Современные чудотворцы или язычество в церковной ограде?
14 декабря 2018 Сергей Захарчук
В нынешнем году широко отмечалось 1030-летие крещения Руси. В связи с этим, в СМИ часто можно было встретить упоминание о том, что в конце ХХ века произошло второе ее крещение. И действительно, определенное сходство имеется. После долгого периода богоборчества в то время в массовом порядке начали открываться церкви. Ныне уже никого не удивляет активное присутствие православных священнослужителей в нашей общественной жизни.
Что касается непосредственно духовной составляющей православной веры, то и здесь, казалось бы, всё стало постепенно возвращаться на круги своя. Народ с конца ХХ века начал активно воцерковляться. Детей крестят если не все родители, то, пожалуй, большинство. Умерших отпевают, молодожены венчаются… Более того, как и в стародавние времена, ныне появились многочисленные старцы, по молитвам которых обильно совершаются чудотворения. Казалось бы, чего еще желать?
Если посмотреть на ситуацию со стороны, то, действительно, всё просто замечательно. Но, как гласит известное выражение, дьявол кроется в деталях. При ближайшем рассмотрении оказывается, что после «второго крещения Руси», так же, как и после первого, язычество совсем не торопится сдавать свои позиции. Оно просто приспосабливается к изменившейся ситуации и, подобно хамелеону, «меняет окраску».
Не будем сейчас разбираться в том, насколько глубока вера современных православных, и в том, какие именно традиции народ предпочитает соблюдать. Остановим внимание на современных старцах, которые зачастую народной молвой превозносятся как чудотворцы. Рассмотрим в качестве одного из ярких примеров деятельность и «чудотворения» протоиерея Валерия Галайды из Михаило-Архангельского храма с. Хрустовая Каменского района (Приднестровье).
Слава этого священника как мудрого и опытного старца шагнула далеко за пределы Тираспольско-Дубоссарской епархии. О том, какие чудеса творятся по его молитвам и как сильно его боятся бесы, которых он успешно и в массовом порядке изгоняет, передают из уст в уста верующие Украины и Молдовы, России и других стран. Автобусы с паломниками регулярно приезжают в Хрустовую на так называемые отчитки, которые более двух десятков лет проводит о. Валерий. Казалось бы, хрустовчанам и всем приднестровцам впору возгордиться, что им выпала честь жить в одно время и на одной земле с современным чудотворцем. Однако здравый смысл призывает не торопиться с выводами, а житейский опыт подсказывает, что похожих «чудотворцев» уже доводилось неоднократно видеть по телевизору в пору разгула гласности и перестройки.
Попробуем разобраться, насколько обоснована слава о. Валерия Галайды как экзорциста (т.е. священника, который занимается изгнанием бесов) и вправду ли он действует так же, как это делали святые Православной Церкви.
Начнем с методов, которыми о. Валерий изгоняет бесов.
Насколько известно из Евангелия, «род сей изгоняется постом и молитвой». Более того, даже Господь Иисус Христос не изгонял бесов сразу из многих бесноватых одновременно.
В истории Православной Церкви неоднократно упоминались священники, как правило, из числа монашествующих, которые от Господа имели дар изгнания бесов. Ни в коем случае не станем отрицать, что и ныне могут быть такие священнослужители. Однако непонятно другое. Как может заниматься отчитками семейный священник, как это происходит в Хрустовой?
Выше уже упоминались автобусы с паломниками, приезжающими на отчитки. Естественно, что при таком наплыве желающих исцелиться от беснования ни о какой индивидуальной духовной работе с ними не может быть и речи. По этой причине отчитки поставлены там «на поток».
Как вы считаете, уважаемые читатели, кто должен определять, какой человек является бесноватым, а какой нет: сам человек или священник, к которому он обратился? Или всё-таки Спаситель должен указать на того, кто нуждается именно в такой духовной помощи? Впрочем, не трудитесь отвечать, так как ни один из ваших ответов не будет соответствовать той практике, которая существует в хрустовском храме. Если святые, жившие в прежние времена, изгоняли бесов лишь из тех, на кого укажет Господь, то у о. Валерия сами бесы по его просьбе определяют, кто из паломников или прихожан является одержимым, а кто — нет!
Чтобы не быть голословными в своих дальнейших рассуждениях, для начала процитируем «Деяния апостолов» (Деян. 16, 16-18): «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час…»
Посмотрите, каково отношение апостола Павла к этому духу. Несмотря на то, что он говорил истину, апостол не желал и истины из уст бесовских, давая тем самым пример отношения к нечистым духам, которые пусть даже иногда и вещают правду. Ибо за этим стоит только одно желание — вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить.
Сошлемся также и на мнение православных священников, которые неоднократно объясняли своим духовным чадам вредоносность поездок к протоиерею Валерии Галайде. В качестве одного из наиболее ярких примеров возьмем цитаты из статьи иерея Дионисия Свечникова «Оккультизм проникает в церковную среду, или Для чего православному священнику уподобляться экстрасенсу?», опубликованную на сайте «Православие и мир»: «Вся та терминология, которую так любит о. Валерий, отнюдь не имеет православного происхождения. Порчи, сглазы, прочие магические действия, сделанные с подаренной вещью, с едой, с водкой или вином, при игре в карты, цыганкой, с заколдованным домом, — все эти определения, вымышленные деятелями оккультных наук или обычными шарлатанами. А уж „диагнозы“ о. Валерия и вовсе смущают ум православного человека. Они больше похожи на вердикты, вынесенные экстрасенсами и гадалками, а не на размышления православного священника. Хотелось бы знать, каким образом делаются эти умозаключения. Честно говоря, ночные молитвы, на которых что-то открывается, очень слабое тому оправдание. Странно как-то получается: пришел к батюшке человек со своей скорбью, а он ему и говорит, что ночью помолится, и Господь всё ему откроет. И так до бесконечности, ведь посетителей у батюшки много… Какая-то прямая связь с Богом получается…
…Утешает то, что о. Валерий действительно читает положенные при отчитке молитвы, а конкретно последование из требника Петра Могилы и последование свт. Василия Великого над страждущими от демонов. Правда, интересен чин питья воды с креста. Не менее интересен чин постукивания копием и крестом по телу „больного“. А уж заклинание беса ногами и, простите, мягким местом, и вовсе какое-то „чудотворение“. Ни один из трех вышеописанных чинов не имеет подтверждения ни в одной богослужебной книге и является полнейшим измышлением о. Валерия».
Здесь хотелось бы возразить иерею Дионисию Свечникову. То, о чем он пишет, является отнюдь не личным измышлением протоиерея Валерия Галайды. Если поглубже вникнуть в суть его методов, то выясняется следующее. Почти всё, что он использует для изгнания бесов, с давних времен применялось в народной медицине, т.е. использовалось местными знахарями. В дореволюционном издании «Русская народно-бытовая медицина» его автор Г. Попов подробно описывает почти все «ритуалы», применяемые при изгнании бесов протоиереем Валерием Галайдой. Например, в главе «Знахарство» содержится такая информация: «Наиболее частым и необходимейшим элементом при всех заговорах и знахарских манипуляциях является вода. Будучи наговорена, она получает чудодейственную силу и способность снимать всякую болезнь… Лечебное значение такой воды еще более увеличивается, если „спустить“ ее с креста или иконы, иначе говоря, облить их этой водой и собрать потом в подставленную чашу… Необыкновенные свойства воде можно сообщить также, опустив в нее комок глины, камешек или кремень, иногда самый обыкновенный, а иногда принесенный с Афона или Гроба Господня».
Любой желающий может увидеть всё это в ходе отчиток, проводимых протоиереем Валерием Галайдой. Более того, там не просто присутствует литье воды с креста, а ритуал усовершенствован: вода льется человеку прямо в горло, что уже привело к смертельному исходу, по крайней мере, однажды.
Здесь же можно увидеть и уколы острым предметом в больное место, что также является одним из знахарских ритуалов. Думается, что до крещения Руси все эти ритуалы выглядели почти так же, только вместо Господа Иисуса Христа эти «целители» обращались к языческим богам. Где же здесь Православие? Иерей Дионисий Свечников в книге «Оккультизм и суеверия: Взгляд православного священника», в том числе, пишет следующее: «Зачастую генераторами околоцерковных бредней являются далеко не оккультисты, наученные лукавым, а люди, считающие себя воцерковленными и даже священнослужители». Именно это и происходит на приходе с. Хрустовая на протяжении более чем двух десятилетий.
То, о чем написано выше, — конечно, плохо, но и это еще не самое страшное. Гораздо хуже другой результат деятельности о. Валерия Галайды. Как мы помним из житий святых, изгнание бесов практиковалось ими для того, чтобы вернуть человека на христианский путь. Что же происходит в Хрустовой? С точки зрения, например, российского фольклориста и специалиста по антропологии О.Б. Христофоровой (см. статью «„Бесы батюшку везут на Святую гору Афон“: конструирование „духовной реальности“ в прицерковных перформативных практиках»), которая знакомилась с ситуацией непосредственно в Хрустовой, главным результатом «работы» о. Валерия становится не уменьшение количества бесноватых, а увеличение количества тех, кто хочет попасть в их число, чтобы потом о. Валерий этих бесов годами изгонял! Вот главный вывод автора статьи, с которым приходится с болью душевной согласиться: «В целом происходящее на Михаило-Архангельском приходе демонстрирует дрейф от христианского экзорцизма в сторону „культов одержимости“, или „культов несчастий“, возникающих на окраинах христианского и мусульманского миров в зонах аккультурации и массового травматического опыта».
Это мнение светского человека, ученого-антрополога.
Вспомним упоминавшихся в начале статьи «чудотворцев», которых в последние годы существования Советского Союза часто показывали по телевизору. Они честно называли себя колдунами, экстрасенсами, народными целителями и т.п. При этом для массовых исцелений телезрителей от всех возможных проблем и болезней они использовали, по сути, те же методы, что и православный священник протоиерей Валерий Галайда. Вспомним хотя бы воду, которую Алан Чумак «заряжал» в мисках и тазиках, установленных телезрителями возле экранов.
Но даже и здесь не заканчиваются сомнения в том, что протоиерей Валерий Галайда по сути своих действий является именно православным священником, а не обычным знахарем, которые никогда не переводились в наших краях. На подозрения наводит хотя бы то, что в Каменке, где он проживает, его иначе как колдуном местный народ и не называет. И причина столь удивительного прозвища, данного православному священнику, состоит в том, что о. Валерий для решения тех или иных проблем активно использует именно колдовские ритуалы, в числе которых и так называемый «подклад».
Знают ли читатели, что это такое? В магии так называется предмет, через который на человека наводят порчу. Подклады различают двух видов: явные, когда человек специально должен их взять, и тайные, которые закладываются в те места, где их меньше всего можно ожидать. Самые популярные подклады: черные нитки; иголки (гвозди); земля с кладбища; зерна; монеты, деньги, драгоценные металлы; куклы, проткнутые иглами или смотанные черными нитками; еда; разлитые жидкости (как правило, содержат воду, масло, яйца, сажу и др. компоненты); яйца; косточки животных, шерсть или сами животные. Чаще всего подклад — это вещь, которая просто так не могла попасть на то место, где ее нашли.
Почему пришлось вспомнить про столь чуждую Православной Церкви вещь, как подклад? Оказывается, его использованием не пренебрегает хрустовской «чудотворец».
В конце прошлого — начале нынешнего года в Каменке нашумела история о том, как на ворота дома настоятеля местного храма протоиерея Сергия Мороза дважды был наброшен кусок шкуры свежеубитого животного. Ранее этот священник неоднократно находил в своем дворе то подброшенное яйцо, то пучок перьев, то еще какой-нибудь посторонний предмет, непосредственно связанный с магическими ритуалами. И хотя свидетелей того, как подбрасывали данные предметы во двор семьи Мороз, ни разу не удалось найти, местное население было единодушно в своих выводах: сделать всё это мог лишь «колдун», т.е. протоиерей Валерий Галайда, или его духовные чада по его благословению.
Однако история со шкурой развивалась не столь удачно для о. Валерия. Во второй раз с помощью неопровержимых доказательств удалось установить, что набрасывал ее на ворота человек, тесно связанный с протоиереем Валерием Галайдой. А когда о. Сергий Мороз попытался догнать злоумышленника, то от преследования этот человек постарался скрыться на машине другого духовного чада о. Валерия — также православного священника.
Поскольку все эти события получили очень широкую огласку, дело протоиерея Валерия Галайды и двоих священников, уличенных в участии совместно с ним в колдовских действиях, было передано в церковный суд Православной Церкви Молдовы.
В ходе рассмотрения обстоятельств произошедшего в Каменке члены церковного суда выявили в действиях протоиерея Валерия Галайды сразу несколько таких нарушений апостольских и церковных правил, за которыми следует (т.е. должно следовать!) извержение из сана:
- вероотступничество — Ап. 62; 1 и 2 Анкир.; 10 Петра Алекс.;
- публичное распространение ложных сведений, порочащих епископов и клириков, оскорбление и угрозы в адрес правящего архиерея и клириков — Ап. 55-56;
- причинение священнослужителем смерти по неосторожности — Ап. 66; Вас. Вел. 55.;
- систематическое уклонение от совершения богослужений без уважительной причины — Трул. 80;
- самочинное введение новых чинопоследований — 18 и 59 Лаод.; 116 Карф.
На заседании церковного суда были выявлены нарушения также и следующих правил: Ап. 39; 57 Лад.; 8-IV Карфаг.; 13 I-III Констант.
Каков же был конечный результат рассмотрения дела в церковном суде Православной Церкви Молдовы? Протоиерей Валерий Галайда принес присягу на кресте и Евангелии, а также дал письменное обязательство не совершать отчитки и другие подобные действия, в том числе, не лить воду с креста, не колоть людей копием, якобы с целью изгнания бесов, и т.п. Помимо этого, было предложено принести присягу и обоим вышеупомянутым священникам в подтверждение данных ими пояснений по ситуации с протоиереем Сергием Морозом. Один из них, очевидно, раскаявшись в содеянном, принести присягу отказался. Он пояснил, что боится гнева Божия. Другой же легко дал ложную клятву. В дальнейшем стало известно, что протоиерей Валерий Галайда заверил его в следующем: не будет ничего страшного, если дать такую клятву, поскольку потом можно покаяться на исповеди, и он лично отпустит этот грех!
Помимо вышеизложенного, члены церковного суда предложили правящему архиерею Тираспольско-Дубоссарской епархии наложить на протоиерея Валерия Галайду и обоих его духовных чад запрет в священнослужении и требоисполнении без права преподания благословения, ношения наперсного креста и рясы, вплоть до принесения ими покаяния.
Как же события развивались дальше? Протоиерей Валерий Галайда в очередной раз отделался легким испугом. На него не был наложен запрет в священнослужении, так как он якобы покаялся в своих действиях. Почему якобы? Потому что за два десятилетия нечто подобное уже неоднократно происходило, но всё всегда неизменно возвращалось на круги своя.
Жители г. Каменка и с. Хрустовая, будучи глубоко возмущены поведением протоиерея Валерия Галайды, неоднократно направляли письма на имя Святейшего Патриарха Кирилла с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся на хрустовском приходе, и помочь защитить настоятеля Успенской церкви г. Каменка протоиерея Сергия Мороза от колдовских действий о. Валерия Галайды. В одном из ответов, полученных из Патриархии уже после рассмотрения дела в церковном суде, было указано, что факты, изложенные каменчанами и хрустовчанами, подтвердились, а священники, изобличенные в неканоническом поведении, запрещены в священнослужении. Судя по такому ответу, Святейшего Патриарха кто-то ввел в серьезное заблуждение, поскольку, как видно из описанного выше, это соответствует действительности лишь отчасти.
Как уже было указано выше, протоиерей Валерий Галайда не был запрещен в священнослужении и требоисполнении. Что касается отчиток, то в настоящее время они действительно не совершаются. Кроме того, ныне на приходе перестали, например, продавать (причем за очень высокую цену!) афонские капли, которые нужно принимать по строгой схеме, чтобы исцелиться от всех болезней. Вместо этих капель теперь можно для тех же целей приобрести воду, которая была настояна на голове змеи, привезенной с Афона, или приложиться к башмаку святителя Спиридона Тримифунтского.
Из этого напрашивается только один вполне логичный вывод: протоиерей Валерий ни в чем не раскаивается и не собирается прекращать свои занятия «православной экстрасенсорикой», как с полным основанием можно назвать его действия. Более того, он, совершенно никого и ничего не стесняясь, неоднократно заявлял следующее: еще не родился тот человек, который может ему помешать в его действиях; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир никогда и ничего ему не сделает; милиция не станет рассматривать заявления, если там фигурирует о. Валерий.
И действительно, чего ему бояться? На уровне епархии ему и ранее неоднократно запрещали совершать отчитки, однако это никогда не способствовало нормализации положения на приходе. Ни владыка Юстиниан, ни владыка Савва за более чем два десятка лет не смогли решить эту проблему, хотя много раз предпринимали такие попытки. Даже запрещение протоиерея Валерия Галайды в священнослужении никогда не давало сколько-нибудь действенного и длительного эффекта. Его не смогли или не захотели остановить и органы правопорядка даже тогда, когда по его вине в ходе его «священнодействий» погибла девушка, захлебнувшись водой, которую протоиерей Валерий лил ей в горло с креста.
Еще в 2015 году митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир осудил сеансы экзорцизма, которые проводит протоиерей Валерий Галайда. Владыка отметил, что для этой процедуры необходимы духовный опыт и специальная подготовка, а также изучение каждого отдельного случая, когда человек нуждается в такой форме духовной помощи. Слова, конечно, верные, но они остаются пустым звуком, потому что протоиерей Валерий Галайда, будучи женатым священником, не имея ни специальной подготовки, ни большого духовного, а не знахарского, опыта, по-прежнему проводит в Хрустовой групповые отчитки, используя при этом знахарские ритуалы и ставя людям «диагнозы» из области эзотерики.
Возможно, для себя о. Валерий Галайда объясняет свои действия тем, что ему помогают Господь и святые угодники. Однако даже новоначальному верующему понятно, что выслушивать бесов и тем более советоваться с ними — дело не богоугодное.
Епископ Александр (Милеант), известный православный богослов, миссионер и духовный писатель, подчеркивает: «В наше время опасность оккультизма увеличилась потому, что он предлагается как религиозное и даже христианское занятие. Традиционно все виды оккультизма не скрывали своего воинственного отношения к христианству. В наши же дни от экстрасенсов и других оккультистов можно услышать такие советы, как „пойди покрестись“, „постой в храме“, „причастись“, „выпей святой воды“ и т.д. Некоторые из экстрасенсов на своих сеансах даже призывают имя Божие, читают молитвы, делают крестное знамение, чем создают впечатление, что через них действует Божия сила. Всё это ужасный обман! Всякий вид оккультизма, в какие бы ризы его ни облекать, по своей природе антирелигиозен».
Хочется также привести слова святителя Иоанна Златоуста: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
Это исчерпывающий ответ на вопрос о том, можно ли ездить за исцелением души или тела к протоиерею Валерию Галайде. Действительно, некоторые проблемы могут в результате поездки разрешиться, а болезни — исцелиться. Однако следует хорошенько подумать: не придется ли за это заплатить слишком высокую цену? Не будет ли нанесен душе непоправимый вред в результате участия в ритуалах, проводимых на приходе села Хрустовая вышеназванным «старцем» и «чудотворцем», а по сути — колдуном или, как говорили в старину, чародеем?
Прихожане Успенской церкви г. Каменка и жители города, прихожане Михаило-Архангельской церкви с. Хрустовая Каменского района и жители села неоднократно направляли письма в самые высокие церковные инстанции с просьбами избавить Церковь от этого колдуна. За время его пребывания в священном сане он совратил с пути истинного нескольких священников и ввергнул в бесовские объятья сотни и сотни людей. Как правило, священники, назначенные на приход в Каменку, которые пытались действовать строго по церковным канонам, в дальнейшем не выдерживали противостояния с протоиереем Валерием Галайдой и вынуждены были покидать приход. Прихожане каждый раз пытались помогать священникам чем только возможно, однако всё и всегда кончалось одинаково — полной победой протоиерея Валерия Галайды. К сожалению, за два с лишним десятка лет никто не смог (или не захотел?) остановить его разрушительную «деятельность».
Ныне в Хрустовой фактически сформировалась некая секта неоязычников во главе с протоиереем Валерием Галайдой. Это не голословные обвинения, они основаны на церковных критериях, по которым определяется как секта, так и языческий культ.
Но, пожалуй, самое страшное, чему виновником является протоиерей Валерий Галайда и его подручные, а также все защитники и попустители, — это ослабление веры в сердцах тех, кто начал воцерковляться относительно недавно. Люди новоначальные практически сразу оказались свидетелями того, что в Русской Православной Церкви священник в открытую может десятилетиями совершать откровенно языческие ритуалы; при этом никто его не наказывает и, тем более, не лишает священного сана. Каменчане и жители с. Хрустовая, которые считают себя православными, но при этом еще не являются воцерковленными, теперь окончательно убедились, что им и не нужно ходить в церковь. По их твердому убеждению, в церкви справедливости не найдешь; зачем бывать на службах, когда там орудуют колдуны и знахари, а их можно найти и за пределами церковной ограды. Более того, люди видят, что из милиции «чудесным образом» исчезают вещественные доказательства любой вины о. Валерия. Они всё чаще приходят к логичному выводу, что и в Церкви всё решают деньги и связи. У людей создается впечатление, что им негде искать защиты от негативных действий о. Валерия Галайды.
Неужели именно к такому результату стремилась Московская Патриархия, делая в 1990-х годах всё возможное для возрождения церковной жизни на своей канонической территории? Или самым главным было восстановить храмы и формально открыть приходы, а священники вовсе не должны заниматься духовным воспитанием своей паствы? Как может совмещаться призыв Святейшего Патриарха Кирилла, обращенный к духовенству, шире вести проповедь Православия и традиционных духовно-нравственных ценностей, с той «духовной работой», которую более двух десятков лет ведет протоиерей Валерий Галайда? Да, его проповедь звучит далеко за пределами не только прихода, но и епархии. Слава его гремит и в России, и на Украине, и в Молдове. Благодаря Интернету он стал известен и в других странах, где есть русскоязычная диаспора. К чему же призывает людей проповедь протоиерея Валерия Галайды? Фактически, в год 1030-летия крещения Руси он ведет свою паству назад, к языческим идолам и языческим ритуалам.
И вот здесь мы подошли к главному. Давайте задумаемся: почему, искренне считая себя православными христианами, мы ищем помощи в первую — а зачастую и в последнюю! — очередь у кого угодно, но только не у Господа? Мы сами решаем, кто может и должен нам помочь, и впадаем в негодование или даже в уныние, не получив желаемого. И даже не вспоминаем, что у нас есть Отец Небесный, Который Сам укажет, кто и когда поможет решить наши проблемы.
Если всегда будем помнить о духовном трезвении и за помощью обращаться в первую очередь именно к Отцу Небесному, тогда и проблемы наши будут решаться без вреда для души, и не будет опасности, что из Православия мы постепенно вернемся в язычество.
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)