Ткачев: Те, кто осуждает Церковь за сребролюбие, сами воры и иуды
10 февраля 2020 Ахилла
9 февраля на ютуб-канале протоиерея Андрея Ткачева появилось видео с его проповедью в Неделю о мытаре и фарисее. В своей назидательной речи православный стендапер предложил новое современное истолкование евангельской притчи. Притча эта, как оказывается, о двух любителях денег, которые вышли после молитвы оправданными.
Как обычно, уследить за кенгуриными скачками логики Ткачева нелегко, но мы, героически прослушав 18-минутный ролик, вычленили несколько принципиальных тезисов и месседжей, с которыми спешим ознакомить поклонников творчества знаменитого ритора.
Итак, первый тезис: эта притча не относится к неверующим, а также к тем, кто верит в Бога, но не ходит в храм.
И первый месседж: перечисленные выше — люди самого низкого сорта.
Как обычно в таких случаях, Ткачев максимально использует такие актерские приемы, как выразительную мимику (скорее гримасничанье, мало уместное на амвоне) и жестикуляцию.
— Что они там себе придумали, не знаю, — попы плохие, носы красные, кресты дорогие, машины у нас там… Гляньте на наши машины! — почти кричит Ткачев. — Эдакие немазаные-сухие! Гляньте, сколько у нас тысяч священников и на каких машинах мы ездим! Я б вам показал все свои машины, начиная от первых жигулей и заканчивая сегодня, — гляньте!
(И правда, отчего бы не показать, например, в одной из программ на Царьграде? Если уж речь зашла…)
Но со скользкой темы проповедник съезжает, махнув рукой:
— Ладно, этих твердолобых не прошибешь, потому что их не машины интересуют, у них поселилась какая-то нечисть внутри, и они оправданий ищут.
Тезис второй: мытарь и фарисей — сребролюбцы. Про мытаря это очевидно, а про фарисеев есть цитата: «фарисеи сребролюбцы суще». Один явный сребролюбец, а другой — тайный.
Второй месседж проповедника предсказуем: сребролюбцы сегодня кто? Ясное дело — критики! Те, кто якобы верят, но не ходят в церковь. А думаете почему? Сомнения одолели? Духовная засуха? Искушения? Нет. Не ходят по причине сребролюбия. Есть такие сребролюбцы, которые считают, что на свете есть место, «на котором деньги не имеют значения. И это место они приписывают Церкви. Потом они присматриваются к Церкви своим сребролюбивым взглядом…» Дальше пантомима — комик с крестом в руках активно гримасничает, отворачивается, театрально прикладывает руку к виску:
— А-а, там тоже деньги! Там тоже деньги хотят, деньги любят, деньги просят, деньги в карман суют, и вот поэтому я в церковь ходить и не буду. Вот вам притча о мытаре и фарисее современного мира! Сребролюбцы обвиняют Церковь в сребролюбии, и на основании этого не ходят в церковь, где могла бы спастись их бессмертная душа, пока что вонючая.
Тезис третий: 98% населения России или неверующие, или верят якобы в Бога, но в храм не ходят. Трепещите, патриархийные миссионеры, на всех углах кричащие о том, что большинство россиян — православные! Ткачев вывел ваши махинации со статистикой на чистую воду. Два процента — и это по словам одного из известнейших проповедников — два процента граждан посещают храм. Запомните эту цифру.
Месседжа из этого тезиса никакого нет. Хотя нет, вот он: Ткачев призывает сребролюбцев в храм, чтобы процент повысить. «Несите ваши денежки». Здесь, обещает священник, вы будете оправданы. Внимание, коррупционеры и воры, велкам.
— Сребролюбцы всех стран, соединяйтесь! И заходите в храм Божий, потому что только здесь не пропадете, только здесь спасетесь, а притча о мытаре и фарисее — это именно притча о безбожных сребролюбцах. Нет, о Божьих!
Тезис третий, убийственный. Те, кто критикует церковных деятелей за роскошь и за скупость — не просто сами сребролюбцы, они — воры и иуды.
— Я сегодня хотел бы обратиться ко всем сребролюбцам, особенно к тем, кто осуждает церковь в сребролюбии — у вас вот крестик красивый, вон еще крестик красивый, вот на тебе это надето, это надето, тут пол мраморный, там икона красивая… они ж калькулировать начнут! Потому что сребролюбец не может не калькулировать. Чужая машина проехала — о, а почему не я в ней? Сколько она стоит? О, а лучше бы эти деньги нищим отдать. Слышите такие голоса раздаются? Как Иуда, когда миро пролили на Господа, говорит: зачем миро погубили, лучше бы нищим отдать. Он что, о нищих переживал? Нет, он был вор и подсчитывал чужие деньги. Так и сегодняшние: зачем нам такие дорогие траты? Давайте лучше построим больницу. Они что, про больных переживают? Он просто вор! Он считает чужие деньги!
Отсюда месседж: сребролюбцы спасутся и будут оправданы, если придут в Церковь. А критикующие клириков за сребролюбие — нет, не спасутся, ибо воры и иуды, а осуждая церковников, — совершают смертный непростительный грех. (Вот оно, новое богословие. Мы-то думали, не прощается только хула на Святого Духа, а оказывается, не нравятся тебе исчезающие часы и суперджеты патриарха — и все, гореть тебе в аду вечно.)
Оканчивает знаменитый стендапер свое выступление пожеланием: «Вот мне бы и хотелось, чтобы Господь вынул почву из-под ног 98% нашего населения, которые, являясь сребролюбцами, осуждают церковь в сребролюбии».
Вот и гадайте, сребролюбцы, что подразумевает Ткачев под выниманием почвы из-под ног, трепещите.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)