Советское православие
24 февраля 2021 священник Александр Шрамко
Кто еще не знает, сейчас появилась такая новомодная штука для голосового общения Clubhouse. Доступная пока только на айфоне.
Так вот, вчера немного поучаствовал в одной «комнате» под названием «Православие онлайн» и как-то явственно ощутил банальную в общем-то вещь: православие-то наше советское. Что называется, до мозга костей.
Речь шла о «празднике» 23 февраля, о смысле его празднования православными, ну и более общие вопросы совмещения патриотизма и милитаризма с христианством.
Мои робкие попытки напомнить, что все же это день создания Красной армии, боевого отряда кровавого режима, направленного в том числе на уничтожение христианства и церкви, сводились на нет такими известными аргументами, как «нельзя забывать и презирать свою историю». При этом как бы не замечают, что как раз этим и презирают свою историю, ибо получается, что история началась только после 1917 года, как будто и не было никаких армий и воинской славы до революции. Не было истории, в чисто большевистском понимании, когда даже пытались заменить счет лет от р.Х. на исчисление лет от Октябрьской революции, что можно видеть на советских отрывных календарях, если кто помнит.
Но даже знания этой самой «новейшей истории» у ее поклонников довольно своеобразные. Один батюшка так себе уверенно рассуждал, что Красная армия сама по себе не имеет отношения к революции, поскольку, дескать, «ее использовали» разные люди с разными целями: сначала Керенский (!), потом Ленин и Троцкий. Типа, армия просто выполняла, как и положено, приказ.
Другой батюшка заявил, что положение церкви до революции было «только немножко лучше». Но так вообще почти то же самое.
И вообще в воздухе витала такая ностальгическая волна с воспоминаниями, как было раньше все просто и понятно, тем более, что, как оказалось, многие из присутствовавших — дети из военных семей, а потому для них «вопрос не стоит». И вообще надо воцерковлять праздники, надо наполнять новым смыслом. Вслух не спросил, но хотелось: так может перенесем на 7 ноября Рождество или хотя бы празднование Крещения Руси? Да и аргумент «деды праздновали» еще более уместен, поскольку праздновался куда с большим размахом, чем «день армии и флота».
Тема патриотизма споткнулась о тот факт, что никак не могли найти свидетельства о патриотизме в Священном Писании. Наконец, тот же батюшка, у которого Керенский командовал Красной армией, предложил слова апостола Павла, что нужно «наипаче творить добро своим по вере». Тут я не выдержал: пардон, кто такие свои по вере? Христиан на самом деле и сейчас меньшинство, а в России целые регионы мусульман, буддистов и т.д. Тем более в атеистическом СССР, воевавшем против Германии, где христиан было гораздо больше. Более того, одни из самых враждебных оккупантов, по свидетельству моей пережившей оккупацию в Украине матери, были румыны, православные наши братья.
В ответ примерно такое возражение: наши даже атеисты в душе больше христиане, поэтому они свои по вере. Короче говоря, добрый советский убежденный коммунист это и есть настоящий христианин. Что и требовалось доказать.
Фото Александры Кузнецовой с выставки «Духовный щит Отечества»