Церкви всегда есть что сказать людям

15 января 2019 Галина Руссо

Набирает силу цитирование слов протодиакона Андрея Кураева «Православной Церкви нечего сказать людям» — об автокефалии Украинской Церкви. Может быть потому, что Православная Церковь призвана говорить не о разделении властных полномочий, а о Христе?

Церковь у нас едина в двух лицах. И внешней церкви, той, которая социальный институт и которая всю эту кашу заварила, что в Москве, что в Константинополе, действительно сказать нечего. А вот той Церкви, которая Тело Христово, очень даже есть что сказать, причем именно людям. Только нужно, наконец, усвоить слова апостола Павла об эллинах и иудеях и начать разговаривать с людьми на том языке, который они способны воспринимать. И о том, что имеет самое непосредственное отношение и к обыденной, и к вечной жизни каждого человека.

Мир, в котором мы живем, устроен совсем не так, как нас учили в школе. Помимо мира материального, который можно увидеть, пощупать и изучать, есть мир духовный, мир, не «явленный человеку в ощущениях». Наличие неявленного мира можно ощутить уже в земной жизни, а после смерти душа человека, его «я», там окажется.

А там «будет Бог все во всем». Там нам предстоит соединиться со Христом и друг с другом в некоем мистическом «организме», в Теле Христовом. Но не всем, а только тем, кто во время земной жизни должным образом подготовил себя к этому единению. Тем, кто сделать это не удосужился, останется только стоять в сторонке и горевать о бессмысленно прожитой земной жизни.

Бог дал свободу всем, не только Адаму и Еве. Не хочешь учиться духовной жизни в жизни земной, хочешь проживать ее, удовлетворяя лишь свои материальные потребности, будто за гробом тебя ждет ничто, пустота, вечная тьма — ты в своем праве, заставлять никто не будет. Только не удивляйся потом, что окажешься в том состоянии, которое называется адом.

Тело Христово — одно. Бог не разделяется на Бога православных и Бога католиков/протестантов. Он Сам будет решать, кто способен войти в Его мистическое Тело, а кому там места нет. И Он нас честно предупредил, что мы должны сделать, чтобы открыть этот таинственный вход. Мы должны — ни много ни мало — отрешиться от себя. Чтобы стать частью целого, нужно отказаться от своей частичности. И все установления Церкви — той, которая с большой буквы, — направлены на то, чтобы человека этому научить.

«Мир сей — училище разумных душ». А смерть — переводной экзамен. Его можно сдать, а можно и не сдать. И результат предугадать невозможно.

Церковь обращается к каждому в отдельности, предлагает научить всех желающих — как человеку прожить свою собственную жизнь. Прожить так, чтобы была надежда после смерти ощутить не ужас бесконечного одиночества, а чудо общности. И дает уже здесь залог будущего единения с Богом и людьми — Евхаристию. Кровь и Тело Христовы — как бы проекция грядущего духовного единства на материальную плоскость.

Бог создал одну Церковь для всех, иначе и быть не могло, ведь не разделяется Христос. Разделяться начали люди. Сначала Великая схизма, затем Реформация. Вне зависимости от причин и поводов этих событий, они были преступлениями перед Богом. Богочеловеческий организм людской волей раздирался на части. Великий раскол еще можно попытаться оправдать богословскими разногласиями (филиокве), а уж у Реформации чисто земная подоплека. Да и оправдание разделения на православие и католицизм слабоватое. Не было заповедано человеку изучать, как «устроен» Бог. А сказано было: «Возьми крест свой, и следуй за Мною». Проживай ту жизнь, которую Я тебе даю так, чтобы исполнить Мою волю, а не свою. Следуй не за Папой или Патриархом, а за Христом.

Миновали очередные 500 лет, и люди снова решили «поправить» Бога. Объяснить Ему, на кого Он должен низводить Духа Святого, а на кого — ни в коем случае. Ну-ну…

Да, нас ждет единение. Но вход туда — индивидуален. Церковь указывает направление движения, а свой путь каждому прокладывать самому. Этому движению и стоит посвятить все отмеренное нам время и отдать все даруемые Господом жизненные силы. А все эти «войны престолов»?.. Некогда, и неинтересно.

Иллюстрация: картина Оскара Рабина «Христос. Лианозово»

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: