Церковь и эпидемия: исторический ракурс (окончание)

3 июля 2020 Никита Еремин

Окончание, начало тут.

«И если что смертоносное выпьют, не повредит им»

Как мы уже упоминали выше, причастие заразных больных во время эпидемий было запрещено в России под страхом смертной казни на протяжении как минимум нескольких веков. На фоне новой пандемии нам пришлось столкнуться с манипуляциями, связанными с причащением. Не будем называть имен, но некоторые священники стали заявлять, что они постоянно причащали больных туберкулезом и не заражались от них. При этом они почему-то забывали упомянуть о том, что нельзя «заразиться туберкулезом при использовании одной и той же посуды, напитков, еды, одежды или поверхностей», — пишет Финская ассоциация по здоровью легких «Filha» (Передача туберкулеза // Финская ассоциация по здоровью легких «Filha»). Такая же ситуация с известной историей о том, как свят. Иоанн Шанхайский, причащая больную бешенством, принял частицу Св. Даров после того, как она ее выплюнула. Это преподносится как подвиг веры святого, но бешенство также не передается через пищу и предметы. Это прямая манипуляция, рассчитанная на необразованную публику. Но зачем обманывать? Ведь после того, как такие истории услышит человек с медицинским образованием, он придет в сильное смущение, так как распознает ложь. Остается надеяться, что такое говорят по необразованности, а не специально…

Подчеркнем, что еще два столетия назад святой Никодим Святогорец в своем сборнике церковных правил «Пидалион» писал, что во время эпидемий заразным больным Святые Дары необходимо передавать для самостоятельного самопричащения домой в отдельном сосуде, причем делать это бесконтактно, оставляя в определенном месте. Больным, после себя, «сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус» (преп. Никодим Святогорец. Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. В 4 томах. Том 2. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, 2019. С 240), для дезинфекции. Преп. Никодим признавал, что через причастие можно заразиться, но то, что было приемлемым для Церкви XVIII столетия, стало почему-то неприемлемым для Церкви XXI-го.

С некоторыми рациональными тезисами иерархам Русской Церкви все же пришлось согласиться (Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции). Например, о том, что через целование икон и креста можно заразиться, а лжицу необходимо обрабатывать.

Встает вопрос: а где в канонах нашей Церкви установлено, что заразиться нельзя? Откуда взялся миф о том, что причастие обладает дезинфицирующим эффектом? Видимо, это выводится из того, что Господь наш Иисус не может болеть и переносить вирусы? С догматической точки зрения, Он принял человеческую природу во всей своей полноте, со всеми нашими немощами, а значит и Он может заболеть или быть источником болезни для других, как и любой другой заболевший человек. Но не будем сильно углубляться в догматику.

Если бы лжица, которой подают мирянам Святые Дары, не передавала вирус, это было бы безусловным чудом Божиим. Но все-таки чудо — это тот случай, когда нарушаются законы естества, это что-то неординарное и уникальное. Но разве можно требовать от Бога, чтобы Он поставил чудо на конвейер и совершал его тогда, когда мы этого захотим? Логика получается такая: «Я сегодня пойду в храм, где могут быть больные, и буду причащаться с ними с одной ложки, а Ты, Боже, сделай так, чтобы я не заболел», но Господь уже дал ответ таким людям: «Порочно это поколение! Они ищут чудес, но не будет дано им чудес, кроме чуда Ионы» (Лк 11:29). А еще сказано: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Разве недостаточно нам того, что Иисус воскрес из мертвых? Ответ, конечно, очевиден, что недостаточно, а иначе за историю Церкви не развилось бы столько культовых вещей, не имеющих ничего общего с Евангелием. Главное чудо в христианстве уже совершилось — это Воскресение из мертвых, но иудеям этого оказалось мало, недостаточным это чудо кажется и современным христианам.

Предлагаем подумать еще над одним отрывком из Писания: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор. 11:29). Достойно ли причащается человек, который пришел в храм, зная, что он может стать причиной заболевания и смерти другого человека? Думаю, ответ очевиден.

Может ли через причастие человек получить зло? Но кто сказал, что вирусы — это зло? Онтологически вирус такая же часть творения, как и ядовитые скорпионы, пауки, блохи, плесень и т.д. Все это живые организмы, часть экосистемы, созданные Богом не для зла и убийства, но мы воспринимаем это как зло, так как они могут нас убить. Строго говоря, камнепад в горах тоже убивает людей, но никто от этого не объявляет горы злом. Лягушки убивают мух, львы — антилоп, а болезни и вирусы — людей. Но все, что сотворил Бог, в книге Бытия названо добром или дословно «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Как пишет и. о. директора Института Хаффингтона, профессор университета Лойола Мэримаунт в Лос-Анджелесе архимандрит Кирилл (Говорун): «Поскольку наши тела и тело Христа в полной мере участвуют в общей человеческой природе, те же микроорганизмы, которые живут в нашем теле, жили и в Христовом теле. Нет оснований не считать, что они продолжили в Нем жить даже после Его воскресения. Его отличие от нашего тела лишь в том, что эти микроорганизмы не могли Его убить. Однако они могут убить наше тело, потому что оно еще не воскресшее. При этом они могут передаваться через Евхаристическое Тело Христа, потому что не являются онтологическим злом, а частью Божия творения. Такой частью, например, является пенициллин, из-за которого — священники это хорошо знают — Евхаристическое Тело Христово может заплесневеть. Но эта плесень — лишь в нашей интерпретации „тление“. Это не то тление, о котором говорится, что Христос ему не причастен. То тление — грех и смерть. А пенициллин — это не грех и не смерть, а живой организм, к тому же оказавшийся весьма животворящим для нас. То, что плесень, которую мы считали и считаем тлением, оказалась животворящим антибиотиком, не перевело ее из онтологического статуса зла и тления в онтологический статус добра и нетления. Онтологический статус плесени был всегда положительным — как части творения Божия» (Говорун К. COVID-19 и христианский (ли?) дуализм // Публикации Центра исследования Православного Христианства университета Фордам).

Проблема заплесневевших Даров не нова. Напомним, что в «Настольной книге священнослужителя» Сергея Булгакова указано, что делать с такими Дарами. В «Известии учительном», которое помещается в Служебнике, также есть указание на это. Так почему же плесень может жить на Святых Дарах, но не может жить вирус, онтологически являющийся такой же частью творения и мировой экосистемы, как и плесень? «Зло — не в природе, а в выборе, который делает человек. Как объяснял Дионисий Ареопагит, „зло не имеет места среди сущих или несущих… Как таковое, зло не является существом и не порождает существа… Зло является не-сущим. Зло не пребывает в существующих творениях“ (О Божественных именах 4). Зло укоренено лишь в человеческой свободе: оно происходит, когда люди делают ошибочный выбор. Таким выбором является игнорировать опасность от инфекции. Возможно, настоящее зло — не в вирусе, а в том, например, когда человек, вместо того чтобы заботиться о своем ближнем, предпочитает закрывать глаза на законы природы, приходит в собрание и заражает других людей», — подводит итог архимандрит Кирилл (Говорун К. COVID-19 и христианский (ли?) дуализм).

Известно также, что как в Европе у католиков, так и в Византии у православных были случаи, когда людей отравляли через причастие, добавляя в чашу с освященными Дарами яд. Не касаясь истории Византии, возьмем более близкие к нам примеры из других православных стран. Например, в Грузии в 1000 г. «грузинский царь Давид, состоявший в особенном договорном отношении к Византии, погиб насильственной смертью, и притом при исключительно редких обстоятельствах. Ему была поднесена отрава архиепископом Иларионом в св. причастии, причинившая Давиду мучительную смерть в Пасху тысячного года» (Успенский Ф. И. История Византийской империи в 8 т. Том 6. М.: Юрайт, 2018. С. 224-225). Подобные случаи можно найти и в Армянской церковной истории, происходило такое и в Москве, когда в 1451 г. через причастие был отравлен князь Михаил Сигизмундович. В «Хронике Быховца» (третьем своде белорусско-литовских летописей) читаем: «Когда был он [Михаил Сигизмундович] в одном монастыре и слушал обедню, игумен, который не любил его, дал ему в причастии лютую отраву ядовитую. Он это причастие быстро принял и проглотил, и здесь же пал и подох. А игумен, опасаясь, что тот так быстро умер, сам принял причастие и здесь же умер» (Хроника Быховца / Коммент. и пер. Н.Н. Улащика; Отв. ред. М.Н. Тихомиров. АН СССР. Ин-т истории. М.: Наука, 1966. С. 97).

История дает примеры того, что Святые Дары не дезинфицируют чашу и дарохранительницу от плесени и ядов, от чумы и холеры, так чем же принципиально новым является вирус COVID-19, что именно его причастие уничтожает?

Подводя итог, приведем слова благочинного храмов Ровеньского округа Валуйской епархии протоиерея Димитрия Готовкина: «Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?» (Готовкин Д. Коронавирус и причастие. Почему очищение лжицы ради каждого стало проблемой).

Закрытие храмов

Закрытие храмов также вызывает бурные недовольства и критику: «Никогда такого не было!» Это еще одна забытая страница нашей истории. Мало кто знает, но карантин, сопровождавшийся закрытием мест массового посещения, в том числе и храмов, был нормой для дореволюционной России как минимум с XV века. Существовали даже карантинные уставы, в которых четко приписывалось закрытие церквей во время эпидемий: «При появлении чумы, все места народных собраний, не исключая присутственных мест, училищ и всех подобных заведений, по усмотрению главного местного начальства, закрываются […] богослужения во время обсервации или во время карантина, а иногда и без карантина, по усмотрению главного местного начальства, закрывается и опять, по усмотрению оного, с некоторыми предосторожностями дозволяется; причем в особенности следует наблюдать, чтобы приходящие к слушанию богослужения избегали всякого взаимного между собою сообщения» (Устав о карантинах (составленный по Своду Законов изд. 1857 г. и по Продолжению 1876 года). М. 1879. С. 42. / Свод законов Российской империи. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные. СПб. 1857. С. 235). То есть в дореволюционной России закрытие и открытие церквей во время эпидемий регулировалось государственной властью. Бывали случаи, когда закрытие предписывалось медиками, как это было в 1812 г. во время чумы в Одессе, когда совет одесских врачей предписал закрыть все места массового собрания людей, включая церкви, после чего генерал-губернатор граф М.С. Воронцов срочно принял соответствующие меры.

Епископ Калачинский и Муромцевский Петр (Мансуров), закончивший биологический факультет МГУ, приводит интересный факт: «Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения. Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!» («Ведь раньше во время эпидемий все в храм шли!» — епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус)

Мы уже писали о том, что и Филарет Московский упрекал священников за то, что они не соблюдали предписанных государством ограничительных мер.

Обратимся к совсем недавней истории. 20 августа 1970 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Пимен, когда в ряде городов России появилась холера, издал Постановление, согласно которому в районах, охваченных болезнью, запрещалось прикладываться к иконам и принимать Святые Тайны. Дозволялось только причащение больных на дому (Пимен (Извеков) // Православная энциклопедия «Древо»). Справедливости ради отметим, что и тогда священнослужители и прихожане не восприняли запретов всерьез, свидетельства о чем можно найти в «Дневниковых записях» митр. Иоанна Снычева за 1970 г.

Историческая память — это важный фактор цивилизованности общества. Как мы видим, российское общество плохо знает свою историю и соответственно не может делать правильных, адекватных выводов из нее. Возможно, европейские города более спокойно отреагировали на закрытие храмов потому, что историю Европы знают очень многие, про нее написано бесчисленное количество книг, исследований, романов, снято множество фильмов, сериалов, передач. Черная смерть у всех на слуху, а про эпидемии в России знают мало, как и про пандемию в Византии.

Приведем пример: в 1348 г. королева Франции Жанна Бургундская, дочь канонизированного Католической Церковью Людовика IX Святого, несмотря на пандемию чумы пошла на церковную службу в Нотр-Дам и уже на следующий день умерла от болезни.

Европейское общество много раз прошло через разочарование в спасительной чудотворности икон, крестных ходов, чудодейственности колокольного звона, святой воды и т.д. Это все, и многое другое, обрядово-церковное, не спасало ни обычных людей, ни королей, ни священников с монахами, ни даже святых, что мы показали выше. Поэтому, как нам кажется, не стоит пренебрегать тем, к чему человечество пришло, пережив десятки и сотни эпидемий и пандемий, — карантину. Это единственная мера спасения в тот момент, когда от болезни не разработано ни лечение, ни вакцина.

Конспирология…

Во время каждой эпидемии по всему миру вспыхивали различные конспирологические и апокалиптические настроения. Во время чумы в Европе люди ждали наступления апокалипсиса и винили во всем евреев, которых убивали (массово сжигали) или изгоняли из городов. Во время эпидемии холеры в России XIX века люди не хотели лечиться, утверждая, что врачи-иностранцы специально придумали эту болезнь, чтобы погубить народ православный. Люди громили больницы и отказывались лечиться. Потом обвинили во всем поляков и начали ловить их и жестоко избивать. Примеров можно приводить множество. Сегодняшняя ситуация, когда люди боятся через прививку от коронавируса получить «жидкие чипы», напоминает ситуацию в Европе XIX века, когда было выяснено, что, привив человека вирусом коровьей оспы, можно выработать иммунитет к натуральной человеческой оспе, но люди отказывались принимать такую вакцину, думая, что если их привьют коровьей оспой, то у них вырастут рога…

Можно подобный пример привести и из нашей истории. Когда в конце XIX — нач. XX вв. в Оренбурге проводили вакцинацию от оспы (которая спасла население планеты от страшной болезни, из-за которой массово умирали дети, а выжившие получали страшные язвенные рубцы на всю жизнь или теряли зрение), врач А.В. Попов описывал, как люди называли прививки «антихристовою печатью», ходили слухи, что «оспу прививают почти насильно», а в итоге люди научились «вскоре по привитии высасывать материю, или смывать ее в бане» (Попов А. В. Холера 1829-1833 гг. в Оренбургском крае // Труды Оренбургских ученых архивных комиссии. Вып. 21. Оренбург: Типо-лит. Губ. правления, 1910. С. 58).

В наши дни история повторяется. Многие священники охотно подхватывают истерию среди православных конспирологов и начинают распространять мнения о том, что «этот вирус создан лабораторно». Посмотрим, что об этом говорит медицина.

Коронавирусы в разных формах известны с 1965 г. Всего их 40 видов, которыми болеют как животные, так и люди. Еще совсем недавно весь мир слышал про другой коронавирус — атипичную пневмонию, первый случай заболевания которой был зарегистрирован в 2002 г. Тогда этот вирус пришел к нам от летучих мышей.

Коронавирусная инфекция COVID-19 пришла к нам тоже от животных. В медицине известно множество случаев, когда болезни животных в результате мутаций приобретали форму зооантропонозов, то есть когда болезнь, распространявшаяся среди животных, мутировала в форму, доступную для человека. Это нормальный и естественный процесс, который сопровождает человечество на протяжении всей нашей истории. Каждый год мы наблюдаем, как мутируют вирусы гриппа, из-за чего медикам приходится разрабатывать все новые и новые формы вакцин. Еще у всех на слуху свиной и птичий гриппы, являющиеся яркими примерами зооантропонозов.

К зооантропонозам относится около 100 заболеваний различной этиологии (происхождения). Такими болезнями являются: атипичная пневмония, бешенство, болезнь Лайма, бруцеллез, лихорадка Эбола, малярия, оспа, сибирская язва, СПИД, туберкулез, ящур и множество других.

Что касается вируса SARS-CoV-2, вызывающего заболевание COVID-19, то его геном изучался учеными из разных стран независимо друг от друга, и все они пришли к выводу о его естественном происхождении.

Пандемия выявила то, что раньше было более и менее скрыто у большинства православных россиян — необразованность и темность. Причем темность эту мы наблюдаем не у захожан, которых почти и не осталось в храмах, а именно у «воцерковленных» православных прихожан. В связи с инфекцией, РПЦ довольно сильно и ощутимо разделилась на два лагеря.

Первый — это фундаменталисты, которые всегда радели за славянский язык, ездили по чудотворным местам и к иконам и были против всяких изменений в Церкви. Они сейчас толпами идут в храмы и возмущаются, доходя в своей истерии до проклятий (См. проповедь схиигумена Сергия (Романова) из Среднеуральского женского монастыря), сквернословий и оскорблений. Например, ректор МДАиС еп. Питирим (Творогов) так описал, что происходило в Троице-Сергиевой лавре на Страстной неделе: «Великий понедельник. Утро. Врата Троице-Сергиевой Лавры закрыты. Перед ними разгоряченная толпа, требующая открыть Лавру. Протестующие ведут себя очень агрессивно, матерятся. Владыка Парамон открывает Лавру на всю Страстную Седмицу и на Пасху. Мор начался в Великую Пятницу. Самые лучшие священнослужители заболели, некоторые в тяжелой форме. Заболел владыка Парамон, заболел я, заболели лаврские старцы».

Консерваторы считают, что прийти в храм на фоне запрета — это исповедничество за веру, не обращая внимания на то, что они могут быть угрозой и причиной смерти для других.

Второй лагерь — это либералы, те, кто ратовали за доступность богослужения, русский язык в Церкви, образованность, обязательную катехизацию, общины и т.д. Они остались дома.

Не только православные фундаменталисты ведут себя диссидентски, приходя в храмы и заражая людей вокруг. В других религиях и конфессиях тоже есть прослойка традиционалистов, которые поступают так же, а иногда и еще хуже. В Израиле и США ультраортодоксальные евреи выбегали на улицы, нарушая карантин, чтобы попасть в синагоги, и устраивали беспорядки, вступая в конфликты с полицией, переходящие в драки. В Иерусалиме заместитель мэра Флер Хасан-Наум много раз обращался к евреям с требованием оставаться дома, на что получил ответ от одного из пожилых членов ультраортодоксальной общины, входящего в городской совет: «Вы просите нас делать все, что противоречит тому, что говорят наши мудрецы» (Молятся и хоронят вместе: как хасиды нарушают карантин // Общественно-политическое интернет-издание «Газета.Ru»). Апелляция к старцам и мудрецам, как же это близко православию… К чему это привело? — 60% заболевшего населения Израиля — это ульраортодоксальные евреи.

Есть свои консерваторы и в среде протестантов-баптистов Америки. Глава баптистской церкви в Конуэе, штат Арканзас, Джош Кинг заявил, что его прихожане и пасторы не верят в COVID-19, и чтобы доказать, что в церкви нельзя заразиться, в прямом смысле облизывали полы (Баптисты Арканзаса облизывают пол церкви, чтобы доказать обман с коронавирусом // Американское русскоязычное информационное агентство «Новости Америки»)… Подобное делали и мусульмане Ирана, которые, снимая себя на видео, облизывали двери мечетей.

Зачем Бог послал COVID-19?

Совсем недавно, в 1981 г., когда весь мир узнал о новой болезни под названием ВИЧ, православные священники и иерархи сразу заговорили о том, что Бог послал такое заболевание, которое поражает только гомосексуальных мужчин, что является прямым проявлением действия Божия и наказанием за их грехи. Но в наше время, когда в Африке заражены ВИЧ сотни тысяч невинных детей, так уже никто не говорит.

К сожалению, история показывает, что пренебрежительное отношение к болезням, восприятие их только и единственно как наказания для грешников, являлось одной из особенностей православного сознания на протяжении многих веков, является оно таковым и сейчас. Вопия о том, что «в Церкви Божией нельзя заразиться», забывают сказать о том, что бывали времена, когда «за смертью священников почти все церкви стояли без службы и люди умирали без причащения» (Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5).

История Церкви не дает оснований говорить, что в храме нельзя заразиться или что верующие не болеют. Наоборот, во все рассмотренные периоды разумные профилактические меры предписывались государством, соблюдались Церковью и поддерживались видными и самыми образованными иерархами. Надо понимать, что они не выдуманы сейчас, но лишь скорректированы с учетом нынешнего уровня знаний об инфекционных болезнях.

А в наши дни непоследовательность в словах священства и священноначалия, постоянное изменение своего мнения, исторические подлоги привели к тому, что духовенство стало терять авторитет в глазах паствы. Патриархи других Церквей для православных России не авторитет (вспоминаем «любовь» россиян к патриарху Константинопольскому Варфоломею), оказалось, что и собственный патриарх ничего не значит для русского народа. Главное — это то, какую позицию занимает какой-нибудь старец или духовник. Наверное, яркий противовес этому — реакция католиков на призыв Папы Римского Франциска, который является безусловным авторитетом, и его слово много значит для них. Его проповеди слушают, их смотрят на Ютубе, в отличии от проповедей патриарха Кирилла (для интересующихся предлагаем сравнить количество просмотров любой проповеди папы Франциска и патриарха Кирилла), его слово авторитетно. Поэтому костелы сразу закрылись при первом же призыве, и люди по всему миру перешли на онлайн-богослужения и причащения в частном порядке дома.

Затронем еще одну проблему. В этом, 2020 году, кадры пустого храма Гроба Господня во время церемонии освящения Благодатного огня поставили вопрос: когда там был Христос — сейчас, в тишине и спокойствии, или когда там были крики, давка, вспышки фотокамер, куча телефонов, снимающих действо. Кроме того, как никогда встал вопрос о том, что огонь на самом деле просто церемония (всех интересующихся отсылаем к интервью с преподавателем библейской археологии МДА священником Александром Тимофеевым), и для многих людей это стало шоком, многие отказываются в это поверить, ведь чудо для них — это залог веры, а сейчас у них стали отнимать важнейшие вещественные составляющие их веры: богослужение, причастие, огонь с неба, вербы, куличи. Важно понимать, что отмена таких чудес как схождение огня с неба или дезинфицирующий эффект причастия не отменяет веры в Иисуса Христа, но отменяет суеверия.

В связи с этим встал еще один немаловажный вопрос: где границы присутствия Духа в действиях мирян — «царского священства»? Что лаикам позволительно делать самим, что освящать? Синоду РПЦ пришлось признать, что освящать вербы, куличи и прочее можно самому, но немногие вняли этому. Надо понимать, что освящение любого обиходного предмета — это скорее не освящение в прямом смысле (то есть предмет — машина, квартира и т.д. — не становится святыней), а призывание благодати Божьей на предмет. Воцерковленный мирянин (лаик), живущий христианской жизнью, может сам призывать благодать на свой дом, машину, еду. Человек, освятивший самого себя, может освящать и предметы вокруг себя. Ведь все христиане каждый день благословляют свою еду, так почему же не могут благословлять квартиру? Тем более, что исторически христиане могли освящать предметы сами, и молитвы с требами на освящение всего и вся появились сравнительно недавно. Кроме того, мы можем благословлять своих родных — жену (мужа) и детей.

В древней Церкви миряне, в некоторых случаях, брали Святые Дары домой для самопричащения: «Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня Причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет Причастие у себя в доме и сам собой приобщается, когда хочет», — пишет свят. Василий Великий (Симфония по творениям святителя Василия Великого. — М.: ДАРЪ, 2008. С. 342-343). В исключительных случаях миряне имеют право крестить других людей (интересующихся отсылаем к главе «Мирянское крещение» из книги протопресвитера Николая Афанасьева «Вступление в Церковь»). Неужели можно расстраиваться из-за того, что не получилось веточки верб освятить в храме? Освятите их сами! Ведь должно же хоть в чем-то проявляться ваше достоинство «царского священства» (1 Пет 2:9)!

Автору кажется, что современная ситуация послана Богом лишь с одной целью — чтобы люди вышли из этого бесконечного круга (записочки, вербочки, иконочки, крестные ходы, долгие богослужения) и поняли, что не «на горе сей» (Ин. 4:21) люди должны поклоняться Богу, но «в духе и истине» (Ин. 4:23), и что «Дух дышит где хочет» (Ин. 3:8). Дух не только в храмах рукотворных живет, но и на улице среди нищих, у бедной соседской бабушки, у родителей, с которыми у людей может быть ссора.

Сколько было громких слов и восклицаний о том, что люди не могут жить без храма, соскучились по богослужениям, но почти никто не говорил и не возмущался тем, что он не может жить без людей, которые в этот храм с ним ходят, или что кто-то соскучился по приходской общине. Мы в храмах не знаем друг друга. Нам нет дела до тех людей, которые стоят рядом с нами каждое воскресенье в течение многих лет… У людей тоска по кирпичам и бетонным стенам, но никому нет дела до людей, которые эти стены наполняют.

Многие люди услышали только одну сторону Радостной вести, которую принес нам Спаситель, а до него Иоанн Креститель: «Покайтесь!» Но ведь у этого призыва есть и продолжение, есть та жизнь, которая должна начаться после покаяния: «Докажите на деле, чего стоит ваше обращение!» (Лк. 3:8) — говорит нам Иоанн Креститель. А мы и доказываем тем, что в храм ходим. А разве те, к кому обращался Иоанн, не ходили в Храм? Конечно ходили, но к ним обращен новый призыв. Призыв изменить свое мышление и свое поведение: «Делайте дела добра и милосердия. Если у вас есть два комплекта одежды, — поделитесь одним с тем, кто раздет, а если у вас вдоволь еды, то накормите голодных […] будьте довольны своим жалованием, не давайте и не берите взяток, не воруйте, никого не обижайте, не клевещите, перестаньте грешить» (Благая Весть. Четыре Евангелия в одном изложении на современном языке). Сколькие из нас довольны своим жалованием? Или кормили и одевали нуждающихся за последнее время? Христос призывает, чтобы мы прощали денежные долги и более того — давали людям деньги взаймы, не ожидая получить их обратно (Мф. 5:42). Он призывает нас смиряться перед сильными, если они нас вынуждают что-то им отдать (Мф. 5:40) или что-то за них понести (Мф. 5:41) и т.д.

«Будьте милосердны» (Лк. 6:36)… Многие ли из нас милосердны? Хотя бы с соседями многие из нас общаются? Но люди все ходят, все каются, а про милость и любовь к ближним забыли, и когда Бог призывает их остановиться и задуматься, начинают кричать, что вся вера православная — это храм и богослужение, «а ведь это следовало вам делать и о том не забывать» (Лк. 11:42). Может, теперь, в этой тишине, некоторые люди наконец поймут, что главное для спасения души — это не храм и даже не причастие, а милосердие к ближним. Что сосед по площадке или бомж на улице — это и есть ближний, это и есть Христос. Много прославлено святых, которые не были ни разу в храме и не причащались, но нет ни одного, кто бы не возлюбил, ведь по слову ап. Павла: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто». Иисус в каждом человеке, что встречается нам по пути в Царство. Иисуса нужно искать не в храмах, но в людях, этих неудобных, раздражительных, имеющих свое мнение, людях, которых мы порой отталкиваем от себя со словами «отстань, я иду в храм» или «замолчи, я хочу помолиться». Если человек во время молитвы может накричать на жену или детей, что они ему мешают, то какому вообще богу он молится?..

Храм для человека, а не человек для храма.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: