В поисках любви

22 июня 2017 Алексей Плужников

После «Левиафана» я шел на «Нелюбовь» с опаской. «Левиафан» вызвал отторжение — фильм о быдле, где практически нет ни одного положительного героя, который вызывал бы симпатию. Мат, грязь, разруха, коррупция, обман, ненависть, унижения — ярко и омерзительно показано российское дно.

Когда же я смотрел «Нелюбовь», я недоумевал, вспоминая часто попадающиеся крайне негативные отзывы на этот фильм. В чем только Звягинцева не обвиняли: и в ненависти к русским, и в нелюбви к людям вообще, и в холодном препарировании — режиссер-патологоанатом, мол.

Ничего этого я не увидел, а увидел совсем другое.

Да, это фильм про нелюбовь. Но в то же время именно этот фильм — о любви, о том, что каждый кадр кричит, как все в ней нуждаются, как все ее ищут, мучаются без нее и не могут найти, не зная, как, где и что искать.

В этом фильме нет отрицательных персонажей. Этот фильм одновременно страшен и понятен тем, что там все герои — самые обыкновенные обыватели. Оглянитесь вокруг, посмотрите в зеркало — это все мы. Обычные, недовольные, скучные, злые, смеющиеся и занимающиеся любовью (или сексом, когда как), потом снова злые, потом снова скучные, и так год за годом. Работа—начальник—корпоратив— выпивка—супермаркет—дом—телевизор—секс—сон — и новый круг…

У нас над головой живут соседи, муж, жена, ребенок (или два) — я не могу пока их идентифицировать. Если я и встречаю их в подъезде, то не могу понять, те ли эти муж и жена, который практически ежедневно орут друг на друга — зло, визгливо, огрызаются, упрекают друг друга в бесконечных прегрешениях. А по выходным они заводят караоке и гнусаво, фальшиво поют одни и те же песни, так, что у меня сводит скулы от отвращения. Недавно они завели собачку.

Люди как люди, таких миллионы вокруг в России. Посмотрите на героев фильма — они ссорятся, ненавидят друг друга, им наплевать на сына, они скандалят с матерью, мать вращает бешено глазами, матюгается и выгоняет их вон. А потом родители кричат от горя и муки без своего ребенка, старуха-мать смотрит вслед изгнанным детям, после своих злобных криков, и ее лицо меняется — ей горько, она недоумевает, почему все так получается, почему она вместо того, чтобы обнять дочь и пожалеть — опять с ней ссорится, и почти начинает рвать на себе волосы.

Они все не плохие люди — они просто заблудились. Потому что, как верно обронил один скучно-правильный герой фильма: нельзя жить в нелюбви. Это мука — жить друг с другом без любви, но когда начинаешь искать другую любовь, то последствием этого часто становится крушение какой-то другой любви: теряешь ребенка, мать или бывшего любимого человека.

Больно и так и так. И выхода не находится. И об этом фильм, и в этом его сила.

Любовь — это дар. Откуда берется этот дар, почему он дается тут, а не там, почему с этим человеком, а не с тем, и почему этот дар забирается — нет на это ответов. Этот дар трудно удержать, и что бы там ни говорили нудные православные проповеди в виде жвачки о «возрастании в любви», о том, что надо молиться, поститься и исповедоваться почаще, и тогда любовь появится или сохранится в разрушающейся семье — все оказывается чушью. Или любовь есть, и ее смогли сберечь, или сохраняется только картинка для вида — вроде бы есть благочестивая семья, да только счастья и любви внутри нее нет. И никаким православием эту любовь не вернуть.

И еще этот фильм — гимн поисковым отрядам. Самое трогательное впечатление оставляют эти мужественные люди, которые бросают все и мчатся искать пропавшего ребенка. И это тоже — о любви.

Ну и пара штрихов мимоходом в фильме тоже хороши: «православный шариат» на работе папаши — то, к чему стремится нынешний тренд «духовно-нравственного патриотического воспитания» в духе барской усадьбы с благочестивыми холопами, крестящимися строем, и «Россия», в спортивном костюмчике бегущая на одном месте под звуки Киселев-ТВ, бегущая в никуда, с бессмысленным потерянным лицом…

Сильный фильм. Не гениальный, не потрясающий до глубин души, но сильный. Потому что — человечный.

Читайте также:

Поддержать «Ахиллу»:

Яндекс-кошелек: 410013762179717

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

PayPal