Сумерки Обители Рассвета: о задержании Виссариона и его последователей

22 сентября 2020 Олег Курзаков

Задержания и обыски в «Общине Виссариона» сразу стали новостью федерального масштаба. Событие экстраординарное, в котором сразу трудно увидеть логику: много лет не было реакции правоохранительных органов и внятного ответа на все вопросы, связанные с деятельностью «Церкви последнего завета»: нарушение прав несовершеннолетних детей в общине, рассказы об исчезновении людей и случаи самоубийств, судьба жертв, оказавшихся после выхода из общины без средств к существованию, вопросы по поводу бесконтрольного хозяйственного освоения уникальных таежных земель, финансовые споры, связанные с присвоением руководством общины переданных средств от новых последователей, мутные денежные потоки, ускользающие от налогообложения, странное проживание Виссариона за рубежом, где он, похоже, имеет недвижимость и т. д. Долгое время были постоянные слухи о высоком покровительстве со стороны краевых властей. Спустя годы, казалось бы, все как-то «устаканилось» и уже не вызывало прежнего ажиотажа. На автовокзале поселка Курагино, откуда начинается маршрут в затерянные среди тайги деревни с виссарионовцами, к ним давно уже привыкли и воспринимали как часть местной экзотики.

Сам я вырос в Курагинском районе и не понаслышке знаю об истории находящейся в нем «Общины Виссариона». Она лично дважды меня касалась: первый раз, когда в 2006 году в Курагинский район приезжал с лекциями, связанными с антисектантской деятельностью, выдающийся православный богослов Андрей Кураев, личная встреча с которым повлияла на мое решение поступить в Московскую семинарию и позже стать священником. Второй раз, в 2012 году — я был назначен настоятелем храма без прихожан п. Черемшанка, чтобы заниматься духовным противодействием влиянию данной организации. Тогда мое настоятельство продлилось всего две недели: никакой серьезной поддержки со стороны своего священноначалия я не получил, не был решен вопрос с жильем и меня просто перевели служить в другой район. И это весьма показательно: никого наверху особо ситуация с Виссарионом не тревожила.

Мое личное отношение к данной организации вытекает из собственных наблюдений и заключается в том, что я считаю ее деструктивной сектой, сломавшей множество человеческих судеб. В ней уже выросли дети со своеобразной психологией и видением мира. И вопрос, который сейчас мало кого волнует, заключается в том, как теперь будут существовать все эти люди, многие годы считавшие своего учителя земным воплощением Христа? Живут они в бедных деревнях и податься им некуда. Кто гарантирует, что не будет всплеска религиозного фанатизма, делающего из Виссариона мученика, за которого надо идти до конца?

Сегодняшние события на самом деле не что-то внезапное и непредсказуемое. «МК Красноярск» за 21.02.2020 писал: «Следственные действия начались весной 2018 года, а активно общиной Виссариона занялись осенью прошлого года. Летом 2018 года следователи провели обыски в двух семьях… 10 февраля [2020 г.] следователи „провели обследования, очень похожие на обыск“, в школе „Истоки“ в поселке Черемшанка и у директора школы Владимира Ведерникова в деревне Петропавловка».

Вряд ли для федерального центра события, происходящие в далеком глухом углу Восточной Сибири в общине, последние годы не привлекавшей особого общественного внимания, имели бы существенный интерес. Это именно краевая повестка. И здесь является ли случайным совпадением, что в организации начались проблемы с правоохранителями лишь с того времени, как сперва исполняющим обязанности губернатора стал Александр Усс, а затем осенью 2018 года он уже был избран губернатором при активной поддержке митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, позиционируя себя как покровителя православия в регионе. Наиболее же напряженные отношения у «виссарионовцев» всегда возникали именно с Красноярской православной епархией. Кроме того, укрепление новой власти во все более усложняющейся ситуации нуждается в наведении «порядка» в своей вотчине, выстраивании подконтрольной и послушной системы. Нахождение под боком многие годы неподконтрольной огромной секты с «темными делами» чревато непредсказуемыми последствиями. Повлияла ли на подобную жесткую развязку ситуация с мятежным, лишенным ныне сана схиигуменом Сергием Романовым из Среднеуральского монастыря, тоже остается лишь предполагать.

В любом случае, мы можем видеть, что сегодняшнее силовое решение вопроса с «Общиной Виссариона» вполне укладывается в общероссийский тренд последних лет новой политики государства по отношению ко всем нетрадиционным конфессиям и религиозным объединениям страны. В этом году неоднократно проходили обыски и задержания в отношении признанной экстремистской организации «Свидетелей Иеговы» в разных городах края.

В общегосударственном масштабе это больше похоже на попытки взять под собственный контроль все стороны жизни общества в условиях роста социальной напряженности, которая, как размолотые железные опилки, ждет своих лидеров, способных подобно магниту стянуть их в единую силу. Нейтрализация любых возможных лидеров, религиозных и светских, способных аккумулировать это недовольство, — этим можно объяснить и подобную правовую избирательность, когда кто-то перед законом оказывается равнее, а к кому-то начинают применяться превентивные меры. И эта избирательность, носящая характер непредсказуемых репрессий, естественно порождает страх у людей, потому что под катком может оказаться любой, кого такая машина посчитает своей потенциальной угрозой.

Сам Виссарион никак внешне в последнее время, казалось бы, не претендовал на особую роль в стране. Это больше походило на достигнутое равновесие, когда у него было, по сути, собственное мини-государство, отгороженное от мира таежной глухоманью, где он был со своими приближенными полновластным правителем. Никто не посягал на его власть. Более того, местная администрация деревень давным-давно подчинена последователям Виссариона. Но в условиях возможного нового кризиса подобные люди, как и в начале девяностых, вновь окажутся на волне общественного запроса. И что тогда ждать от них?

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: