Церковный генералитет, или Почему в РПЦ так все безнадежно
20 января 2020 Григорий Нефедов
Почему в нынешней РПЦ так все безнадежно? Почему все разговоры о «революции» в ней или даже о «реформах» не идут дальше обсуждения перевода богослужения на русский язык?
А потому что главная беда РПЦ, то, что на самом деле нуждается в кардинальной реформе, а то и в реальной революции — это сама система жизни РПЦ. Система, которая выстроена в последние десять лет вокруг личности одного человека — патриарха Кирилла.
Но беда не в существовании этого авторитарного лидера, вернее, не только в нем.
Мы читаем «Ахиллу» и видим, что критикуемые нами, порой часто и довольно жестко, священники все же, хоть иногда, хоть не массово, хоть анонимно, а порой и вслух — все же пытаются возмущаться Системой. Критикуют, раскрывают ее признаки, ищут какие-то способы решения проблем, ну или просто разрывают с Системой и уходят в мир.
Но Система стоит и не шатается, никакие «бунты» на коленях в среде духовенства или прихожан ее не трогают, так, может, слегка портят настроение временами, но не более. Система сильна и незыблема потому, что уверенно стоит на «твердом камне», на «скале» — на епископате.
Вы слышали хотя бы про одного современного архиерея РПЦ, который бы где-нибудь когда-нибудь вслух хоть словом, хоть намеком покритиковал патриарха Кирилла? Выразил недовольство его решениями? Сказал бы, что в Системе жизни РПЦ произошел критический сбой? (Нет, я не имею в виду ситуации, когда епископ в пьяном виде в бане что-то недовольно и матом прокомментировал по поводу указа патриарха о переводе его, преосвященного деспота, в другую епархию, пока смазливый иподиакон массирует ему плечи, на которые давит возложенный Церковью груз ответственности за паству…) А вот так — в интервью, в личном блоге, на епархиальном сайте? Чтобы кто-нибудь и когда-нибудь сказал: «Знаете, я не согласен с решением о разделении нашей епархии на несколько частей. Я считаю, что правильнее было бы…» Или так: «Решение Синода о разрыве евхаристического общения с Константинополем — поспешное, необдуманное решение. Надо было бы созвать Архиерейский Собор, попытаться найти другие пути выхода из кризиса…» Или: «Согласно канонам, епископ обручается с его паствою, епархией, поэтому переводы епископов без всякой причины, по прихоти патриарха, недопустимы. Призываю патриарха блюсти каноны Церкви и не лезть в дела не своей епархии. Он первый среди равных, а не папа Московский». Или: «Повышение взносов в патриархию из епархий — вредное решение. Мы наши епархиальные деньги предпочитаем тратить на нуждающихся местных жителей, а не на обслуживание полетов патриарха на бизнес-джетах или на поддержание ХПП „Софрино“ с его ширпотребом». Ну хоть что-нибудь вы слышали подобное?
Да, скажет кто-то, как же: есть целый такой епископ — заштатный Ишимский, Евтихий (Курочкин)! Он и по поводу других епископов может высказаться, и в адрес патриарха отмочить чего-нибудь нелицеприятно, в общем, герой и на язык остр. Правда, он на покое, со своеобразной биографией и репутацией. То ли юродивый, то ли просто фрик, которого игнорируют как маразматика. Епархией он не управляет, а что он там лопочет у себя на странице в ВК, причем довольно безграмотно, — не страшно, только поржать и рукой махнуть.
Вот и все. А все остальные? А у остальных на все один ответ, как мы читаем на «Ахилле» — «В Церкви, как в армии — приказы и благословения не обсуждаются». Это главное кредо, единственный символ веры для российского епископата, который мыслит себя генералитетом. Верховный Главнокомандующий (Путин) и Верховный Жрец (патриарх Кирилл) — вне зоны критики, иначе это измена родине, предательство веры, за такое — расстрел через повешение. Или еще хуже — перевод в самую глухую епархию, где попов меньше, чем архиереев, и на твоем суперджипе можно разъезжать только по болотам, навещая медведей…
Поэтому и стоят они плечом к плечу, поддерживая эту систему, которая позволяет им сытно и крепко жить, получая все блага и удовольствия, какие может себе позволить епархиальный владыка. Даже если его переведут в другую епархию — ну что ж, всегда можно насобирать с собой несколько грузовиков добра, захватит пару-тройку любимчиков попов и иподьяконов с собой на новое место, и там начать окучивать православные грядки и стричь духовную отару.
Поэтому и всякое возмущение священства давится на корню — ведь что это за генерал, если у него солдаты и младшие офицеры бунтуют? Непорядок в церковной армии? Подавить, на «губу», разжаловать, расстрелять! Равняйсь, левой, левой, равнение на срррредину! Служу Российской Федерации и главному Храму Вооруженных сил! Исполла эти деспота! Виват, патриарше Кирилле! Многая лета и сытое брюхо владыке Нажорию!..
Так что забудьте про революции, про реформы, бубните там по своим блогам, жалуйтесь на тяжелую епархиальную жизнь на «Ахиллу» (но только анонимно! ни-ни под своим именем, с указанием епархии — не подставляйте своего архипастыря!). Глядишь, разрешат вам служить с открытыми вратами или паримии читать по-русски — а что, Москва не сразу строилась, там, лет эдак через сто — разрешат еще и лавки в храмах поставить, чтоб сидеть на службах, и даже — о! — женщинам без платков ходить и в штанах (но это я загнул, это уже лет через триста).
Главное — саму Систему не трогайте, она этого не любит, нежная она. Как пирамида Хеопса.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)