Святая земелька и храм преткновения в Екатеринбурге: философически и математически

2 декабря 2018 Алексей Плужников

Известный екатеринбургский православный общественный деятель, руководитель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова инициировала в Свердловской области акцию по сбору земли с мест гибели священномучеников. Автор идеи считает, что акция направлена на прекращения духа разделения и братоненавистничества в народе:

«На наших глазах рождается народная покаянная инициатива, которая свидетельствует, что все устали от войны всех против всех и очень хотят спокойной, мирной и дружелюбной общественной атмосферы».

«Эта инициатива нас, народа Божьего. Это форма нашего покаяния за то, что мы не уберегли нашу веру, нашу Церковь, наше духовенство, наших святых. Наши предки, да и многие из нас, не сохранили веру во Христа, Истину, Красоту, Мир, Творчество и Любовь. И мы приносим в этом пред Господом нашим Иисусом Христом покаяние от нашей земли и нашего народа». (из фб О. Ивановой)

К акции, по словам руководителя музея святости, «молниеносно» присоединились верующие активисты из разных населенных пунктов области. Вот, например, как ею описывается радость волонтеров и их детей при сборе земли там, где она была смешена с кровью:

«1 октября 1918 года недалеко от станции Нижняя Салда приняли мученическую кончину от рук красноармейцев верхнесалдинские священники: отец Алексей Кузнецов и отец Петр Дьяконов. По воспоминаниям современников, жестокость красных была ужасающей. Когда после их отступления на это место пришли жители, то увидели страшную картину: отрубленные головы, изуродованные тела, кругом кровь, перемешанная с землей…

В сборе земли с места гибели салдинских мучеников участвовали волонтеры центра поддержки материнства „Умиление“ со своими детками: „Снимали, конечно, на телефон, качество низкое. Но все были счастливы!“ Эта реакция совпадает и с моими наблюдениями — усилия памяти по отношению к горьким страницам истории нашей земли имеет очищающее и просветляющее действие».

Ролик со страницы фб О. Ивановой:

Эту «святую землю» инициаторы намерены заложить в основание будущего храма святой Екатерины, из-за восстановления которого в последние годы в Екатеринбурге идет жаркая дискуссия между теми, кто хочет восстановления, и теми, кто протестует против нарушения ландшафта в центре города.

Сама Оксана Иванова противостояние вокруг храма видит философски:

«Если смотреть глубже политической составляющей, то борьба против восстановления собора св. Екатерины — это борьба постмодерна с традицией. Постмодерн агрессивен к любой традиционности. Он видит только актуальность момента, поэтому слова и образы воспринимаются им исключительно с точки зрения выгоды для говорящего. А между тем память о наших святых имеет живительную силу восстановления традиций. Городских, региональных, национальных, социальных, политических, и, конечно, христианских. Поэтому мы продолжаем собирать землю, политую их кровью».

Инициатива по сбору святой земли вызвала споры и едкие комментарии от разных людей, по словам самой Оксаны Ивановой, «в ответ на освещение инициативы #землясвятых штаб Навального обвинил меня в прелести, а штаб Ходорковского в язычестве. Понятно, политическая борьба требует крепких выражений».

Оксана Иванова даже приняла участие в дискуссии в штабе Навального и вернулась оттуда с определенными христианскими выводами:

«В связи со вчерашними дискуссиями мне вот что подумалось. Юра Кузьминых, начальник штаба Н., не местный. Федор Крашенинников, публицист, политолог, активный борец с храмом, не местный. Дмитрий Фоминцев, журналист, пытающийся скандализировать любой повод, хоть как-то связанный с церковью, тоже не местный. И как я заметила, самые активные храмоборцы, апологеты изгнания Бога из Екатеринбурга, горожане в первом поколении. Они приехали в наш город за деньгами и карьерой. Понятно, что в другую мотивацию они просто не верят, поскольку Екатеринбург для них лишь место реализации своих проектов и „монетизируемая“ территория. И им кажется, что все такие же. По сути эта позиция ничем не отличается от мотивации многих критикуемых ими же чиновников и олигархов. Дух один и тот же — неряшливое властолюбие и зависть к деньгам. Жалко их, ребята где-то неплохие, но с большой помутненностью сознания и совести. Я усердно молюсь о даровании мне искренней любви к ним, какие ни есть, они тоже наши братья, нашим детям жить вместе. Господи, прости и вразуми всех нас!»

В общем, как вновь философически выводит главный специалист в Свердловской области по святости и потомственная православная жительница города, все несогласные должны заткнуться, «математически»:

«Согласно теореме о неполноте формально-логических систем атеисты, безбожники и храмоборцы не могут решать вопрос о храме. Ни демократически, ни политически. Никак. Это математика, ничего личного».

Что ж, как екатеринбуржец в первом поколении, храмоборец, антиклерикал и понаехавший в город «за деньгами и карьерой», а также как выпускник философского факультета, напомню православному философу Оксане Ивановой, что у каждой монеты есть и обратная сторона. А значит: православные, которые грядущего Града взыскуют, а здесь ничего не имеют, кроме праха, тлена и суеты сует, должны испариться из общественного, политического, философского, градостроительного и прочего гражданского пространства, а только молиться, запершись в храме своей души, наедине с Богом, и не отсвечивать.

Математически.

Иллюстрация: дискуссия с участием Оксаны Ивановой в штабе Навального/ фото Анны Яжук, со страницы фейсбука О. Ивановой

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: