В одной лодке с Иисусом

30 декабря 2018 Сергей Август

Когда-то наш мир был един.

Человек целиком и полностью был в Боге. А Бог так же без остатка был в человеке и во всём мире его. И Сад Божий был один на всех.

Но однажды человек почувствовал, что Бог для него скорее бремя, чем благо. Бремя совместности. Это когда то и дело нужно учитывать интересы того, кто рядом. Это сложно. А у всякой сложности должен быть резон.

Никакого разумного основания для того, чтобы терпеть эту проблему, человек не нашёл. И поэтому решил порвать с Богом.

Человек думал так: голова и руки у меня есть. Сад мой обилен и щедр. Зачем мне Бог с Его проблемами?

Бог же, увидев это всё в человеке, задал ему прямой вопрос: Кто Я для тебя — Жизнь или обуза?

Человек смутился. Жизнью своей он Бога не считал. Скорее, обузой. Но сказать об этом прямо ему было как-то неловко. Человек молчал.

А Бог не стал переспрашивать. Он и без слов всё понял. Развернулся и ушёл.

И мир рухнул.

***

Точнее, раскололся на два. Мир Божий — небесный. И человечий — земной. Бог ушёл, унося в себе Свой мир и Свою любовь. А человек остался один на один со злой стихией. Потому что сад без Бога перестал быть Садом, перестал быть Домом и Кровом. Он больше не был для человека его Миром. Он стал его Войной.

Человек решил, что эта война ему по силам. И впрягся в неё всем своим существом, и стал биться насмерть, то побеждая, то проигрывая, теряя силы, набирая их вновь. Он понимал, что это расплата за его выбор. И тем более ему хотелось доказать Богу, что в своём решении порвать с Ним он, всё-таки, был прав.

Всякая его победа казалась ему делом окончательным и бесповоротным. В такие минуты он гордо поднимал свой взгляд к небу и снисходительно улыбался. Мол, знай наших! Но проходил день-два, и какая-нибудь нелепая случайность, пустяк, мелочь, непонятно откуда взявшаяся, вдруг становилась причиной полного краха всего его благополучия. И всё приходилось начинать сначала.

Порой человек чувствовал, что Бог нужен ему. «Ах, если бы здесь, на земле, я мог распоряжаться Его небесной силой и властью, как своей! Вот если бы!..» — то и дело мечтательно восклицал человек.

Но место такого «распорядителя» уже было занято — Бог отдал его Сатане. Человеку оставалось лишь завидовать да сетовать на несправедливость.

Так, постепенно, в своих желаниях и деяниях человек всё больше и больше удалялся от Света и погружался во Тьму. И погрузился бы окончательно, и пропал бы во тьме этой, если бы… Если бы не Бог.

Если бы Бог, уходя, не сохранил в сердце Своём любовь к нам и ко всей жизни нашей. Именно этой любовью мы остались живы тогда и живы до сих пор. Именно этой любовью жив и наш мир. Потому что любовью Бога частица каждого из нас всегда пребывает в Его сердце. Мы здесь и там одновременно, и живы здесь, потому что там Он хранит нас.

Вы спросите: почему же тогда мы то и дело так неблагополучны? Уж не из-за грехов ли?

Нет. Грехи наши давно уже искуплены и прощены.

Почему же тогда?

А потому что как с самого начала, так и до сих пор мы в жизни нашей ищем не Бога, не Его сердце, не Его любовь, а удачи в своих делах. Мы по-прежнему пытаемся строить свой, отдельный от Него мир.

Атеисты — гордо. Мол, всё в наших руках и кто, если не мы.

Верующие — с печалью. Мол, Бог далеко. Он на небе, а мы на земле.

И вот, бывает, случается с человеком беда. И приходят к нему с двух сторон Иисус и дьявол.

Иисус говорит человеку: не бойся, всё хорошо.

А дьявол говорит: кошмар! всё пропало!

И человек рад бы согласиться с Иисусом, но ведь «прав-то» дьявол.

«Хорошо» — это когда без беды. А с бедой не хорошо, с бедой плохо.

Но… что такое эти наши «хорошо-плохо»? Чаще всего, это те или иные обстоятельства. В жизни же важны не обстоятельства, а ресурсы.

***

Что может дьявол? Он может отнять у одних и дать другим. Туда — кнут, сюда — пряник. Спекуляция, подкуп, шантаж… Он князь мира сего, в его руках огромная власть. Человеку — как не соблазниться? Как не увидеть в этом возможность решать свои проблемы?

На самом деле, дьявол — чистой воды обман. Сегодня он заберёт кусочек «счастья» у других, чтобы дать тебе. А завтра с той же лёгкостью отнимет его и у тебя. «Бог дал — Бог взял» — это не про Бога! Это про князя бесовского, про Вельзевула. Он ловко манипулирует нами, нагоняя на нас страхи и страсти. Обещает, но не выполняет. Заманивает, но предаёт. И за руку его не поймать. У него на всё — отговорка. Мол, всем известно: блага даются только за хорошее поведение. Кто старается, тот получает. Кто ленится, тот — пеняй на себя.

Так это или не так? — выяснять недосуг, жизнь коротка и стремительна. Вот многие и лезут из кожи вон соблюдать правила и порядки. Одни — за «пряник». Другие — из-за боязни «кнута». Некоторые даже называют это благочестием. Но какое уж там благочестие, когда всякий труд либо — страх, либо — корысть?

Кто-то скажет: дьявол — злодей. Он помогает только в делах злых. А лечить, кормить, одевать, пасти стада, выращивать сады… Разве он мастер хороших дел?

Но кто сказал, что дела сами по себе могут быть хорошими или плохими? Строить хорошо, а ломать плохо? Нет. Добро и зло не в делах, добро и зло в сердцах человеческих. Это в сердце у человека либо тьма, либо свет. И если в сердце тьма, то откуда взяться делам светлым?

Даже если дела эти — дом построить, дерево посадить, детей вырастить… всё это будет не в жизнь, а в погибель.

Оттого и катится к разрухе весь мир наш. Не из-за злодеев. Именно — из-за таких вот «добрых» дел, которые только с виду во благо, а по сути зло, ибо творятся не миром, но войной.

А как иначе, если Бог — источник жизни — отвергнут. Даже для верующих Он зачастую не цель, а всего лишь средство. Но Бог как раз — Цель. А средства здесь — все у дьявола. Вот так и становится дьявол для людей как бы богом, как бы светом, как бы всей жизнью их.

И так пропадают все и рушится всё. Таков он, дьявол. И такова его правда.

***

А что у Иисуса?

Многие думают, что Бог — это тоже самое, что и дьявол, только со знаком «плюс». Мол, дьявол — властелин злой, а Бог — властелин добрый. И, заметьте, главное слово здесь «властелин». Как же без власти (без опоры на власть) нам в жизни этой хоть чего-то добиться?

Но ресурс Иисуса не от мира сего, а от мира Небесного. И ресурс Его — Рай. Не в смысле, что Он там хозяин, и распоряжается на пару с Отцом, кого пустить, а кого вон прогнать. Нет. Его ресурс — наш общий когда-то с Богом мир, который мы отвергли, а Бог сохранил в сердце Своём. И сам Рай и нас в нём.

И вот теперь Иисус снова открывает нам этот, утраченный когда-то нами, Мир. Он не творит чудес в известном смысле этого слова, Он просто возвращает нам наше. Всю эту благодать, свет и Радость. Иисус как бы говорит: вот вам истинный мир ваш и вот вам — истинные вы в нём. Отныне не бойтесь ни ига своего земного, ни бремени, ибо зло теперь не властно над вами. Ибо через блаженство Рая всякое ваше здесь иго станет как благо, а бремя — легко.

И всё бы хорошо, да только… Ложь. Во всём и всегда. В делах наших и в сердцах. Да и как жить не по лжи? Ведь жизнь горька, а ложь сладка. Жизнь тяжела, а ложь легка. Жизнь сложна, а ложь проста…

Бог говорит нам: не бойтесь боли, Я приду и утешу.

Дьявол говорит: если послушаетесь меня, боли у вас не будет совсем.

Как нам быть? Может, мы и не хотим дьявола, но боли мы не хотим ещё больше. Даже если и понимаем, что лжёт бес — сладость его обмана нам дороже Божьих утешений. Ведь что такое в нашем понимании «хорошо»? Это когда нет «плохо». Поэтому мы гоним от себя всё, что «плохо». Мы убегаем от него, боремся с ним, ходим на него войной. Как будто свет — это место, откуда изгнали тьму.

Но ведь это не так! Светло тому, кто обращён к свету. И с «хорошо-плохо» так же.

***

Есть в Евангелии история о том, как однажды Иисус с учениками плыли по морю и попали в бурю. Ветер швырял их лодку из стороны в сторону. Волны обрушивали на их головы потоки воды. В любой момент они могли погибнуть. А Иисус — спал на корме, как ни в чём не бывало. Ученики разбудили Его криками: спаси! погибаем! Иисус встал, усмирил стихию и… укорил учеников в трусости и маловерии.

В чём же была их трусость? И в чём — маловерие? Как не испугаться бури, оказавшись в самой её пасти? И разве призыв к Богу о помощи — это недостаток веры? Казалось бы, наоборот. В чём же тогда смысл Его укора?

Я думаю, он вот в чём. Земной стихией управляет не только Бог. Дьявол тоже, в некотором смысле, может возбуждать и усмирять всякие природные явления. Так что мольба о прекращении бури, сама по себе, ещё не свидетельство того, к какой из сил взывали ученики.

Но есть в их призыве кое-что, прямо свидетельствующее об обращении, скорее, в сторону тёмную. Это их категорическое желание изменить реальность к лучшему.

Они кричали: спаси! погибаем! То есть: не спи, всё плохо! сделай что-нибудь, исправь положение! Они совершенно не допускали мысли, что на самом деле у них всё хорошо. Что будучи в одной лодке с Иисусом, даже среди бури, они — в безопасности.

Конечно, беда есть беда. Но всё же… Что такое для нас — спасение? Чудесное избавление от «плохих» обстоятельств? Или это когда Бог по нашей просьбе открывает нам всю полноту Своего любящего сердца?

Наколдовать шесть водоносов отборного вина может и злой дух. А вот превратить жизнь (такую, какая есть) в торжество, чтобы печаль и страх сменились ликующей радостью — этого никакой дьявол сделать не в состоянии. Но разве это не то самое, что больше всего нам и надо? Или ну её, радость, лишь бы буря утихла?

Хотим ли мы того, что может дать один только Бог? Или Бог, дьявол — всё равно, лишь бы оказаться на берегу целыми и невредимыми?

Если мы хотим Бога, то вот Он — с нами. Спит ли, бодрствует ли. Поблизости или поодаль. Для Него нет ни времени, ни расстояний, ни состояний. Ни на секунду Он не перестаёт быть Творцом. Но если нам важнее всего, чтобы не было у нас ни ига, ни бремени, если первейшая наша просьба о том, чтобы исчезло из нашей жизни всё, чего мы боимся и из-за чего страдаем, то это мольбы не к Свету, а во Тьму.

А Бог… Что Ему нам на это ответить? Может, что-нибудь вроде «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Или укорить нас в неверии. Но скорее Он промолчит.

***

Да, молчание Бога — притча во языцех. Что только ни придумали люди, пытаясь объяснить себе, почему Бог так категорически не спешит с ответом на их мольбы к Нему. Так ведь потому и не спешит, что мольбы не к Нему.

Любовью Бога Рай жив, полон благ, и для каждого из нас там есть место. Одна проблема — нам не до него. Мы спим. И чудища из наших снов нам роднее ангелов наяву.

Иллюстрация: фрагмент картины Ян Брейгеля старшего

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: