из главных признаков принадлежности к ней.
Прошу всех вас вернуться на путь спасения и помочь вернуть заблудшего брата!»
Алатырский архиерей дополняет свои обличения бывшего иеромонаха, обвиняя его в том, что тот посмел подать в светский суд на сына благочинного, требуя с него миллион рублей:
«…В очередной раз он показал, что не признает Священное Писание, установления святых отцов и Правила Православной Церкви. На этот раз он подал исковое заявление в Сеченовский районный суд на сына благочинного Сеченовского района Нижегородской области Феодора Лютянского. Но Священное Писание не разрешает нам, считающим себя членами Церкви Христовой, делать этого. [далее следуют цитаты из Писания и из правил Вселенского собора — прим. ред.]
Во исполнение этого правила в Русской Православной Церкви существует церковный суд в трех инстанциях, где и следует разрешать все вопросы, и куда следовало бы обращаться.
И еще раз Бардиер Василий Васильевич (иеромонах Иордан) показал, какой он бессеребреник [сохранена орфография источника — прим. ред.]. В исковом заявлении он требует с сына благочинного Сеченовского района один миллион рублей.
Прошу молитв о нашем брате, да поможет ему Господь выйти из заблуждения и встать на путь спасения».
Тоже очень любопытный документ. Те, кто знают церковные реалии, помнят немало дел, решаемых епархиями через светские суды в отношении своих «собратьев»-клириков. Вот только последнее дело с «непоминающим» бывшим клириком Городецкой епархии священником Сергием Цеповым, на которого заведено дело за растрату церковного имущества.
Забавны и отсылки к правилам, чтобы клирики не судились с клириками — при этом непонятно по тексту, является ли «сын благочинного» клириком. (На самом деле, сын благочинного протоиерея Иоанна Лютянского (Лысковская епархия Нижегородской митрополии), Федор в 2017 году еще был школьником. Каковы причины иска Бардиера к нему — неизвестно.) Да и как можно относить это правило к Бардиеру, если епархия его уже лишила сана?
В общем, получилась довольно интересная, запутанная история с участием строптивого монаха-подвижника-строителя храмов, архиерея, патриархии и «сына благочинного», с жонглированием канонами, упреками, обличениями и недоговоренностями. Если кто из наших читателей знает подробности этой истории вокруг иеромонаха Иордана (Бардиера), то пишите в «Ахиллу»: ahilla.ru@gmail.com
Иллюстрация: иеромонах Иордан (Бардиер)
*Только одна цитата про «алатырского старца» от настоятеля Крестовоздвиженского монастыря Екатеринбурга игумена Флавиана (Матвеева):
«Привожу текст рапорта, направленного мною 7 августа 2000 года Правящему Архиерею Екатеринбургской епархии Высокопреосвященнейшему Архиепископу Викентию.
Настоящим почтительно сообщаю Вашему Высокопреосвященству о том, что в нашей епархии в течение последних десяти дней находился архимандрит Иероним, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря города Алатыря Чебоксарской епархии. Цель его приезда — приискание благотворительной помощи своему монастырю в нашей епархии. Архимандрит Иероним пользуется репутацией пророка и старца, и у него среди прихожан нашего монастырского храма есть почитатели. К сожалению, сразу по приезде архимандрит Иероним начал произносить пророчества, вносящие тревогу и опасение в души верующих людей: „Патриарх к вам в епархию не приедет“, „Разгонят вас по дальним монастырям“…
Иеромонаху Серафиму сказал: „В Чечню больше не езди. В первый раз тебе повезло, второй раз вернулся со сломанным носом, а в третий — привезут тебя в цинковом гробу“.
Один из почитателей сего архимандрита передал мне совет, которого я вовсе не испрашивал: „Передай отцу Флавиану, что я знаю, что у него были мысли подыскать себе другую епархию. Здесь житья ему не дадут, пусть уходит из этой епархии сейчас же“.
Все эти пророчества, переплетаясь в устах людских, породили массу невероятных слухов и сплетен, произведя немалое смущение.
Поэтому, в воскресенье, 6 августа по отпусте Божественной Литургии я обратился к прихожанам со словом, в котором подчеркнул, что истинные старцы стремятся к тому, чтобы в душах человеческих водворить мир Христов, а всякий мятеж и тревогу, суету мира сего изгнать прочь. Да и не путешествуют в поисках, на кого бы оказать влияние, и кого бы привлечь к себе.
К слову говоря, и Патриарх к нам в епархию приехал, и Серафим ни в какой цинк не лег, и монастырь не разогнали».
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)