Господи! ругаются нам, слугам Твоим, козлища сии

12 февраля 2018 протоиерей Иоанн Сергиев

Окончание выдержек из дневников Иоанна Кронштадтского.

***

Благодарю Господа за начало учреждения Попечительства при церкви нашей выбором членов и председателя, Михаила Осиповича Бритнева; Александр Бритиев – ругатель: ругал крепко митрополита, да и нас всех заодно с Николаем Сидоровым, придирался, лаял, наскакивал, как пес, хвалился крайне собою: я, дескать, задал бы вам ходу, если бы был у вас старостой. Да воздаст ему Господь вскоре по великой дерзости его, кощунству его или да смирит его и почтительным с покорностию духовному начальству соделает его. Укорил нас крохами своими, маленькими крошками своими. Господи! ругаются нам, слугам Твоим, козлища сии. Дхни на них духом негодования Твоего, ибо до небес возвысилась гордость их и нет для них ничего святого на земле; всё они хулят, над всеми святынями Твоими ругаются, ожирели они от множества даров Твоих; плода от них нет никому, заражают они других нечестием своим.

Не прикасайтесь к помазанным Моим (между прочим – и священникам), и пророкам Моим не делайте зла. Касаяся их, якоже касаяйся в зеницу ока Божия. Мы – слуги Христовы и строители Таин Божиих. Разве доселе не познали вы, миряне, безмерно великих благ, ниспосылаемых вам чрез священников? Чрез совершение ими Таинств, учения, руководства ко спасению? Без них вы были бы как псиная блевотина, как кал, как овцы без пастыря, как слепцы, как верная добыча диавола.

***

Добавил этот грех другим – озлоблением на нищего старика, бывшего лакея, назойливо приступавшего ко мне за милостыней; я говорил ему: ты пропиваешь на вино деньги, и, когда он гнался за мною, я с яростью набросился на него и подрал за бороду и за волосы. Но, о, долготерпение и милосердие Божие! И после этого Господь приял мое покаяние до крестин у г. Белоусова в доме Кудрявцева и даровал мне совершить непреткновенно, громогласно, торжественно святое Таинство Крещения. Слава и благодарение Господу за все милости.

***

В будущем веке союзы родственные расторгнутся: негодные дети будут навеки разлучены со своими добрыми родителями, негодные мужья с добрыми, благочестивыми женами или негодные жены с добрыми мужьями. Там будет одно родство добродетели.

***

Благодарю Господа, сподобившего меня вчера совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься чудных Его животворящих Таин во благо душе и телу моему. Двести десять поминаний было, и тридцать четыре рубля доходу Господь послал.

***

При молитве за государя во время всенощной на Сретение Господне мне пришла следующая мысль: государь для царства как сень, покров и защита: под его управлением наибольшая часть благоденствуют, воспитывается юношество, развиваются и процветают науки, искусства, художества, благоденствует Церковь, совершая величайшее свое призвание, совершается богослужение с Святейшими Таинствами, поучается, руководствуется к христианской святой жизни, к Небесному Царствию народ Божий; возникают, умножаются, процветают благотворительные учреждения; мирно совершает свое обучение и проходит житейское и военное поприще воинство; мирно проводит в обычных занятиях свое дело палата и весь чиновный люд; процветает земледелие и торговля; государь в государстве подобен великому, высокому, ветвистому, многолиственному, многоплодному древу, под сению коего живут, покоятся и питаются бесчисленные птицы, как изображается это в книге пророка Даниила. (..)

***

Благодарю Господа. Но да не злоупотребляю впредь долготерпением и милостью Божиею. Да не раздражаюсь никогда ни на кого, особенно на жену. Да буду кроток, незлобив, терпелив. Я молил Господа, чтобы Он и жену мою примирил со мною, как меня с нею: и – удивительно! – я нашел жену улыбающеюся и готовою к миру; она приласкала меня, вымыла мои ноги вином (резь была в них), вытерла, перевязала больную мою руку – опять стали жить в мире. Слава о сем Господу!

***

Господи, вразуми и жену мою, как меня! Пошли ей искушения, как и мне, да не забудется, да не искушает меня непрестанно. О, как мне блазнят непрестанно всякие страсти. Какой я блазненный, по грехам моих!

***

Сетую на женщин, на жену и свояченицу мою, что у них нет порядка в домашних делах; водясь с детьми до забвения всего, они ни во что в доме не вникают: всё в беспорядке, время еды и питья чаю – самое неопределенное, иногда пьют и ночью, как вчера, самовар часто кипит по два, по три часа, а они между тем или спят, или болтовней занимаются. Жена лакомится (и я иногда за нею) без всякой меры, не разбирая поста, – для ней и нет поста, для неё всё трын-трава. Плоть она одна – без духа; от того толста и жирна, как откормленная телица. Священное чтение или молитвы домашние и общественные для ней чужды: она не имеет к ним ни малейшего вкуса. Ни к ней, ни к сестре (а сестра в том же чисто духе, и в добавок никоих постов знать не хочет) – не могу я иметь сердечного расположения за их цыганские уродливые нравы, за жизнь, лишенную всякого порядка. Для них не существует прочего мира: они – весь мир. Судят, рядят обо всех, воображая, что все им должны служить, а они – никому; придет кто в гости – чуждаются и бегают. Анна Константиновна, сестра моей жены, по своей должности обставила уже себя шпионами и доносчиками, которые сказывают ей, что об ней говорят протоиерей и священники церкви, при коей она просфирницей: она запугала их заблаговременно сестрой митрополита с Матроной Егоровой, впрочем, достопочтенной особой. Сама задорная, она боится, что все будут ее обижать: не может терпеть ни слова замечания или вразумления – сей час расплачется. С такими-то людьми приходится мне жить и лавировать в житейском море.

***

Благодарю Господа, простившего мне грех тяжкий (назвал ребенка Лизу куском жиру в чувстве ревности, зависти, неприязни) ради молитвы веры, покаяния, ради всепримиряющей жертвы – Тела и Крови Господней. Славлю благость, скоропослушество, милосердие, недремлемость Божию – еже спасати нас.

***

Причащал я сегодня сорок два человека крестьян, исповеданных отцом Матфеем, и думал: они исповеданы другим, не мною; он исповедал, а мне дал труд причащать (согрешил, окаянный); две частицы Пречистых Тайн на пол уронил и поднял: (диакон замыл потом). А когда взглянул потом, что дал мне один офицер, исповедавшийся у меня пред ранней обедней, [Т…], [увидел], что он дал один три рубля, – вот щедроты Божии! И меня не оставил Господь. Благодарю Господа! Помилуй мя, Господи!

***

Ночью на второй день едва-едва не случилось прелюбодейное осквернение во сне, – святой Ангел Хранитель разбудил меня и не допустил до осквернения.

***

Согрешил пред Богом, неистово возопив на нищих и прогнав некоторых из них пинками в задницу за неотступность и частое прошение милостыни в один день.

***

Вот тебе водочка у отца Василия с трактирным пирожком мясным! Вот тебе мясоядение дома! Опять ночная поллюция! Опять осквернение и изнурение! Да и нецеломудренные виды. Иллюстрации тут же! Отсутствие канонника и оставление канона Божией Матери на ночь! Два канонника! Ни одной иллюстрации! О, светская пакость! О, мир во зле лежащий!

***

И еще каюсь Господеви, и еще милости прошу у Владыки живота моего и мира с женою, хотя она непослушна. Даждь мне, Господи, победить терпением ее своенравие и непослушание. Сам, Господи, приклони ее к послушанию, а не к противлению, к делу рук, а не к бездействию и лености, ибо она по намерению Твоему, Господи, помощница есть мужу и должна повиноваться мужу. Я ничем не томил и не томлю ее, и она живет свободно, пространно питаясь на всякий день, как вольный конь в поле. Вот она и от храма удалилась совсем, под предлогом присмотра за детьми, и всякое дело веры оставила, и не говела, и не приобщалась – и потому вселился в нее злой дух, и мне ради ее жить тягостно. Постоянные из-за нее смущения, из-за множества опущений ее по дому. Господи! накажи ее по упрямству и по нерадению ее.

***

(..) Пришедши домой, крайне расстроился, услышав целый нужник в своем кабинете и в своей спальне, особенно когда жена, вместо того чтобы успокоить меня ласковою речью, начала говорить дерзко, заносчиво; за исступление ее и дерзость я вырвал у ней серьгу из одного уха, а она еще хуже стала орать и беситься и даже плакать. Боже мой! Из-за пустяков сколько смятения, нестроения, вражды! Мне надо было стерпеть хотя и в сотый раз этот беспорядок и непослушание и грубость жены, а жене не надо было мне говорить грубости, при всегдашнем ее непослушании, которое давно меня обижает. Господи! Обоюдно мы согрешили, но с женой моей, забывшей Тебя и храм Твой и не участвующей в Таинствах Церкви, – мне жить в мире трудно, ибо она – диавол есть. Господи, смири ее!

***

Предостерегал меня отец игумен Феодосий насчет моего зятя Семена, чтобы я не посылал ему много денег, дабы он не испортился от довольства, а вот теперь это случилось с моими племянниками, коих деньги мои испортили: они стали пить вино, и их исключили из семинарии.

***

Что я сам делаю, я, обвинитель жестокий других в пьянстве? Сам напился пьян, и так в класс пошел, и детей ввел в соблазн.

***

Если сравнить жизнь и обстоятельства житейские нынешних священнослужителей, особенно архиереев, архимандритов, протоиереев и иереев, с жизнью древних, то представляется огромная разница: нынешние увешаны знаками отличий – древние весьма часто терпели бесчестие и поношение; нынешние всем обеспечены и нередко весьма богаты – древние не имели при поясе меди и были странниками и пришельцами; нынешние, по причине своих отличий, своих лент и звезд и других отличий, неприступны – древние просты и всем приступны, как например святитель Николай Чудотворец; у прежних было слишком мало формы, буквы, а много дела – у нынешних, напротив, форма заедает, тормозит дело, официальность мертвит, проникает всё, и нет живительного, согревающего духа в пастырях, особенно архипастырях: они стали неприступными вельможами, не удостаивающими ласкового слова, и кого же? Своих сопастырей и помощников в деле Христовом. А все ордена и суета, слава мира сего, не соответствующая смирению пастырей обстановка. Архипастыри и пастыри! Возвратитесь к древней простоте и смирению.

***

Даждь мне, Господи, благодать не иметь в сердце ни малейшего неудовольствия и огорчения на господина директора Петра Николаевича Яниша и господина Яновского за лишение меня ордена, ибо я и достоин посрамления за свое нерадение и душевную неготовность в иное время. (Но Яниш управляет гимназией чрез наушников, а не сам; правда, и за то спасибо, что не беспокоит и не препятствует заниматься делом.)

***

Слова Николая Михайловича Овидова о присоединившейся к православной вере польской девушке-католичке, о родителях ее зверонравных (католическая вера не воспитывает своих чад в духе христианском), о католическом канонике Сорочинском, о его скверных намерениях относительно девушки.

***

В запрошедшую ночь сгорело на один миллион казенного дорогого лесу вместе с каменным зданием, в коем он хранился. О, злодеи поляки или немцы! Впрочем, это праведный гнев Божий за построение театра и нерадение о храме. К нам возвращаются времена языческие.

***

Так, один священник в Петербурге, кажется военный, вероятно пресыщенный вином и пищей и помешанный на картежной игре, наругался над Святыми Тайнами, призвав солдата и приказав употребить Святые Дары; тот отказался, тоже с пренебрежением. О, ужас! О, предательство, горшее Иудина! О, хула диавольская! (Отзыв отца Иоанна Никитича Полисадова о профессорах и студентах Академии как вольнодумцах, безбожниках.) Истина! – Жалко!

***

Реформа духовных учебных заведений, особенно высших Академий, довела до горьких крайностей – до вольнодумства, деморализации (безнравственность). Никто в монахи не идет, смеются над монашеством, олютеранились совсем. К таким же гибельным, и хуже еще, последствиям приведет и духовно-судебная реформа, когда будет в Церкви Божией преобладать светское начало и власть белого духовенства. И теперь характера Православия весьма мало в жизни мирян и духовных, а тогда, при уничижении начала монашеского, которое всегда с особенною силою отстаивало этот характер в вере, богослужении и жизни православных христиан, – и совсем исчезнет. Худые времена! Что делают наши митрополиты, архиепископы и епископы и архимандриты? Зачем молчат? Ордена обезоружили их.

***

Агрипина, девица, служанка вдовы Прокофьевой, умерла от родов, от приращения младенца к матке – это в показание праведного Суда Божия прелюбодейцам и прелюбодеям и в страх всем, живущим в так называемом гражданском браке.

***

Благодарю Господа, прекратившего страдания младенца (28 июля) по молитве моей, аще и недостойной, в 4-й казарме матросской, и прежде сего других младенцев. Младенец, долго страдавший и не спавший, заснул и потом умер. Надежда моя, Господи, слава Тебе!

***

За обедом довольно ел мяса, вследствие истощения от осквернения. Но больше никогда бы не есть!

***

Том XIX. 1874–1876

В газету «Кронштадтский Вестник» надо писать статейки, отрезвляющие общество от житейского усыпления суетными делами. Писать хоть какие-либо притчи, которые, занимая и подстрекая и изощряя ум, наводили бы на важные размышления и поощряли к добрым делам, к молитве, покаянию. А то пустяки пустяками погоняют. Какая пища они обществу? Поощрение к милостыне – христианское нравственное воспитание.

***

Вчера я был пьян от выпитого пива (двух стаканов), хересу и горькой водки (полрюмки) и крещение совершал с трудом в доме Недоноскова (в лачуге банной). Согрешил ко Господу!

***

20 октября ночью Господь посетил Кронштадт пожаром страшным, уничтожившим Владимирскую церковь, Гостиный двор и множество домов. Началось с блудного дома.

***

Медиум вызвал дух Христофора Колумба. Спирит проповедовал, что души живут между Землей и Луной по смерти.

***

24 декабря. Согрешил пред Господом в день сей великий предпразднества Рождества Христова в гневе кричал на двух нищих – мальчика (лет 14-ти) и девочку (лет 12-ти), и однy с гневом хватал за ворот и тряс, а другого ударил по уху в сенях и едва не столкнул с лестницы.

***

Вчера, в пятницу Третьей седмицы поста, я исповедал восемьдесят два человека. Исповедовал спокойно, легко, говорил дельно, особенно с Бурачками; молился о многих, наипаче блудниках и блудницах, прелюбодеях и прелюбодеицах, с чувством, со слезами пред иконами Спасителя и Пречистой Его Матери. Эта благодать дана мне от Господа за маленькое воздержание: я поел только сваренной капусты и не ел рыбы.

***

Император – образ Царя царей Господа, супруга его – образ Царицы небеси и земли – Матери Божией и Церкви Христовой.

***

Помяни, Господи, во Царствии Твоем раб Твоих милосердых Вальтера и Юлию с чадами, Александра, Анну и чад их – aнгликанцев.

***

Директор Яниш вчера прислал мне десять рублей за труд исповеди гимназистов. Точно он будто знал мысли мои и ответил на оные. Я был в гимназии вчера и внутренно молил Бога, чтобы директор прислал мне должное, если считает должным.

***

Президент Американских Штатов Грант сделался жалким рабом сигары и умирает из-за пристрастия к ней. Вот сеть вражия! Вот к чему ведет угодие плоти!

***

Для чего бы Святейшему Синоду и архипастырям Русской Церкви не обратиться с окружным пастырским посланием с увещанием не налагать на себя рук, что ныне так часто бывает, привести ясные доказательства ужасного вреда от самоубийства для души самоубийц, разбить их доказательства, на коих они основывают свои безумные поступки, объявить им, что чрез самоубийства они разрывают дерзко всякий союз с Богом и с Церковью и лишают себя права на ее молитвы и ходатайство пред Богом и пр. Или уже Святейший Синод так заела реформа и светская власть, что они помимо прокуpopa ничего не могут сделать? Или ордена и богатство архипастырей и епархиальные дела совсем заели их? А кто даст ответ Богу за погибшие души? С кого взыщется кровь погибших?

***

Я в гневе на жену мою за то, что она не покоряется мне в справедливых делах и за то, что она разлучала и разлучает меня от общения с товарищами по службе и с прихожанами, в дом никого не пускает ради гостеприимства, бежит от всех дико, кaк зверь, и только сама для себя и своей сестры с детьми хочет жить. Моих родных ненавидит полною ненавистию.

***

Кто любит дичь (птицу), у того сердце и ум понесут дичь, как вот у меня сегодня после вчерашней дичи. Это верно.

***

Россияне! Вы объявили Богу своему войну своими пороками? Театры, клубы, питейные дома терпимости и пр., спиритисты? – Вам Бог объявит войну тяжкую.

***

Благодарю Господа, двукратно меня спасшего в Совете Попечительства по поводу покаянной молитвы моей вследствие злобы на меня Анны Константиновны Цветковой, крайне пренебрегавшей мною, а потом и дома или, лучше, по выходе на двор, когда я ушел от злобы и ссоры жены и сестры Анны. О, змииным образом подстрекает она жену мою, вооружает против меня, обобрать меня хочет. (Справка где-то, можно ли половину доходов у меня взять на жену.)

***

Напишу всем своякам о поступке моей свояченицы со мною и с племянником, о том, как подстрекает младшая моя свояченица жену мою разводиться со мною.

***

Когда свояченица Анна К. рассердится, разозлится, она непрестанно язвит, делает подлости, пакости, наветы, малюток детей своих учит пакостить, прислугу Анну, столь же злую, как она, жену мою… Поэтому не должно щадить ее, но запрещением запретить ей и в дом мой не показываться, чтобы не привела всех в смятение, в расстройство. Господь помощник мой.

***

Благодарю Господа за дело примирения мне свояченицы моей Анны К. – это есть чудо моей молитвы, чудо Божией силы и благости, ибо злоба была ожесточенная, ссора сильная, вызванная ненавистию к племяннику моему жены моей и Анны Константиновны; был виноват и я тем, что не стерпел этой неприязни.

***

Один молодой крестьянин сознался на исповеди в том, что он отравил жену свою мышьяком в пироге и что неделю она болела и умерла. А это злое дело произошло от ссоры домашних, матери жениной и самой жены. Я лишил его причащения Святых Таин и велел ему молиться и каяться домашним образом целый год, проливая слезы о своем злодеянии и моля Господа о оставлении согрешений жены своей и упокоении ее в месте света, покоя и прохлады.

***

В мире – служение плоти, греху и диаволу, в Церкви – служение духу, святыне, Богу. Если не работаем Богу, то работаем страстям: одно из двух. Лучше уж работать Богу.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: