Страх перед западным обрядом

2 октября 2017 Кирилл Александров

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).

Часто у православных людей, когда они слышат о западном обряде в Православии или читают о нем, возникает страх. Это хорошо видно по комментариям в Интернете под статьями и заметками, повествующими о западном обряде. И в причинах этого страха надо разобраться.

В этой статье под «западным обрядом» я понимаю не один обряд, а несколько западных обрядов, существующих на настоящий момент в Православной Церкви: римский, галликанский, сарумский, английский.

Страх перед всем непривычным свойственен человеку как результат его инстинкта самосохранения. Но чтобы не бояться западного обряда, необходимо четко уяснить для себя, почему западный обряд существует в Православной Церкви. Это отнюдь не происки коварных католиков, стремящихся подчинить себе Православие через внедрение своих обрядов, хотя бы потому, что большинство членов западнообрядных православных общин — это бывшие англикане. Это отнюдь не происки не менее коварных экуменистов, стремящихся к объединению всех конфессий и религий. Экуменисты среди православных, кстати, как раз неодобрительно относятся к созданию православных западнообрядных общин. Для них Католическая церковь — это церковь-сестра, абсолютно равноправная и равноспасительная, по их мнению, не нужно привлекать людей западного мира через свойственные им обряды в Православие — ведь спастись они могут и в католичестве. Поэтому экуменисты говорят: нам не нужно униатство наоборот, этим мы обидим католиков, и поэтому мы против западного обряда.

Так каков же смысл существования западного обряда в Православии? Во-первых, цель любого обряда — хоть восточного, хоть западного, хоть греческого, хоть латинского, хоть древнерусского – приобщить всего человека в полноте его природы к Богу, сделать его причастным Богу не только духом и душой, но и телом. Но есть в обряде и ответное действие человека на призыв Божий – прославление Господа. Выдающийся православный мыслитель Сергей Фудель сказал замечательные слова: «Любовь к Богу порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого как цветы, приносимые к ногам Божиим».

Во-вторых, сокровищница Предания Православной Церкви настолько богата, настолько полна драгоценностей, что совсем неразумно не открывать этот духовный ларец и не пользоваться этими сокровищами. В литургическом Предании Церкви Господь прославляется разными словами, разными обрядами, однако «во храме Его все возвещает о Его славе» (Пс. 28:9). Почему мы должны игнорировать богатство западных обрядов?

В-третьих, западный обряд имеет миссионерское значение, открывая для людей западной культурной и церковной традиции путь в Православие. Среди людей Запада, открывающих для себя Православие, отнюдь не все хотят превращаться в греков, русских, сербов или румын. Они осознают вселенскость, кафоличность Церкви Христовой, которая представляет собой множество в единстве и единство во множестве. И в то же время они понимают и любят христианское богатство своих собственных народов, стран и культур, понимают, что христианский Запад – это совсем не духовная пустыня, и что первую тысячу лет Запад был в единстве с Востоком, они представляли собой единую христианскую ойкумену. Они рады вернуться к наследию своих далеких предков.

Как писал выдающийся православный миссионер, епископ Иоанн-Нектарий (Ковалевский), «в 1944 году, получив благословение и поддержку Патриарха Сергия, мы смогли перейти от теоретического обсуждения к практической реализации, совершая богослужение по старому обряду Галлии впервые после тысячи лет забвения, в день памяти святого Иринея Лионского… Это была не просто попытка принять обряд западных стран, который не противоречил бы догматике Православной Церкви; нет, мы попытались воскресить традицию угасшую, или скорее, исчезнувшую из жизни Церкви. И ответ на эту попытку нам был дан свыше — отклик в сердцах всех верных, принявших обряд своих предков. Казалось, что гробницы открывались, что святые Герман, Кесарий, Мартин, Иларий, и с ними — бесчисленное множество безвестных христиан первых веков воскресали, чтобы принять участие в «общем деле» Литургии». Рукоположившему владыку Иоанна-Нектария святителю Иоанну Шанхайскому, который сам служил галликанскую литургию, возродил православное почитание древних святых Запада, принадлежат такие слова: «Никогда, никогда, никогда не позволяйте никому говорить вам, что для того, чтобы быть православными, вы должны быть также восточниками. Запад был православным тысячу лет, и его почтенная литургия древнее любой из его ересей».

Иерарх Русской Православной Церкви Заграницей святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и епископ французских румын Феофил (Ионеску) рукополагают первого после 1054 года православного епископа западного обряда Иоанна-Нектария (Ковалевского), главу Православной Церкви Франции (США, Сан-Франциско) /vk.com/episcop_kovalevsky

Наиболее успешен православный западный обряд, как показала практика, оказался в отношениях с англиканами «высокой» церковной традиции.

В-четвертых, западный обряд, на мой взгляд, может быть полезен не только людям Запада. И православные русские люди вполне могут изучать его, расширяя свой кругозор, утверждая в себе кафолическое сознание — сознание единства Церкви Христовой и людей в ней. Один мой друг, так же, как и я, изучающий западный обряд, сказал мне, что с помощью западного обряда он лучше стал понимать свой родной восточный обряд. Ничто не мешает использовать молитвы, гимны, песнопения западного обряда в домашнем молитвенном правиле. А может быть, будет время, когда западнообрядные приходы будут открыты и в России… Западный обряд может дать «второй шанс» для тех, кто «выгорел», кто устал от византийского витийства и витийного византийства восточного обряда, от всей этой, порой совершенно излишней многоглаголивости. Молитвенные тексты западного обряда более краткие, более конкретные, менее пышные и перегруженные богословием, чем тексты восточного обряда.

Часто можно услышать, что якобы западный обряд не оправдал себя в Православии. Однако это не так. Если бы западный обряд себя не оправдывал, был бы бесполезен, то в настоящее время в различных Православных Поместных Церквях не было бы множества общин, служащих по западному обряду. Да, новейшая история западного обряда в XIX-XX веках была непроста и терниста. Да, порой первые попытки создать православные общины западного обряда оборачивались мыльными пузырями, лопавшимися через какое-то время, или же возникали расколы, не уврачеванные до сих пор (ярким примером такого раскола является юрисдикция «Православной Церкви Франции» во главе с епископом Германом (Бертран-Харди), пребывавшая в составе Румынской Православной Церкви с 1972 по 1993 год).

Однако здесь необходимо понять следующее. Зачастую неуспешность тех или иных западнообрядных проектов была связана с абсолютным равнодушием, а порой и откровенным нежеланием церковных властей что-либо делать на этом поприще и как-то помогать отдельным энтузиастам, усиленно работавшим в этом направлении. Так, например, после смерти архимандрита Русской Православной Церкви Дионисия (Шамбо), служившего по западному обряду, и являвшегося аббатом небольшой монашеской бенедиктинской общины в Париже, ему никто не захотел найти преемника, община распалась, а большинство его прихожан перешло под омофор, вернее, паллий епископа Иоанна-Нектария (Ковалевского), находившегося в юрисдикции РПЦЗ. Таким образом, можно сказать, что западный обряд в РПЦ МП умер вместе с о. Дионисием (Шамбо).

Однако там, где иерархи поддерживали западный обряд, он успешно развивался (пример – Антиохийская Православная Церковь). А разделения создавались отнюдь не теми, кто служил по западному обряду, а как раз «ревнителями отеческих преданий», как например, отделение Православной Церкви Франции от РПЦЗ в 1966 году спровоцировал архиепископ Виталий (Устинов), будущий первоиерарх РПЦЗ, выразив мнение иерархии, потребовавшей от французов перехода на византийский обряд. Аналогичным образом раскол 1993 года между Православной Церковью Франции и Румынской Православной Церковью был вызван давлением Константинополя на румын, требовавшим упразднения самой Православной Церкви Франции и частичного перехода всех французских приходов этой Церкви на византийский обряд.

Довольно часто можно услышать утверждение, что западный обряд вводит в Православие неправославные по происхождению обычаи и традиции, идущие из католицизма и протестантизма, якобы оскверняющие чистоту Православия. Однако, этот аргумент выдвинут слишком поздно, ибо в нашем православном календаре установлено празднование в честь более чем десяти икон Божией Матери, имеющих западное католическое происхождение. Это такие известные иконы как «Прибавление ума», «Умиление Серафимо-Дивеевская», «Калужская», «Ахтырская», «Остробрамская», «Трех радостей» и многие другие. Сам принцип заимствования чего-то изначально не православного, но не противоречащего православному вероучению, существует в Церкви с первых лет ее существования. Философские термины «логос» и «ипостась», живопись, мозаика и архитектура, взятые из языческого мира и языческой культуры, детали православного священнического облачения, имеющие исламское происхождение, и, наконец, такие произведения как «Невидимая брань», «Илиотропион», «Псалтирь Божией Матери», акафист Страстям Христовым, заимствованные у католиков, подтверждают тот факт, что Церковь трезво и взвешенно смотрела на то, что принадлежит миру, брала от него все самое лучшее и отбрасывала плохое.

Итак, возвращаясь к вопросу о том, как избежать страха перед западным обрядом, можно дать несколько рекомендаций:

1) образовываться, причем как духовно, так и интеллектуально, изучать историю Церкви, историю богослужения, литургику, что вне всякого сомнения полезно не только священникам, но и мирянам. На протяжении 1000 лет от Рождества Христова западный обряд спокойно существовал в Церкви и ни у кого не вызывал протеста.

2) Помнить, что западный обряд поддержан и благословлен такими великими святыми как святители Филарет, Иннокентий и Тихон Московские, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, Рафаил Бруклинский, святитель Николай Японский, преподобный Силуан Афонский, священномученики Иоанн Кочуров, Горазд (Павлик).

3) Знать, что и канонически западный обряд закреплен и одобрен в Православной Церкви. Прежде всего это: решения Святейшего Правительствующего Синода Российской Церкви по проекту Иосифа Овербека, в ответ на запрос свт. Тихона, будущего Патриарха Московского, о возможности сохранения англиканами своих обрядов при переходе в Православие; определения Архиерейских соборов РПЦЗ; решения Румынской Православной Церкви о принятии в свое каноническое подчинение Православной Церкви Франции и об утверждении галликанской литургии; указы местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), Патриарха Антиохийского Александра III и митрополитов Североамериканской Антиохийской архиепископии Антония (Башира) и Филиппа (Салибы).

Таким образом, нет никаких оснований бояться западного обряда, видеть в нем какую-то диверсию, желание подорвать основы Православия, или отступление от православного богослужения. Ничего подобного в православном западном обряде нет и быть не может.

Иллюстрация: роспись храма, выполненная епископом Иоанном-Нектарием (Ковалевским)/vk.com/episcop_kovalevsky

Читайте также: