Станет ли Кипрская Церковь первой, признавшей ПЦУ?

19 февраля 2019 батюшка Лютер

Сегодня (т.е. 18 февраля — прим. ред.) кипрские синодалы должны принять решение по этому вопросу.

7 февраля в Никосии прошло первое в этом году заседание Синода Кипрской Православной Церкви. На нем обсуждали ситуацию с ПЦУ, но к единому мнению и документу иерархи так и не пришли. По официальной версии, не хватило времени. Прения продолжились сегодня, на внеочередном заседании Синода. Журналов заседания пока нет.

Задержка с решением и необходимость собраться на внеочередное заседание, судя по всему, была вызвана возникшими спорами между представителями «проконстантинопольской» и «пророссийской» партий. К первой относятся сам архиепископ, митрополит Пафоса Георгий и митрополит Констанции-Фамагусты Василий, ко второй — митрополит Лимассольский Афанасий и митрополит Тамассоский и Оринийский Исайя.

Итак, станет ли Кипрская ПЦ первой церковью, которая признает ПЦУ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сперва понять, в каком политическом контексте вынуждено сегодня действовать кипрское священноначалие. Кипр, который раньше считался вольготным местом для нечистых финансовых операций российских бизнесменов, сегодня выражает твердое намеренье исправить свою негативную репутацию удобного места для отмывания денег. Министр финансов Республики, выступая в парламенте в конце прошлого года, прямым текстом заявил, что кипрская экономика будет подвергаться пристальному контролю со стороны ЕС до ее «полного очищения».

23 января еврокомиссары Юрова и Аврамопулос сделали доклад, в котором жестко раскритиковали программу предоставления кипрского паспорта гражданам третьих стран за их инвестиции в экономику, так как, по их мнению, это помогает организованным преступным группировкам легализоваться на территории Европы и ухудшать показатели борьбы с отмыванием денег, коррупцией и уклонением от уплаты налогов. А кипрские банки, следуя рекомендациям ЕС и FinCEN, поставили российским компаниям жесткие условия для ведения бизнеса. Все это доказывает, что Кипр, который в европейских СМИ часто называют «пособником Кремля», выходит из-под влияния России и окончательно ориентирует свою политику на Европу. При этом по отношению к России риторика остается благожелательной.

Понимать политико-экономический контекст важно, так как церковь движется в фарватере государства и те же самые тренды мы видим в межцерковных отношениях. То есть, с одной стороны, на открытое противостояние и конфликт никто не идет — этим вызваны заявления, сделанные по итогам Синода митрополитом Георгием, о том, что КипрПЦ станет посредником в примирении Москвы и Константинополя. С другой стороны, есть твёрдое желание освободиться от настойчивой российской опеки. Именно такая мотивация сквозит в тех словах, которые приводит греческое издание Proto Thema. Якобы, на Синоде прозвучала фраза о том, что некоторые митрополии прочно связали себя с российскими деньгами и это очень нехорошо. Если такое высказывание имело место, это очень прозрачный намек на митрополита Тамассоского Исайю. Русофил и выпускник МДА, Исайя уже пару лет весьма успешно «обрабатывает» питерского олигарха Вячеслава Заренкова. На деньги Заренкова был построен кафедральный собор в русском стиле, прославившийся своей росписью и огромным «ктиторским изображением», на котором благодетель и члены его семьи преподносят построенный храм митрополиту и его приближённым (см. иллюстрацию — прим. ред.).

По сообщениям греческих СМИ, во время недавнего визита на Кипр митрополита Прусского Елпидофора архиепископ заверил его, что останется верным союзником патр. Варфоломея. Архиепископу важно показать «пророссийской» партии, кто на острове главный. Ввиду его болезни (Хризостом борется с раком, о чем сам говорил публично) в кулуарах начались разговоры о новом предстоятеле. Сам Хризостом хотел бы быть уверен, что у руля церкви встанет человек, который сможет продолжить его дело и не будет добровольно подчинять Кипр Москве.

Поэтому нанесение удара по «пророссийской партии» через признание ПЦУ может рассматриваться им как важный стратегический ход.

Итак, чего же ждать от сегодняшнего заседания Синода? Признание ПЦУ вероятно, но еще более вероятна позиция «и нашим, и вашим». Скорее всего, Кипр выскажет явное желание признать ПЦУ, но при этом постарается как-то подсластить пилюлю для МП или решит дождаться, пока ПЦУ признает кто-то из пентархии. Как бы то ни было, «остров святых» настойчиво стряхивает с себя тяжелую руку Москвы. В ситуации изоляции, в которой оказалась Россия, дружить с ней — значит навлекать на себя подозрение.

***

Полный текст решения Синода Кипрской Православной Церкви:

«Священный Синод Кипрской Православной Церкви собрался сегодня, 18 февраля 2019 года, на внеочередное заседание под председательством Его Блаженства Архиепископа Кипрского Хризостома и обсудил подробно вопрос, который касается автокефалии церкви Украины и который, как показали события, соотносится с темой единства Православной Церкви.

Осознавая, что Кипрская церковь как одна из древних автокефальных церквей, получившая автокефалию на Вселенском соборе, несет ответственность перед всей Православной Церковью, Священный Синод, вне любого филетического родства, вмешательства в юрисдикцию и права, а также не имея целью получить какую-либо выгоду, решил выразить свое мнение по принципиальным вопросам, которые должны регулировать отношения Православных Церквей. Мы верим, что соблюдение этих принципов может способствовать выходу из кризиса.

1) Каждый народ имеет право, обретя национальную независимость, требовать и церковной автокефалии. Это право обеспечено священными канонами («в церковных делах необходимо сообразовываться с государственными»).

2) Искренность — это обязательное условие нормального сосуществования верующих, а скрытый расчет подрывает отношения между людьми. Гораздо более это действительно и для отношений между церквами. Насколько же прочны и искренни отношения между нашими церквами, если, несмотря на единогласные решения синаксисов предстоятелей православных церквей в 2014 и 2016 году о созыве святого и великого [всеправославного] собора, четыре церкви не приняли в нем участие? Как отвечаем мы на призыв Господа: «да будет слово ваше: да, да; и нет, нет» (Мф 5:37)? Гораздо более удручает призыв к консенсусу апостериори, со стороны тех церквей, которые не признают его (собора) действительность и судят о нем, как им вздумается. На это требование был дан исчерпывающий ответ, который был принят всеми участниками синаксиса предстоятелей в 2016 году. Консенсус относится к тем церквам, которые присутствовали на соборе, и не несет в себе функцию беспричинного препятствования в принятии решений. Если одна или две церкви не согласны с тем или иным решением, это несогласие фиксируется, но под решением подписываются все. Голос канонов однозначен: «да превозмогает мнение большего числа».

3) Насколько серьезно выглядим мы, православные, перед остальным христианским и нехристианским миром, когда, решая серьезнейшие проблемы, вступаем в разногласия касательно способа подписывания решений? Как мы убедим применять в своей жизни предписание Господа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним» (Мк. 9,35)? Если бы соглашение о провозглашении автокефалии, которого удалось достичь на пятом предсоборном совещании, не было бы отменено из-за несогласий в порядке подписывания томоса об автокефалии, существовала бы сегодняшняя проблема?

4) Насколько мы изгаляемся над верой (ακροβατούμε περι την πίστιν), когда прерываем евхаристическое общение между нашими церквами? Возможно ли, чтобы церковное распоряжение отменяло действие Святого Духа в храмах, которые действуют в юрисдикции иной церкви? Ап. Павел ясно говорит, что мы должны показывать, что «стараемся сохранять единство духа в союзе мира» и что мы «одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение». Божественная Евхаристия, посредством которой освящается народ, должна оставаться за пределами церковных разногласий.

5) Непоминовение предстоятеля одной церкви другим по любой административной или юрисдикционной причине не свидетельствует о наличие православного духа смирения. Когда столько искушений и соблазнов мучает верующих, мы, как церковная власть, подаем им наихудший пример. Это, к сожалению, происходит не впервые. Существует случай Антиохийской и Иерусалимской патриархий, равно как ранее имели место подобные случаи между Вселенской и Иерусалимской патриархией и Вселенской патриархией и Афинской архиепископией.

6) Двухтысячелетний опыт как Кипрской, так и всей Православной Церкви, рождает в нас сомнения относительно возможности утверждения задним числом хиротоний, которые совершались низложенными, изверженными и анафематствованными епископами. Низложение, извержение и анафематствование ряда лиц, которые приняли участие в украинском кризисе, было признано всеми православными. Апелляция, когда она подается, должна была бы иметь временные ограничения касательно сроков ее подачи и рассмотрения.

Если мы честно будем основываться на вышеназванных принципах и проявим расположение к тому, чтобы сообразоваться с канонами Православной Церкви, то не только украинский вопрос, но и остальные вопросы, которые мучают Церковь, будут решены.

Касательно конкретного вопроса предоставления автокефалии церкви Украины мы считаем, что:

— объявление о предоставлении автокефалии церкви Украины со стороны Вселенского патриархата произошло с целью умиротворения и достижения единства тамошней церкви. Мы не оспариваем эту цель. Однако она до сих пор не достигнута.

— Естественно, что должно пройти определенное время, чтобы был виден результат. Если цель не будет достигнута, мы ожидаем, что Вселенский Патриарх, используя свою координирующую роль, которую ему обеспечивает его положение Первого в православном мире, созовет всеправославный собор или синаксис предстоятелей для решения этого вопроса. Главная забота всех должна быть о спасении живущего там [на Украине] народа Божьего.

— Но и в случае достижения единства вокруг новой структуры (ηγεσία), Вселенский патриархат должен найти способ успокоить совесть верующих в отношении действительности хиротоний и таинств, которые совершаются в этой структуре.

— Также, принимая во внимание важность для русского народа того места, где были крещены его предки, Вселенский патриархат должен озаботиться тем, чтобы обеспечить там соответствующую юрисдикцию (κατοχύρωση μιας σχετικής δικαιοδοσίας του εκεί).

Кипрская церковь находится в распоряжении всех сторон, заинтересованных в примирении Церкви, которую «Господь создал своею кровью».

Кипрская Архиепископия»

Источник

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: