Священник на войне может быть только в одном качестве — юродивого
15 августа 2022 Ахилла
Из тг-канала священника Иоанна Бурдина:
«Пастыри Христовы не должны знать абсолютно никакой государственной власти и тем более жертвовать ей своих христиан, в качестве солдат; ибо Христос никакому царю, никаким земным властям не вручал Своих христиан… Пастыри Христовы должны быть абсолютно нищелюбивы и бескорыстны. Они, как таковые, ни в каком случае не должны продавать свое священническое пастырское служение и из религии Христа делать монетный двор».
Архимандрит Спиридон Кисляков
В Донской духовной семинарии открывается магистерское направление и учебный центр по подготовке военного духовенства. В программе обучения: общевоенная подготовка, основы геополитики, военная медицина и психология, международное гуманитарное и военное право.
Судя по изучаемым предметам, государству потребовались политруки. По какому-то недоразумению на их роль решили определить священников.
Христианский священник на войне может быть только в одном единственном качестве (если только не обладает какими-то медицинскими знаниями) — юродивого, который становится между противоборствующими сторонами и именем Христа умоляет их прекратить убивать друг друга.
И для этого ему не нужны ни общевоенная подготовка, ни основы геополитики, ни международное гуманитарное и военное право.
Но полагаю, что вовсе не такие кадры будут готовить в Донской семинарии. Да и где б они нашли такое количество юродивых!
Институт военных священников существовал до революции. Из воспоминаний протопресвитера русской армии и флота Георгия Шавельского (скачать книгу Шавельского «Русская Церковь пред революцией» можно в нашей библиотеке по ссылке — прим. Ахиллы), мы знаем, что некоторые батюшки даже полки в атаку водили. С крестом наперевес.
На фронты первой мировой было призвано более 5000 священнослужителей. Спасло ли это армию и флот от развала? Помогло ли это церкви в годы революции и Гражданской войны? Может быть, вчерашние боевые товарищи не давали революционерам своих полковых капелланов в обиду?
По свидетельству того же Шавельского, многие капелланы в 1917–1918 годах были вынуждены сбривать бороды, переодеваться в солдатскую форму и в таком виде бежать с фронта от неминуемой расправы. Едва избежал гибели и сам Шавельский.
Откуда же такая ненависть во вчерашних сослуживцах? Вместе с которыми кормили вшей в окопах и ходили в атаку, которых исповедовали и причащали Св. Таин? А может, чем-то не тем занимались священники на войне? Не о том говорили? Не то проповедовали? Не Христу служили?
Тот же Шавельский приводит вопиющий случай, когда боевые офицеры еще до всякой революции, в 1916 году, устроили нужник в палатке, которая до этого использовалась как полковой храм. Не правда ли это многое говорит об авторитете церкви на фронте, где смерть вроде бы заставляет даже атеистов вспоминать о Боге?
Есть удивительное свидетельство, которое оставил бывший военный священник архимандрит Спиридон Кисляков. В 1914 г. после начала войны он выступил проповедью, в которой, в частности, сказал: «Пока христиане будут вести войны, до тех пор они… не вправе называть себя христианами».
- Ради Христа я отвергаю и проклинаю всякую войну
- Архимандрит Спиридон (Кисляков): Любить Христа и жить исключительно по Его Нагорной проповеди
- О святом государственнике и несвятом анархисте
Тем не менее он честно попытался понять, есть ли место христианину (и тем более священнику) на войне: ведь так убедительны были ссылки на Александра Невского, Сергия Радонежского, Ослябю и Пересвета, — все те имперские мифы, которыми церковь не одну сотню лет оправдывала свое отступничество от Христа.
Он написал рапорт и добровольно ушел на фронт.
В полковой церкви в лесу он служил Литургию, причащал солдат, говорил проповедь, после чего они шли на передовую «убивать христиан». Таким образом он причастил Крови и Тела Христовых не менее 200 тысяч человек.
Перелом в нем произошел после того, как он попал под бомбежку. Лежа на земле и в ужасе прижимаясь к ней, он видел над головой брюхо немецкого аэроплана с огромным черным крестом. И из раскрывающейся «нижней продольной конечности» этого креста на людей летели бомбы. Эти бомбы и дали ему ответ на вопрос о христианском отношении к войне: «война, в которую Россия попала, как в капкан, есть погибель. Прежде всего, погибель для человека, которого та растаптывает в прах, унижая в нем образ Божий: война есть пагуба и для всего христианства». А потому: «Пастыри Христовы не должны знать абсолютно никакой государственной власти и тем более жертвовать ей своих христиан, в качестве солдат; ибо Христос никакому царю, никаким земным властям не вручал Своих христиан…»
Так писал бывший военный священник, который искал в христианстве Христа, а не материальной выгоды и церковных наград.
Прошло сто лет, и мы снова возвращаемся к тому же вопросу: что делать священнику (и вообще любому христианину) на войне…