Священник — не монах: зачем ему жалование?..

10 декабря 2018 священник Иоанн Белюстин

Продолжение отрывков из книги «Описание сельского духовенства».

***

Жалованье иереям

Всякий, кто будет иметь терпение прочесть нашу записку, согласится, уверены мы, что духовенству жалованье необходимо, до того необходимо, что без него оно никогда, никакими средствами и усилиями не будет в возможности — соответствовать цели назначения своего. Но какое жалованье положить иереям уездных городов и сел? Чем ограничить его, чтобы оно не было ни слишком велико, ни слишком мало; не вовлекало его в те крайности, в которые вовлекает излишество, и не заставило по-прежнему прилегать к доходам, достойным всех проклятий всех благомыслящих людей? — Посмотрим сначала, как это делается в иных землях.

Католическое духовенство во Франции в настоящее время получает различное жалованье, смотря по месту служения и по степени, которую известное лицо занимает в иерархии; простые священники в больших городах получают от казны 385 р. серебром в год, другие по 300 р. серебром, а деревенские по 212 р. серебром; последним община прибавляет еще от 25 до 38 р. серебром за разные требы. Таким образом, положение низшего духовенства во Франции не блистательно.

И однако ж у них нет семейств, им нет нужды воспитывать сыновей, отдавать замуж дочерей, помещение у них казенное, консистории их не грабят, благочинные — тоже и проч. Каково же должно быть положение нашего низшего духовенства?

Правда, у нас предположено обеспечить их жалованьем, и в некоторых губерниях уже получается. В одной из таких губерний мы были в недавнее время и — осмелимся высказать правду — не заметили, чтобы оно изменило отношения между священником и прихожанином: те же ненавистные поборы, что были и прежде, то же духовное разъединение между пастырями и пасомыми, что было и всегда. Какая же причина того, что и самое обеспечение духовенства не достигает своей цели?

Жалованье сельскому духовенству назначается, сообразно с числом душ прихода, 100-200 р. Что сказать о таком назначении? Прежде всего то, что оно непременно должно быть составлено монахами.

Только в них, целиком проглотивших всю человеческую мудрость, может быть такое полное отсутствие здравого смысла, такое решительное непонимание потребностей житейских, такое глубокое невежество в знании хозяйственной географии обширной Руси, только в них и ни в ком больше. Всякий крестьянин, мало-мальски толковый, в миллион раз умнее и сообразнее с целью устроил бы это дело. А вместе с тем, в этом, как и во всем, в полном свете обнаружилась та нелепая самонадеянность, то бессмысленное тщеславие, которые никак не позволяют обратиться за советом к тем, кого это дело прямо касается и по которым все свои решения они считают непогрешимыми.

Кто, с одним простым здравым смыслом, не скажет, что при назначении жалованья иерею, чиновнику, кому угодно, прежде всего нужно сообразовываться с местным положением их? Одно ли значение имеют одни и те же сто рублей: в губерниях внутренних, восточных, в Украине, в Белоруссии, в Сибири? В одном месте, при чрезвычайной дешевизне жизненных потребностей, на них можно жить в достатке; в другом — что значат эти сто рублей, например, в Тверской, Владимирской и еще более в Смоленской губерниях?

(..) Нет — жалованье должно быть назначено сообразно с семейством: бездетному одно, малосемейному другое, многосемейному иное. Все это будет сообразно со здравым смыслом, с рассудком, словом — с чем угодно, т.е. будет справедливо.

Но возможно ли сделать это? Значит для каждого семейства должно быть особенное жалованье? Вовсе не так трудно, как кажется. В ноябре каждого года благочинный представит ведомость консистории о наличном числе иереев и семейств их. Консистория, по таксе, однажды составленной, высылает ему для раздачи всю сумму — вот и все дело!

(..) От этой меры, справедливой как нельзя более, было бы много последствий и самых благотворных. Между иереями уничтожится зависть, так постыдно разъединяющая их теперь. Все они, по возможности, будут уравнены, и завидовать будет нечего. Теперь священники весьма нередко мечутся с одного места на другое, иные от крайней необходимости, другие просто от прихоти. Тогда не будет им ни повода, ни нужды, бегать из одного места в другое, и везде быть бесполезными; потому что они не успевают узнать ни нужд своих приходов, ни средств удовлетворений их. Тогда и самое начальство избавится от излишних дел по случаю перемещения их и пр. и пр.

Монахи положили, что священнику, каково бы ни было его семейство, довольно 100-200 р. Из этого видно, что, кроме всего, они еще были и дети злые и неблагодарные, объедали и изнуряли своих родителей, ни разу не подумав, не сообразив, что стоит каждый из них училищный и семинарский курс, ни разу совестливым, благонамеренным, сыновним взглядом не проникнув во все нужды, во все лишения, среди которых живут их родители. Нет сомнения, что, отправляясь каждый раз в семинарии, они заботились лишь о том, чтобы вытянуть из родителей как можно больше; а о том, как и чем будут жить начисто обобранные родители, они ни разу не подумали. Именно так было — хоть допросить совесть каждого из них о прошедшем. Иначе они не дерзнули бы, посовестились бы сказать и определить, что многосемейному иерею довольно в год 100-200 р. Представим их высокоумию расчет жизни такого священника.

Возьмем семейство, по числу лиц его составляющих среднее, именно: священника с женой, три сына и три дочери — итого 8 человек. При таком семействе необходима работница, всего 9 человек. Предметы расходов означим самые необходимые, потребление и ценность вещей потребляемых возьмем — minimum:

  1. Муки ржаной 60 пудов……………………………………..27 руб
  2. Муки пшеничной 2 сорта 15 пудов………………………18 руб
  3. Круп, соли, солоду и т.п……………………………………20 руб
  4. Говядины, масла, яиц и т.п………………………………..15 руб
  5. Свеч, масла деревянного, мыла и т.п……………………15 руб
  6. Дров 15 саж. По 2.50 за сажень…………………………..37 руб. 50 коп.
  7. Ремонт, стройки, печей, посуды, мебели и т.п…………25 руб
  8. Для священника: 1 ряса, 1 подрясник, 2 сапог, перчатки, шляпа и проч…..30 руб
  9. Для жены: 1 салоп, 2 платья, 2 башм.,платков и пр……………………………..30 руб
  10. Трем дочерям на одежду и обувь………………………….60 руб
  11. Работнице жалованья………………………………………..15 руб
  12. Ей же на одежду, обувь и пр……………………………….10 руб
  13. Покупка и содержание коровы…………………………….25 руб
  14. Прибавим расходы мелочные не предвидимые, которых нельзя означить с точностью: на лекарство, бумагу, нищим, погребщикам, пролубщикам и пр. Все это, каждое в отдельности — безделица, в итоге, по меньшей мере………………………………………………………………………………………20 руб
  15. Прибавим на чай, сахар, водку, не для каждодневного употребления, а на случай болезни кого-либо, на случай, если священник приедет промокший, продрогший и ради гостя………………….10 руб

Итого — 397 руб. 50 коп.

На сыновей. Двое в семинарии.

  1. За квартиру, стол по 4 р. в месяц с каждого, в 10 учебных месяцев……80 руб
  2. Сюртук, шинель, обувь и пр. 40 р. на каждого, обоим……………………..80 руб
  3. На проезды в год…………………………………………………………………….25 руб
  4. На расходы мелочные: книги, бумагу, перья и пр……………………………..8 руб

В училище для сына:

  1. За 10 учебных месяцев, за квартиру, стол и проч……………………………20 руб
  2. Сюртук, тулуп, сапоги, брюки, картуз и пр………………………………………15 руб
  3. На проезды в год……………………………………………………………………….10 руб
  4. На книги, бумагу, карандаши и пр. (о разбойничьих подарках мы уже не говорим)………………………………………………………………………………..4 руб
  5. Прибавим для всех расходы непредвидимые, на случай болезни…….8 руб

Итого — 350 руб. 50 коп.

Всего в год для всего семейства необходимо: 647 руб. 50 коп.

Какой же мудрейший и опытнейший хозяин сведет приход с расходом: жалованьем в 100, 150, 200 рублей покроет все нужды?

Питомые, яко овцы на заклание, некоторые статьи расходов могут назвать совершенно излишними — роскошью, какой никак нельзя допустить в быту священника. Согласны. Священник — не монах: может обойтись без щей, каши, пирога в праздничный день и прочей тому подобной роскоши, и уничтожаем 2, 3, 4 статьи (- 58 р). Священник — не монах, которому нужно 5-10 комнат, может с семейством жить в одной избе. Согласны. Уменьшаем число дров на 10 сажен. (- 12 р.50 к.) Уничтожим еще 13 и 15 статьи, отзывающиеся роскошью жизни (- 35 р.) Уничтожим — но, кажется, уничтожать больше нечего, осталось лишь то, чем и работник у крестьянина довольствоваться не будет. Сколько же остается годового дохода? 547 рублей. Отнимем у сыновей 100 рублей, и они не дети монахов, могут быть заранее полунищими; остается 447 рублей. Как тут быть священнику с жалованьем своим? Куда его потянуть и растянуть? Поневоле, и при жалованье, обратится к поборам, если бы даже и сознавал всю мерзость их. Таким образом, жалованье, далеко несоразмерное с нуждами, никогда и никак не уничтожит поборов. После этого к чему же оно? Какая польза в этих полумерах?

(..) Священнику 100 р., жене его 80 руб. Надеемся, что эти цифры не покажутся слишком великими, когда скажем, что здесь хороший работник берет в год не меньше 60 р. на всем готовом. И мы назначаем священнику больше работника каких-нибудь 20-25 руб. Кажется, не много.

Сыновьям по 50 руб., дочерям по 30 руб. год со дня рождения. Конечно, пока они дети, на них не выйдет столько. Но сыновьям в училище только что будет достаточно; в семинарии же потребуется вдвое и более; так во время детства и будет скапливаться необходимая, для пополнения последующих дефицитов, сумма. Точно так же в детство дочерей будет скапливаться сумма, необходимая для выдачи их в замужество.

Но где взять столько сумм?

Когда захотят устроить это дело, так и суммы найдутся. (..)

Иллюстрация: Валаамский монастырь/фото Варвары Сергеевой

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: