Современные иереи крайне блазнительно ведут себя при поездках по железным дорогам…

5 сентября 2019 Ахилла

Выдержки из статьи «Значение доброй жизни пастыря, как примера, в пастырской деятельности», опубликованной в «Омских епархиальных ведомостях», 1910, № 2:

«В духовных журналах (..) нередко встречаются сообщения о нравственно-предосудительных поступках пастырей Церкви, колеблющих и разрушающих великий авторитет пастырства. (..) из многих других дурных обычаев современных батюшек указывается прежде всего на то, что они при встречах со своими пасомыми подают им руку вместо осенения их благословением во имя св. Троицы, как подобает истинному пастырю стада Христова.

…современные иереи крайне блазнительно ведут себя при поездках по железным дорогам. Обычная картина, что батюшка, входя в зал станции, — зал, наполненный пассажирами, не только не осеняет себя крестным знамением пред находящейся там св. иконой, но даже не снимает и шапки или шляпы. «Только иногда, надвинув последнюю „на бекрень“, преспокойно вынимает из кармана (куда часто кладет и св. просфору и пр.) папиросу и закуривает».

Такое индифферентное отношение иных современных пастырей к делам веры и блазнительное для паствы их отношение тяжело отзывается на современном пастырстве. Не потому-то ли речи современных пастырей многими мирянами ныне совсем и не слушаются? Ведь каждый знает, как нередко, особенно в городских церквах, при одном поставлении аналогия на амвоне, многие богомольцы спешат удалиться из храма…

Каждый знает и то, сколько ропота, брани, недовольства и укоризны за последнее время вылито было по адресу нашего духовенства. Братские вразумления и наставления современного пастырства стали, наконец, слышаться со стороны самих же пастырей.

(..) По нашему мнению, одна из главных причин всех вышеназванных зол и недугов пастырской жизни — в самом же пастырстве, именно — в поступках нередких представителей его, отрицательно действующих (поступках) на настроение паствы, ибо современное «освободительное» движение положило печать свою и на духовенство наше. Никто не будет отрицать, что не мало современных пастырей не за собою ведет мiр, а сами бегут за мiром, сами стремятся подражать ему — и не только в добром, но и худом. Вот почему часто пасомые, видя в своем батюшке по всему подобного себе человека, облеченного лишь только в рясу, перестают видеть в нем действительного учителя евангельской истины, провозвестника Божественной правды, доброго отца и руководителя в духовно-нравственной жизни, а некоторые, особенно интеллигенты, так прямо считают его каким-то почтенным архаизмом, с которым приходится ведаться в Рождество и Пасху, припасши для этого закуску и несколько, вовсе неинтересных никому, вопросов о богослужении или праздниках.

(..) Не соблазн ли, например, смотреть на современных «прогрессистов» — иереев, которые, к великому соблазну всех верующих, стригут свои волосы (иногда прямо под скобку) и бороды, стыдясь даже называть себя пастырем и «отцом» пасомых и предпочитая именоваться: «Иван Максимович», «Павел Тимофеевич». (И это творят даже почтенные, украшенные сединами протоиереи.)

Не возмутительна ли и такая картина, как один о. благочинный отказывался благословлять подчиненных ему диакона и псаломщика и «любезно», «товарищески» простирал к ним для пожатий свою десницу.

В другой раз сей же «благочинный», при многочисленном стечении интеллигентной публики, творил великое «бесчиние» свободно, имея на себе наперсный крест, и раскуривал сигару.

(..) Облеките пастыря Церкви в светское платье, остригите ему волосы, посадите на велосипед или автомобиль, пустите в театр, цирк, позвольте танцевать, разрешите второй, а может быть, и третий брак — словом сравняйте его с мирянином, и вы ясно увидите, какое уважение к такому пастырю будет чувствовать мирянин».

Оставшиеся две с половиной страницы своей заметки автор, подписавшийся только инициалами, посвятил вдохновенной пустопорожней риторике о том, каким возвышенным идеалам должен соответствовать добрый пастырь.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: