В соответствии с проверенными временем технологиями
22 августа 2018 Егор Владимиров
«Каждый день появляются все новые и новые свидетельства о случаях сексуального насилия, которые совершаются членами католического клира. К сожалению, это не просто некоторое количество частных случаев, это — общий моральный кризис; быть может, история человеческой культуры до сих пор не знала кризиса, до такой степени пугающего и обескураживающего. Многочисленные священники и религиозные деятели уже признались в совершенных ими преступлениях. Но нет никаких сомнений в том, что тысячи случаев сексуального насилия со стороны католических священников, которые в настоящее время являются предметом особого внимания нашей судебной системы — это всего лишь малая толика, верхушка айсберга. Такая ситуация обусловлена тем, что множество насильников уходит от ответственности благодаря тому, что их покрывает католическая иерархия».
Это — не фрагмент передовицы вчерашней или позавчерашней солидной европейской или американской газеты; эти слова появились в печати чуть более 80 лет назад. С этими словами к 20-тысячному митингу обратился имперский министр народного просвещения и пропаганды доктор Пауль Йозеф Геббельс 28 мая 1937 года. Речь эта не только транслировалась по национальному радио в прямом эфире, но и была напечатана в ведущих национальных газетах в последующие дни; она стала кульминационным пропагандистским мероприятием имперского министерства в ходе антикатолической кампании.
Кампания по дискредитации РКЦ как института в принципе — это была для Германии штука не новая; объявить католиков «иноагентами» и минимизировать их влияние пытался еще рейхсканцлер Бисмарк (знаменитый Kulturkampf). Отношение к РКЦ как к «не совсем патриотичной, чуждой германскому народу структуре» было свойственно и немецким лютеранским религиозным деятелям; в знаменитом нимеллеровском «Вначале они пришли за коммунистами…» перечисляется множество социальных групп, которые были подвергнуты репрессиям во времена Третьей империи — вот только католиков почему-то в этом списке удивительным образом не оказалось.
Но кампания 1937 года коренным образом отличалась от кампаний времен фон Бисмарка; качественно новой стала идея дискредитации РКЦ как института в основе своей глубоко аморального и порочного, и новыми были те пропагандистские инструменты, которые при этом использовались.
Это — не только и не столько прямая государственная пропаганда; это — умелая медийная атака (систематическое появление в официальной прессе откровенно бульварных материалов с заголовками типа «Целый класс защищается от сексуального преступника в одеянии священника» — так был озаглавлен один из материалов в германском аналоге газеты «Правда», Völkischer Beobachter), но в первую очередь это — ложная генерализация, представление частных случаев как системных культивируемых пороков.
Кампания 1937 года в части установления единого образовательного стандарта и ликвидации всех, кроме идеологически выверенных, каналов влияния на молодежь была более чем успешной — и католические монастыри, и католические школы на территории страны были разгромлены практически полностью; если еще в 1934 году более 84% баварских школьников обучались в католических школах, то к 1938 году таких осталось менее 5% — ни один родитель не хотел отдавать своего ребенка в «лапы грязных извращенцев». И вот тут как раз к роли личности в истории: как-то никто не вспоминает о том, что и юность папы Войтылы, и юность папы Ратцингера пришлись на то время, когда любой католик воспринимался с подачи государства как сексуальный перверт. А, быть может, именно в этом и кроется причина их очень настороженной реакции на подобные новости в более позднее время.
Да, и последнее — об обоснованности обвинений кампании-1937. Из 325 арестованных клириков суд признал виновными только 21. 0,1% от общего количества клириков РКЦ в Германии того времени. И мне кажется, что вот примерно такое соотношение — оно намного ближе к истине, чем то, что сейчас преподносится либеральными медиа.
Впрочем, как говорил имперский министр, «чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят» — повторяют же вроде бы неглупые люди анекдот о том, что якобы после педофильских разоблачений число практикующих католиков упало в Ирландии в 10 раз, даже не задумываясь о том, как это согласуется с тем, что в соответствии с последней имеющейся статистикой мессу не реже раза в неделю посещает 48,3% ирландцев. Так что и в свежей североамериканской кампании хорошо бы видеть приговоры суда, а не чувствительные рассказы о том, что каждый десятый католический священник — извращенец.
Впрочем, судебных приговоров по «пенсильванскому делу», по всей видимости, не будет. Так, в частности, The New York Times, рассказывая об опубликованных данных о «как минимуме 1000 жертв и 300 католических священниках-насильниках», в то же время сообщает, что процессуальным итогом этого сбора информации стало возбуждение всего двух (!) уголовных дел, а все остальное — просто сообщается для информации, так как истек срок давности.
Здесь надо пояснить, что, в соответствии с местным законодательством, срок давности по таким делам истекает после того, как жертве исполнится 30 лет. То есть вполне резонно предположить, что за последние 12 лет таких случаев было всего два. Говорят, что количество католического клира на территории штата Пенсильвания равняется количеству православного клира в Санкт-Петербургской митрополии — ну так и в Петербурге, как мы знаем, в течение последних 12 лет подобные уголовные дела против клириков имели место.
Более того, ремарка корреспондентов ВВС о том, что многие фамилии священников перед публикацией отчета были удалены из-за того, что такая публикация «нарушает их конституционные права», означает, что публикаторы прекрасно осознают, что в случае обнародования фамилий последует иск о клевете, который они с большой вероятностью в суде проиграют — что тоже не лучшим образом характеризует собранные в отчете сведения.
История, как верно отметил еще Ключевский, ничему не учит. И история гонений на католиков в Германии 80 лет назад помогает всего лишь понять, каким образом может быть эффективно и успешно устроена и проведена кампания против религиозного меньшинства, которое имеет руководство за пределами страны, в том случае, если по тем или иным причинам это выгодно государству.
***
И когда в информационном поле начинается кампания против религиозного меньшинства, умело отрежиссированная в соответствии с проверенными временем, успешными и результативными методиками и технологиями имперского министерства народного просвещения и пропаганды, самое время задуматься о том, сколько же в сообщаемых сведениях фактов, а сколько — недобросовестных манипуляций с этими фактами.
Можно, конечно, и не задумываться — но при этом следует иметь в виду, что история не только ничему не учит — она еще и наказывает за невыученные уроки.
___________________________________________
Архивные сведения о Германии 1930-х автор взял из следующих трудов:
Richard J. Evans. The Third Reich In Power, 1933–1939
Guenther Lewy. The Catholic Church and Nazi Germany
Перевод отрывка речи имперского министра сделан автором
Иллюстрация: кадр из фильма «Молодой папа»
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: