Святая Юшка, помогай!
23 августа 2019 Алексей Плужников
Меня тут читатели попросили высказать мнение по поводу канонизации и почитания всяких пелагеюшек, евдокиюшек, любушек: «Откуда у людей такая жажда обладать „личным“ святым? И очень интересно мнение о феномене святости этих „стариц“ — чем они так отличаются от тысяч других благочестивых жен?»
Да, почитание «блаженненьких» женщин, которых часто называют уменьшительно-ласкательными именами, очень развито в «глубинном» русском народе. Матронушки, пелагеюшки, дунюшки, марфушки и прочие странные «подвижницы», жития которых наполнены самыми нелепейшими выдумками, «чудесами», предсказаниями, «исцелениями».
Культ этих «святых жен» очень развит как раз среди женщин — малограмотных, забитых жизнью, уставших, больных, одиноких или живущих с пьяными мужьями, сыновьями-наркоманами; у которых диагностирован рак или другая тяжелая «женская» болезнь, а денег на лечение нет, да и какие врачи в наших провинциальных городках…
И тут вдруг проходит слух: в таком-то месте есть могилка или мощи такой-то «Юшки», которая и исцеляет, и по молитвам которой все в семье налаживается, слепые прозревают, хромые ходят, а рак рассасывается сам собой, да еще алкаш-муж превращается в заботливого супруга и начинает свою Пелагею Никитишну носить на руках по огороду, приплясывая самбу, и дарить пионы на восьмое марта… Мечта, надежда, лучик света среди серых будней… И вот Пелагея Никитишна все бросает, садится в автобус вместе с группой таких же страждущих паломниц и едет в деревню к Юшке.
Пока группа едет в автобусе, подсуетившиеся дельцы от паломнического бизнеса в лице руководящего поездкой разливаются соловьями о том, в какое благодатное место они едут, сколько там исцелилось и как вообще все будет у вас хорошо! При этом не забывают прорекламировать новую поездку в другое благодатное местечко — к старцу-бесогону Боголепию.
Приехали куда следует, а там уже все готово: и могилка ухожена и свечками утыкана, и паломников полно, и батюшка служит панихидки, а после рассказывает о чудесах и помощи пока еще не прославленной святой (но вот-вот, уже скоро ее прославят, материалы переданы в комиссию по канонизации, ждем!).
И среди паломниц разговоры, охи-вздохи, восторги: «Да я без благословения Юшки даже не дышу! Как проснусь, сразу первым делом молюсь Юшке: „Благослови вдыхать и выдыхать!“ — и чудо! — начинаю так дышать, как паровоз!» — «А вот у меня-то было дело: муж так пил, так пил, так я ему песочку с молитовкой от Юшки насыпала в чай — сорок раз так надо сделать и акафист тайно прочитать! — и что ж вы думали? Муж уже три дня не пьет! Потому что ноги отнялись и до магазина сходить не может! Вот как его святая Юшка благословила-вразумила! Ладанку с песочком, кстати, и с молитовкой можете в лавке храма купить…» — «Да-да, и я слышала: батюшка сказал на проповеди: приехал полный автобус больных детей, у всех диагнозы — один страшней другого! А как уехали — потом вдоль дороги нашли кучи костылей, дыхательных аппаратов и инвалидных колясок! Выкинули за ненадобностью, да!!! И врачи все так и удивляются, так и поражаются: как такое возможно?! Дети вернулись — и больше на прием никто не пришел — все рассосалось! Даже истории болезней рассосались! Так батюшка говорил — он человек святой, врать-то не будет!»
Как тут не поверить в помощь Юшки? Тем более, сам батюшка-настоятель — такой седой, такой строгий, глаза горят аскетическим огнем — говорит: «Кто в нашу Юшку не верит — того она наказывает! Она милостивая, но строгая! Вон вся Сибирь сгорела — потому что к Юшке мало ездили, не вымаливали! А те в наводнение утонули — потому что грешники, Юшке нашей не молились! Идите, пишите записки на вечный помин, свечки покупайте, ладанки, да на строительство колокольни не забудьте отстегнуть — сама Юшка вас благословила!»
А уж сколько чудес и добра Юшка творит — загляденье! Вон, например, свидетельства очевидцев благословений святой Дун-Юшки Чудиновской:
«Мы ехали сейчас по дороге. Ее молитвами и район поднимается, и заброшенные земли распахиваются, — продолжает Светлана. — В прошлом году тут рядом засеяли поле льном. Это ведь Дуняша сама в детстве сиротой убирала лен. С тех пор не сеяли льна в районе. В прошлом году первый раз посеяли лен. После нее все начинает возрождаться».
И ведь эта верующая в Дунюшку ни на секунду не задумывается о логике: если святая тут жила и подвижничала, умерла более семидесяти лет назад и похоронена тут же, то почему лен посеяли только в прошлом году? Почему все только «начинает возрождаться»? Чем Дунюшка занималась прошлые годы, почему халтурила?
Или вот об исцелениях и «знамениях»:
«У нас племянница заболела, и заболела серьезно — онкология, — добавляет ее сестра. — Это был крик души, пошли мы к Дунюшке. Ходили, на коленях просили. Можете считать, что это мое воображение, но стояли мы на коленях, плакали, молились, а когда вышли от Дунюшки, полетела бабочка. Красивая такая, большая! А было время не для бабочек — весна. И у меня в мыслях было: „Оля будет жить“. И Господь дал Оле [здоровье]».
Весна — время не для бабочек… А для кого, простите? Мы вот ходили в поход в апреле: всюду лежал снег вперемешку с водой, по колено снега было. А вокруг летали бабочки, а по снегу бежал паук… Может, это было знамение от неведомой Юшки, смысл которого мы не уловили? А может… просто весна?
В этом и суть популярности подобных Юшек и их «чудес» — можно что угодно отнести к «помощи» Юшки, потому что в таких ситуациях всегда работает «принцип динозавра» из анекдота:
«— Какова вероятность встретить на улице динозавра?
— ???…
— 50 % — или встретишь, или нет».
Так и тут. Если по молитвам Юшке что-то хорошее произошло — слава Юшке. Если ничего не произошло, то есть куча вариантов — мало молились, надо подождать, надо терпеть, мало у тебя веры, Юшка тебя испытывает, сначала до́лжно испытать скорбь, чтобы потом… В общем, беспроигрышный вариант, в котором виноват, если что, ты будешь сам, но никак не Юшка.
И духовенство эту беспроигрышность понимает. Поэтому и епархия, и «владельцы» могилы Юшки грызутся за обладание мощами — ведь это нескончаемый поток денег. Это и стройка, и ремонт храмов или монастырей, это и твой новый внедорожник, и твой трехэтажный коттедж, и счет в банке по «молитвам Юшке». А народ сам с удовольствием батюшкам поможет — и своей верой, и деньгами, и глупостью.
И бороться с этим бесполезно и бессмысленно. Ведь если у людей остается надежда только на Юшку, то их остается лишь пожалеть. В стране, где люди живут в нищете, где в больницы обращаться — опасно для здоровья и жизни, где низы не могут, а верхи не хотят ничего, кроме ублаготворения самих себя, где ни общество, ни государство, ни церковь ничего не могут предложить людям, кроме ухудшения и без того нелегкой жизни — там вся надежда только на полумифических, мнимо или реально сумасшедших подвижниц прошлого, главное достижение которых в том, что они умерли и оставили после себя благодатную могилку с песочком или чудотворные мощи.
Фото: Илья Бархатов/74.ru
Читайте также:
- Епископ Пармен извинился перед паствой за внесенное смущение по поводу Дунюшки Чудиновской
- Официальное решение о переносе останков подвижницы Евдокии Чудиновской уже принято
- «И не стыдно тебе? Совсем совесть потерял!»: конфликт духовенства вокруг мощей Дунюшки
- В Челябинской области верующие собираются спать на кладбище, чтобы защитить святую от епархии
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)