В РПЦ пора делать капитальный ремонт

12 сентября 2018 Валерия Солодовникова

Анкету молодого мирянина заполнил неанонимный автор, Валерия Солодовникова.

***

Расскажите немного себе (по желанию).

Приветствую всех. Я — бывшая прихожанка одного храма, расположенного в нашем небольшом городе. В этом статусе провела около пяти лет. На данный момент моему расцерковлению полтора года, и возвращаться к прежней жизни в ближайшее время не планирую. Считаю, что мне есть чем поделиться с читателями.

Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?

Крестили меня, как у нас и полагается, в бессознательном возрасте. После этого лет до семнадцати в храме не бывала, хотя в Бога верила и христианством интересовалась. Думаю, что моё воцерковление было лишь вопросом времени. Так, в храм меня привела глубокая осенняя хандра 2010 года. Именно там я обрела покой и вывела себя из гнетущего депрессивного состояния.

В Бога я верила с самого детства — просто потому, что в Него верили все взрослые домочадцы. Писание я впервые открыла для себя лет в 14–15 после просмотра трилогии «Омен» (вот она, великая сила киноискусства). Это эдакий сказ о «детстве, отрочестве и юности» антихриста. Поистине, мрачнейший «ужастик» из всех когда-либо снятых. Фильмы, само собой, изобилуют выдержками из Книги Откровений Иоанна Богослова о пришествии князя тьмы и об апокалипсисе. Так, Писание стало моей настольной книгой на некоторый промежуток времени. А конкретно — только Книга Откровений, которую я зачитывала вдоль и поперек. Тогда это сильно повлияло на моё мировоззрение и даже преумножило веру в Бога.

Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?

Первое время пребывания на земле РПЦ-шной открывала для себя только лишь одни плюсы — как к тому и обязывал церковный этикет. Новоначальных всегда охватывает псевдо-христианская эйфория, несущая тебя на исповедь и причастие на крыльях Божественной любви. Этот премилый букетно-конфетный период продолжался где-то полгода, когда все батюшки милы и прекрасны, все бабушки — лучисты и благоуханны, все орущие и сопливые дети в храме — ангелоподобны и зефирны. И все в таком рафинированном слащавом духе. По мере отрезвления пелена сползает, и былые благочестивцы предстают в полном (а)моральном неглиже: вот на тебя уже огрызнулись прихожане, что ногой ступила не туда и стоишь вообще не там и не так; вот на тебя бабуля напялила какую-то засаленную тюль на открытые плечи (летом-то да не в длинном рукаве? — срам!); вот тебя уже не допустили на причастие за непрочитанный канон; вот на тебя злобно рявкнула мимо проходящая женщина за то, что я ковыряюсь в телефоне в храме Божьем (хотя до начала литургии ещё минут двадцать). Однако всё это и тому подобное сметается куда-то в угол сознания и не вытаскивается, дабы не смазывать все свои идеалистические представления о Церкви, её обитателях и спасительных для души таинствах. Все эти годы меня больше всего интересовал именно Христос, поэтому на подобные «бытовые» мелочи закрывала глаза.

Были и положительные моменты. Вообще многим священникам могу сказать «спасибо». Когда меня что-то интересовало из Писания, и я просила разъяснить, мне всегда пытались дать ответ. Обращалась с проблемой духовного характера — помогали её решить. Как-то от одного батюшки услышала бесценный совет на мой вопрос о том, как перестать злиться на людей. Он сказал: «Ты представь, что весь наш мир — это большой дурдом. Все люди по-своему больны, и у каждого человека диагноз. Помни это, и относись ко всем снисходительно».

Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?

Есть активные служители, которые работают с молодежью. Кто-то проповедует по школам, техникумам и вузам, есть те, кто консультирует женщин, планирующих прервать беременность (это направление у нас особенно популярно). Есть те, кто ездит по тюрьмам, детским домам и к раковым больным. Насчет искренности не могу ничего утверждать.

Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)? Если да, то в чем именно это проявилось?

Я не очень-то часто обращалась к священникам или церковным работникам за эти годы. Несмотря на развитый культ личности пастыря в РПЦ, я всегда понимала, что все они такие же люди, а никакие не посредники между мной и Богом. Бывало, до меня доносились нелицеприятные слушки о любовных похождениях местных батюшек. Но мне тогда не хотелось в это вникать. Сейчас же, учитывая сомнительную репутацию многих священников нашей Церкви (я имею в виду, Церкви вообще, а не конкретно моего прихода), я уже ничему не удивлюсь.

Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

В начале воцерковления посещала молодежный православный клуб при храме. Ходила туда год или около того. Ушла оттуда, так как тамошняя обстановка была мне чуждой. Поначалу я истово верила, что именно в окружении этих людей можно стать ближе к Господу и обрести пожизненную благодать. Но несколько подавленная атмосфера (несмотря на присутствие молодежи) меня так и не вдохновила. Все наши беседы сводились к обсуждению отрывков из Библии. Острых вопросов не поднимали, опасные и «пикантные» углы обходили (например, инцест между детьми Адама и Евы, эпизод с Лотом и проч.).

Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?

Среди знакомых были те, кто ходил к тяжелобольным в хоспис. Были священники и прихожане, кто занимался волонтерством. Участие в акциях для детдомов, для домов престарелых. Что происходит сейчас — не могу сказать.

Есть ли у вас желание стать матушкой или монахиней, поступить на регентское или иконописное отделение семинарии? Если да, то считаете ли вы необходимым сначала получить светское высшее или профессиональное образование, приобрести профессию?

В самом начале церковного пути было горячее желание уйти в монастырь. Сейчас понимаю, что то была всего-навсего попытка сбежать от себя самой и от проблем, так как не могла реализовать себя здесь. Выйти замуж за семинариста никогда не хотела. На подсознательном уровне ощущаю, что это совсем не мой вариант.

Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла и усиления клерикализма в РПЦ? Есть да, то в чем именно вы видите проблему?

Культ личности патриарха — это обязательное для выполнения условие воцерковления, как считают многие. Как человек, склонный к свободомыслию, не могу и не хочу упаковывать себя ни в какие системные рамки. Накануне моего ухода смиряться и принимать правила игры становилось все труднее. Культ личности президента, культ личности патриарха, культ личности иерархов РПЦ, почивших за последние 1000 лет, и так далее — всё это запредельно далеко от Христа. А значит, не имеет никакого смысла. Хотелось бы вспомнить травлю блогера Руслана Соколовского, храмового ловца Пикачу. Это показательная порка для подобных «строптивцев», чтобы мотали на ус и помалкивали. Да, после выходки «пусек» авторитет Церкви и патриарха немыслимо возрос. Однако своими запретами и угрожающими статьями УК РФ РПЦ только дискредитирует себя.

Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?

Мне бы хотелось верить в то, что и нам удастся, хотя бы отчасти, повторить подвиг тех ребят, которые однажды пошли против Католической церкви и создали новое направление, не меняя фундамента христианской веры, — я говорю о протестантах. Я за то, чтобы основы христианского мировоззрения остались прежними. При этом нужно обновить обстановку и сделать капительный ремонт. Всё проросло мхом средневековья, имперскости и старчества. Это слишком «зашкварно» и недальновидно. Такой институт не имеет будущего и положительных перспектив в активно развивающемся мире.

Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?

Читаю «Ахиллу» больше полугода. Периодически слежу за новыми публикациями. Впечатлила история Марии Кикоть и её книга. Также нравится то, что выносите на суд зрителей выдержки из дневника Иоанна Кронштадтского. Это потрясающее лекарство от наивности и слепого раболепия перед «несвятыми святыми». Вдохновляют статьи главного редактора А. Плужникова и «отца Олега», причем не только своим содержанием. Мне нравится их стиль написания и то, как они чётко и с юмором «упаковывают» мысли в своих текстах. Отторжения на данный момент пока ничего не вызвало. Бывает, что текст «не цепляет» — в этом случае просто прерываю чтение.

В общем, спасибо «Ахилле» за то, что собрал здесь думающих и соображающих людей. За такими должно быть будущее, а не за номенклатурными системщиками и приспособленцами.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: