Стоит ли оставаться православным? Стоит ли оставаться русским?
21 августа 2020 Дитрих Липатс
Третий ответ на письмо Варлама «Стоит ли оставаться православным, получив опыт церковной жизни?»
«Стоит ли оставаться православным?»
А стоит ли оставаться русским? Для кого-то это не вопрос: а кем же еще, если и папа, и мама, и дедушки, и бабушки твои — все русские. Для меня возможностей такого решения было больше. У меня есть и русские предки, и латыши. Дедушка мой и отец крещены были лютеранами, бабушка, с маминой стороны, отшатнулась от православия еще в 1914 году, когда батюшка в церкви, вместо того чтобы ее исповедовать, приставал к ней с расспросами о ее старшей сестре. Маму мою даже и не крестили, до самой кончины она оставалась убежденным атеистом.
Скажете, хватало на Руси обрусевших европейцев, но что-то не слышал я об увеличении их числа после 1917 года.
В 1986-м, после личной трагедии, я понял, что Бог есть, и стал всячески Его разыскивать. О том, как меня шуганули из православной церкви, я уже написал на «Ахилле» в материале «Баба Таня». Меня тогда, пожалуй, шуганули и из России, потому как я понял, что жить в структуре строгих субординаций мне не хочется.
В те времена я много общался со всякими московскими умниками, рассуждающими о судьбах страны, и, помню, снискал даже их уважение своим маленьким докладом на одной из диссидентских кухонь. В докладе том я прослеживал похожести между православием и большевизмом. Я доказывал, что Ленин, строя свою партию, ничего нового не изобрел, а просто исказил систему посвящений православной церкви и получил партию, в которой рядовой коммунист не ведал того, что знает парторг, парторгу неведомы были знания председателя парткома, тот был просто щенком в сравнении с райкомовским начальством, то, райкомовское, отставало в посвящении от инструктора горкома, и… так далее, до высшего партийного руководителя, что зависал надо всеми не то что патриархом, а пожалуй что и самим господом богом, потому как во Всевышнего они все не верили.
А отчего это им в бога не следовало верить? Да оттого, что Бог Истинный предлагал спасение и жизнь вечную, а такой вот человек, верующий, уже не подконтролен: лишениями и казнями его не запугать. Генеральный Секретарь Компартии был волен в животе и в смерти рядового коммуниста. Будешь покладистым — получишь сытую жизнь, будешь ершистым да непокорным — ждет тебя жизнь проблемная, а то и преждевременная смерть, за которой и нет уже ничего.
Помню, разглядывал я изданную еще при Сталине большую красивую книжку о достижениях советской науки. Была там обширная статья о том, как ученые люди работают над проблемой бессмертия. Начало статьи повергло меня в гомерический хохот. Было там написано что-то типа: «Ученый такой-то начал работать над проблемой бессмертия. Начал он с того, что отравил собак…»
Когда-то римским императорам пришлось уступить христианам, презирающим смерть. А что еще было делать Константину Великому, когда он обнаружил, что бо́льшая половина его армии — убежденные христиане? Константин принял мудрое решение, и остался в истории святым, иначе мы, может быть, и вообще бы о нем не помнили. Большевики мудростью не отличились, вернули страну в язычество, потому и хватило их лишь на семьдесят лет. Слова Фомы Кемпийского «суета — лишь о земной жизни заботиться, а жизни небесной не прозирать нисколько» — звучали для их режима крамолой. Ленин в мавзолее — яркий показатель того, чем является для язычника смерть. Полное бессилие, бездействие, окаменелость. Отрицание всякой загробной жизни вообще. Сами встаньте в очередь, посмотрите. Потому и держит нынешняя власть трупака в том же стеклянном ящике, потому что страх смерти — наглядная угроза, действенный политический инструмент. А жизнь загробная, если и допускается церковью, что ж… Идите, спросите православного попа, что вас там ждет?
Словом, в те свои молодые годы, убежден я был, что продавшееся мирской власти православие и есть источник всех российских бед, и что хорошо бы было вовсе его похоронить.
Я уехал из России, прожил долгую жизнь, немало перечитал всяких книжек, послушал всяких проповедей, немало всего передумал, и пришел к выводу, что России без православия это как Италии и всей Южной Америке без католицизма. Ну какая Москва без куполов, какой Ватикан без готических форм Собора святого Петра? Можете вы представить Русского Патриарха и Римского Папу в галстучках и пиджачках?
Кроме чисто религиозных категорий, есть еще категории политики и категории культуры. Скажете, их никогда не совместишь и не примиришь? Но не возражают же умные британцы против своей королевы. И вот что странно — не только они, но и миллионы людей в мире симпатизируют британской королеве, вовсе не являясь ее подданными. Читал я у Билла Дюранта: иностранец спросил лондонца, отчего это, если британцы христиане, полно в городе мусульманских мечетей, буддистских заведений, индуистов и Бог знает какого народа со своими верованиями. Не проще ли разогнать всю эту постороннюю шоблу и не оставить ли в Британии только христиан?
«Да как можно! — воскликнул лондонец. — Христиане тогда враз друг дружке глотки перережут. А так живем мы все в мире и в согласии».
Вот так. И королева в Британии есть, и демократия, и свобода вероисповедания, и если кто меж собой и передерется, то, правда, христиане. А в общем — стоит Британия. Уже 800 лет так вот, несмотря ни на что, стоит.
Встретилась мне несколько лет назад развеселая русская дама. Любительница выпить и поплясать на вечеринках. Кто-то в ее присутствии начал размышлять о православии. Дама приблизилась, послушала, позеленела и чуть не вцепилась тому человеку в глотку. Ее еле оттащили, а она все кричала: «Пустите, я этой падле за православие яйца оторву!»
Позже я с этой дамой познакомился поближе, и узнал, что была она, в восьмидесятых, комсомольским лидером, делегатом последнего съезда Комсомола (может, и врала про то, списка тех делегатов я в Интернете не нашел). Частенько в те советские годы бывала она за границей в составе различных групп (понятно, в каком качестве), и вообще она — капитан КГБ в отставке. Это, последнее, прозвучало уже вовсе фантастикой, однако такая хлестаковщина вполне объясняла ее поведение. Её преданность православию и ушедшему большевистскому режиму вполне подтверждала мысли того моего, кухонного, доклада.
Не думаю, что русскому человеку нужно отказываться от православия. Времена меняются, меняется общество. Сейчас уже очевидно, что не останется скоро в России ни нынешнего светского, ни церковного руководства. Россия вновь стоит на пороге великих перемен. На пороге обновлений. Только вот без куполов — что за Россия? Чем от них отказываться, не лучше ли их как следует почистить, каноны обновить, продажных клириков погнать, а если уж без дотаций государственных православие существовать не может, пустить те дотации на образование священников, расширить программу семинарий. Дать попам хорошую зарплату, сделать их должности конкурсными, не драть с приходов мзду, вернуться к истокам и пересмотреть всю православную концепцию, дать ей «человеческое лицо» Бога любящего, а не карающего.
Скажете, с того же, с возвращения к истокам, и начинался протестантизм. А это уж кому как понравится. И протестантам, и буддистам, и всякому верующему в Бога народу места в многострадальной хватит. Россия — страна большая, Россия — страна свободная.
Читайте также:
- Воцерковление после расцерковления
- Сама по себе принадлежность к той или иной церкви ничего не значит
- Быть в Церкви или интегрироваться в иерархию?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)