Телеканал «Спасу.net», съемки программы «Поверь!»

24 сентября 2019 Владимир Мечников

Играет грустная мелодия — символ печальной участи тех, кто не внял предупреждению Всемилостивого о неминуемом наказании неверующих в Него.

В студии появляется ведущий — симпатичный молодой человек с солидной проплешиной. Он излучает довольство и сытость — щедрые гонорары обеспечены ему до гробовой доски, ибо споры о христианстве длятся уже более двух тысяч лет и конца этому не видно.

Ведущий встает у зеркала и, любуясь собой, проникновенно вещает:

— Как быть, если думаешь, что Бога нет? И как Его найти, если даже искать не хочется? — он несколько раз повторяет эти фразы, меняя тональность и выражение лица. В последнем варианте его голос звучит так горестно, а лицо выглядит столь печально, что у операторов увлажняются глаза.

Слышна реплика главного режиссера:

— Костя! Ты неплохой актер, но сейчас явно переигрываешь! Твоя задача не вызвать у зрителя вселенскую скорбь, а настроить его на доверительный лад.

Ведущий зевает:

— Да надоело бубнить одно и то же. Вот и изгаляюсь над текстом, как могу.

В студию входит упитанный иерей, затем появляется известный профессор.

Звучит команда:

— Внимание! Пошла запись!

Ведущий снова принимает печально-задумчивый вид, говорит положенный текст и обращается к участникам.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! Тема нашей беседы «Почему никто не видит Бога?». Именно об этом нас чаще всего спрашивают зрители. Что вы думаете по этому поводу?

Иерей: Да, Бога сейчас никто не видит, но в апостольские имена Его узрели многие. Это был Христос! В нынешнее время Его можно увидеть только духовным взором. А почувствовать — любящим сердцем. Но на это способен лишь тот, кто искренне уверовал в Него.

Профессор: Нельзя увидеть то, чего нет. Но можно вообразить всё, чего захочется, даже несуществующее. А если в этом помогают специальные службы, я имею в виду церковные структуры, то задача с воображением решается ещё легче.

Иерей: То, что вы назвали фантазиями, — это поиск истинного предназначения человека — быть с Богом! Церковь на то и существует, чтобы указать верную дорогу к Нему. Евангелие — вот истинный и благодатный путь к познанию Бога!

Профессор: Сомневаюсь в благодатности авторов новозаветной доктрины. Она напоминает мне прокрустово ложе, из которого невозможно вырваться.

Ведущий (оторопело): Первый раз такое слышу! Христианство ассоциируется у вас с прокрустовым ложем? … у меня нет слов!

Профессор: Тогда я продолжу мысль. Это ложе предназначено не только для верующих. Даже ваш бог не полностью свободен в своих действиях, поскольку тоже обязан следовать жестким правилам христианской доктрины.

Иерей (возмущенно): Сказанное оппонентом расцениваю как неудачную шутку! Бог ни от кого не зависит, тем более от людей, созданных Им из праха земного. Убежден, что когда-нибудь оппонент раскается в сказанном. Для меня, как истинного христианина, не будет большей радости, чем возвращение в лоно Церкви ещё одной заблудшей души.

Профессор (раздраженно): При чем здесь чья-то заблудшая душа? Моя оценка христианской концепции базируется на её же постулатах.

Иерей (сурово): Вы можете ясно выразить своё личное отношение к Богу?

Профессор: Давайте определимся с терминами. Под богом подразумевается некая внеземная субстанция, обладающая разумом? Если так, то возможность её появления не противоречит законам мироздания. Любая субстанция такого рода вызовет у меня интерес, независимо от того, кем сочтет её Церковь и как именно обзовет. Всякий ученый обрадуется, если обнаружит реальные следы иной жизни. Это огромный простор для научных исследований!

Ведущий: То, что вы сказали, очень важно. Получается, практически все ученые испытывают интерес к Создателю?

Профессор: Аплодирую вашему умению ловко переиначить сказанное. Что касается эмоциональной реакции иерея по поводу зависимости бога от доктрины, то прошу ответить: разве бог имеет власть над вами, церковниками? Вы без всякого божественного разрешения выступаете от его имени и истолковываете его дела так, как придет в голову.

Иерей: Вы превратно понимаете нашу службу Господу. Он властвует над всеми! У христиан нет сомнений в Его всемогуществе! Пусть вы не христианин, но ведь тоже во что-то верите? Если не в Бога, то, наверное, ха-ха-ха, в инопланетян?

Профессор: Я критически отношусь к находкам уфологов. Вместо бесплодных поисков летающих тарелок им следует заняться тем, что находится буквально под носом — контактами христиан с субстанцией, именуемой ими богом. В связях с ней признаются многие верующие, а церковь издает на эту тему особые методички, то есть молитвословы. Возможность подобным образом осуществить контакт с внеземной сущностью должна заинтересовать уфологов.

Ведущий: То есть уфологи обязательно поймут, что тот инопланетный разум, который они ищут, и есть Господь?

Профессор: Снова аплодирую изворотливости вашего ума. Кстати, а вы уверены, что верующие не примут какого-нибудь инопланетянина за божьего посланника? Особенно, если тот сумеет продемонстрировать несколько технических новшеств. Вспомним изречение Артура Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Ведущий (досадливо): Посланник Господа, то есть ангел, не может быть магом или инопланетянином. Бог выше всех разумных существ. Он — Сверхразум!

Профессор: Но каких-либо следов сверхразума не видно, а в ваших писаниях утверждается, что Всевышний безудержно активен и настырно вездесущ. Скажите, он и сейчас участвует в нашей общественной жизни?

Иерей: Он незримо присутствует везде! И нас сейчас тоже слышит! Его Животворящим дыханием пронизана вся Вселенная! Всё чрез Него начало быть!

Профессор: Из рассказов Ветхого завета следует, что бог явился Моисею в виде горящего куста. Другим он никогда лично не являлся и не подтверждал, что те или иные деяния — именно его эксклюзив. Не было такого, чтобы люди сказали: «Ух, ты! да вот же бог! Он прямо на наших глазах совершил деяние!»

Ведущий: По-вашему, в Бога можно поверить, только увидев Его? Но многие верят в разные невидимые вещи, например, в атомы. Вы скажете, что их существование доказано приборами. Но наши глаза и разум тоже своеобразные приборы. Что же мы видим ими? — невероятно сложный Мир. Разве это не есть доказательство проявления великой созидательной силы, то есть Бога? Разве такое утверждение противоречит науке? Вы же не будете отрицать, что среди многих ученых были и есть верующие?

Профессор: Видя какие-то сложные вещи и непонятные явления, легче всего приписать их действию неких потусторонних сил, типа духов. Так до сих пор поступают дикие народы, которые не в состоянии воспользоваться достижениями науки. Но вы же имеете такую возможность! Однако не желаете. Поэтому основа вашей веры — одни лишь эмоциональные переживания, предположения и домыслы. Это не аргументы. Ссылка на верующих ученых — тоже несерьезный довод. Да, некоторые выдающиеся умы считали, что бог есть. Ну и что? В течении своей жизни им не раз приходилось отказываться от ошибочных гипотез. Мы помним и уважаем ученых не за их красивые слова о боге, а за научные изобретения, никоем образом с ним не связанные.

Ведущий (печально вздыхает): Это программа «Поверь!». Мы вернемся после небольшой паузы.

Идет реклама продукции хлебобулочного предприятия «Накося-Вкуси», на котором работают православные. Под молитвенные распевы, они изготавливают пирожки с джемом. Голос за кадром: «В тесто каждого десятого пирожка вместо джема кладут горсть землицы с Афона. Если купите большую упаковку пирожков, вам обязательно повезет и вы почувствуете вкус святой земли».

Ведущий: Это программа «Поверь!», и мы продолжаем наш разговор. Прозвучал тезис о том, что священники якобы слишком вольно трактуют божественную волю. Но профессор, видимо, не знает тонкости христианской жизни. Священники не просто молятся Богу, они служат в Церкви, созданной самим Христом. Именно поэтому люди приходят к ним за помощью и советом — как правильно обращаться к Всевышнему.

Профессор: Священники могут выдавать себя за кого угодно, даже за слуг невидимого существа. Но чем они обусловили право говорить от его имени? Да, трактовать деяния Повелителя Вселенной весьма почетно. Но как насчет первого смертного греха, то есть гордыни? Богословы на себя этот грех почему-то не примеряют. Но, разве не наглость утверждать, что кто-то разобрался в замыслах Создателя Мира? Кстати, те же богословы говорят, что пути его неисповедимы.

Иерей: Бог являет нам Себя через поступки и действия других людей. А каковы они — злые или добрые, понять нетрудно.

Профессор: Как верно заметил известный писатель: «С добром и злом тоже начались проблемы — от имени добра стали говорить такие хари, что люди сами с удовольствием записывались во зло».

Иерей: Есть направляющая рука Господа и Его божественный промысел.

Профессор: Кто узрел невидимую божью руку? — Люди, бездоказательно уверяющие нас, будто знают его волю. Интересно, бог одобряет такое самомнение? Он вообще слышал что-нибудь об этих зазнайках?

Иерей: Он видит и слышит всё! А о Его промысле ведают не простые люди, а святые и пророки. Их надоумил сам Господь! Он просветил их разум, душу и дал им силу озвучить свою божественную Волю.

Профессор: Как сделать пророка из себя или кого-то другого — рецепт известен. Это простой прием, которым давно пользуются астрологи. Они изрекают множество туманных предсказаний. По истечении времени выбирают более-менее подходящие к текущим событиям. Об остальных старательно умалчивают. Так же поступали и в древности. Когда некто принимался за пророка, но потом начинал нести явную ахинею, это объясняли так: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей…» (Второзаконие, глава 18)

Ведущий: Мы вернемся в эфир после небольшой паузы.

На экране очередной рекламный ролик. Показывают цех по розливу питьевой воды. Виден конвейер с бутылками. Камера берет крупным планом этикетку. На ней написано: «СИНАЙ — освященная вода десятилетней выдержки. Настояна на травах Синайской горы. Подается ко всем блюдам в любое время суток».

Пока идет реклама, ведущий и главный режиссер обращаются к профессору с напоминанием, что перед записью программы тот обещал быть тактичным. Профессор раздраженно отвечает, что, слушая всю эту лабуду, он и так сдерживается изо всех сил. Потом ехидно добавляет, что при монтаже всё равно вырежут то, что не устраивает. Главный редактор отводит ведущего в сторону и ворчит:

— Костя, если разговор и дальше будет жестким, этот выпуск в эфир не пойдет! Нам же придется вырезать практически всё, что говорит профессор! Постарайся перевести беседу в какое-нибудь теоретическое русло.

Ведущий: Мы продолжаем программу «Поверь!». Обращаюсь к профессору. Скажите, вы ведь согласны, что мы никогда не сможет разобраться со всеми тайнами мироздания? Всегда останется что-то непознаваемое, недоступное нашему уразумению.

Профессор: Конечно, наше поколение во всем не разберется. И это хорошо, надо же оставить некоторые тайны нашим потомкам, пусть тоже разбираются — так жить интереснее. А мне всё-таки хотелось получить ответ иерея по поводу правомерности священников выступать от имени того, кто, по их мнению, создал Мир. Не тяжеловато вам приходится? Вы же не могучие атланты, держащие на своих плечах всю Землю.

Иерей: Мы не заменяем собой Господа! Священное Писание обязывает нас обожать Его превыше всего! Мы считаем себя Его рабами, а вы насмехаетесь над нашими чувствами! Будьте вы прокляты! Отныне и во веки веков!

Профессор: Хотелось бы убедиться, что вы вправе проклясть меня и можете реально это сделать. Покажите лицензию или иной церковный документ на право ведения такой деятельности. Кем подписана эта бумага? Неужели богом? Для того, чтобы принудить его сделать это, у духовенства нет полномочий. Однако решение имеется. Чтобы бог смог подписывать трансцендентно-метафизической, то есть невидимой рукой нужные вам распоряжения, надо слегка подправить концепцию вероучения и подтвердить нововведение на Вселенском соборе. А можно сделать ещё проще — Синод РПЦ подтвердит эту возможность бога после откровения, полученного каким-нибудь старцем или известным церковным деятелем. Да хоть моим нынешним оппонентом! Он личность известная, ему должны поверить. Иерей, вы беретесь за дело, столь полезное РПЦ?

Иерей: Да вы что себе позволяете?!

Профессор: Подсказываю, как юридически оформить дополнительные права вашего бога. Чтобы никто не смог обвинить его в превышении полномочий.

Ведущий: Это очень важный тезис… нет, это не то, что я хотел сказать. Пока иерей приходит в себя, задам уточняющий вопрос. Было сказано, что вы оцениваете отношения христиан с Богом на основе нашей религиозной концепции. Но в соответствии с ней Бог поругаем не бывает. Значит, Он не нуждается ни в чьей защите. Разве не так?

Профессор: Почему не нуждается? Сам он такого не утверждал. Апостол Павел сказал это в полемике с галатами около двух тысяч лет назад. Даже если бог и шепнул такое апостолу в частной беседе, то за прошедшие годы мог и передумать. Он ведь ревнивый и обидчивый, а глядя на людей, трудно не обидеться. Особенно на тех его приверженцев, кто настырно приписывает ему поступки, о которых он, может, и не помышлял. Ему даже не дали вмешаться, чтобы спасти от распятия собственного сына. Через много лет духовенство стало оправдываться тем, что якобы бог сам это придумал!

Иерей: Господь был вынужден пойти на этот малоприятный для Него шаг, чтобы спасти погрязший в грехах род людской!

Профессор: Мой оппонент сейчас отрекся от главной христианской доктрины, закрепившей добровольное самопожертвование бога. По сути, иерей заявил, что люди вынудили Господа отдать себя на их суд. И после этого мой оппонент продолжает утверждать, что бог свободен в выборе действий?

Ведущий: Вы упорно настаиваете на мысли, что Бог не свободен. Однако вы сами себе противоречите. Если Бог существует, Он не может быть несвободным.

Профессор: Согласен, такого быть не может! Но вывод о его подотчетности христианской доктрине следует не из моих слов, а из церковной практики и ваших священных текстов. Какие полномочия предоставлены богу Ветхим заветом? Практически безграничные, а Новым — уже нет. В нем бог остался всесильным, но в теории. На практике он может вмешаться, когда его попросит сам человек. При этом не известен способ вмешательства бога. Также неясно, когда он это сделает, да и сделает ли вообще.

Ведущий: Что тут не так?

Профессор: Всё! Как проситель может убедиться, что конкретную помощь ему оказал именно бог? Когда-нибудь публике показали реальные доказательства его вмешательства? Нет. Более того, духовенство ни разу не дало гарантий, что бог примется решать ту или иную проблему в момент её возникновения и решит её конкретным образом. Священники всегда трактуют уже завершенное событие — после того, как проблема была решена или осталась нерешенной. В этом случае в рамках христианской доктрины можно объяснить любой результат. При подобном подходе бог вообще не нужен.

Ведущий: Ну… появляются определенные ощущения, что помог именно Всевышний. Некоторые даже слышат Его глас, а другие — голоса ангелов. Они подсказывают человеку, что именно с помощью Бога улажены его проблемы.

Профессор: Представьте, что вам звонят по телефону и незнакомый глас проникновенно вещает: «С тобой разговаривает бог» или «С тобой разговаривает посланник божий». Вы поверите? То-то же! А если скажут, что компьютер выбрал вас путем случайного перебора и вам дадут три миллиона после оплаты расходов на доставку? Вам же ясно, что это обыкновенный развод! Тогда почему поверите странному гласу в своей голове? Может, лучше с врачом посоветоваться?

Ведущий: Мошенников много развелось, это так. Однако религиозные чувства людей — это же совсем другое. Разве нет?

Профессор: Как к месту вы упомянули о мошенниках!

Слышен усталый возглас главного режиссера:

— Ну, всё! Хватит зря тратить время! Стоп камера!

На экране появляется заставка телеканала «Спасу.net!». Снова играет грустная мелодия. Символ печальной участи чего угодно, но только не судьбы телеканала. У них по-прежнему всё будет хорошо. Во всяком случае, до 2024 года.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: