Священник на войне может быть только в одном качестве — юродивого

15 августа 2022 Ахилла

Из тг-канала священника Иоанна Бурдина:

«Пастыри Христовы не должны знать абсолютно никакой государственной власти и тем более жертвовать ей своих христиан, в качестве солдат; ибо Христос никакому царю, никаким земным властям не вручал Своих христиан… Пастыри Христовы должны быть абсолютно нищелюбивы и бескорыстны. Они, как таковые, ни в каком случае не должны продавать свое священническое пастырское служение и из религии Христа делать монетный двор».

Архимандрит Спиридон Кисляков

В Донской духовной семинарии открывается магистерское направление и учебный центр по подготовке военного духовенства. В программе обучения: общевоенная подготовка, основы геополитики, военная медицина и психология, международное гуманитарное и военное право. 

Судя по изучаемым предметам, государству потребовались политруки. По какому-то недоразумению на их роль решили определить священников.

Христианский священник на войне может быть только в одном единственном качестве (если только не обладает какими-то медицинскими знаниями) — юродивого, который становится между противоборствующими сторонами и именем Христа умоляет их прекратить убивать друг друга.

И для этого ему не нужны ни общевоенная подготовка, ни основы геополитики, ни международное гуманитарное и военное право.

Но полагаю, что вовсе не такие кадры будут готовить в Донской семинарии. Да и где б они нашли такое количество юродивых!

Институт военных священников существовал до революции. Из воспоминаний протопресвитера русской армии и флота Георгия Шавельского (скачать книгу Шавельского «Русская Церковь пред революцией» можно в нашей библиотеке по ссылке — прим. Ахиллы), мы знаем, что некоторые батюшки даже полки в атаку водили. С крестом наперевес.

На фронты первой мировой было призвано более 5000 священнослужителей. Спасло ли это армию и флот от развала? Помогло ли это церкви в годы революции и Гражданской войны? Может быть, вчерашние боевые товарищи не давали революционерам своих полковых капелланов в обиду?

По свидетельству того же Шавельского, многие капелланы в 1917–1918 годах были вынуждены сбривать бороды, переодеваться в солдатскую форму и в таком виде бежать с фронта от неминуемой расправы. Едва избежал гибели и сам Шавельский.

Откуда же такая ненависть во вчерашних сослуживцах? Вместе с которыми кормили вшей в окопах и ходили в атаку, которых исповедовали и причащали Св. Таин? А может, чем-то не тем занимались священники на войне? Не о том говорили? Не то проповедовали? Не Христу служили?

Тот же Шавельский приводит вопиющий случай, когда боевые офицеры еще до всякой революции, в 1916 году, устроили нужник в палатке, которая до этого использовалась как полковой храм. Не правда ли это многое говорит об авторитете церкви на фронте, где смерть вроде бы заставляет даже атеистов вспоминать о Боге?

Есть удивительное свидетельство, которое оставил бывший военный священник архимандрит Спиридон Кисляков. В 1914 г. после начала войны он выступил проповедью, в которой, в частности, сказал: «Пока христиане будут вести войны, до тех пор они… не вправе называть себя христианами».

Тем не менее он честно попытался понять, есть ли место христианину (и тем более священнику) на войне: ведь так убедительны были ссылки на Александра Невского, Сергия Радонежского, Ослябю и Пересвета, — все те имперские мифы, которыми церковь не одну сотню лет оправдывала свое отступничество от Христа.

Он написал рапорт и добровольно ушел на фронт.

В полковой церкви в лесу он служил Литургию, причащал солдат, говорил проповедь, после чего они шли на передовую «убивать христиан». Таким образом он причастил Крови и Тела Христовых не менее 200 тысяч человек.

Перелом в нем произошел после того, как он попал под бомбежку. Лежа на земле и в ужасе прижимаясь к ней, он видел над головой брюхо немецкого аэроплана с огромным черным крестом. И из раскрывающейся «нижней продольной конечности» этого креста на людей летели бомбы. Эти бомбы и дали ему ответ на вопрос о христианском отношении к войне: «война, в которую Россия попала, как в капкан, есть погибель. Прежде всего, погибель для человека, которого та растаптывает в прах, унижая в нем образ Божий: война есть пагуба и для всего христианства». А потому: «Пастыри Христовы не должны знать абсолютно никакой государственной власти и тем более жертвовать ей своих христиан, в качестве солдат; ибо Христос никакому царю, никаким земным властям не вручал Своих христиан…»

Так писал бывший военный священник, который искал в христианстве Христа, а не материальной выгоды и церковных наград.

Прошло сто лет, и мы снова возвращаемся к тому же вопросу: что делать священнику (и вообще любому христианину) на войне…