«В стороне Русского Воинства… реяла благодать Божия»: письмо духовнику Верховного Главнокомандующего

17 ноября 2022 Ахилла

Продолжаем публикацию документов из эвакуированного в марте 1940 года архива Валаамского монастыря. Архив хранится в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре.

Письмо из Валаамского монастыря духовнику Верховного Главнокомандующего российскими армией и флотом великого князя Николая Николаевича иеромонаху Георгию (Хробостову)*, ноябрь 1914 г.

«Возлюбленнейший о Господе Дорогой о. Георгий!

Почтенное и в высшей степени трогательное письмо Ваше от 5 сего ноября получено мною сегодня, на каковое и спешу ответить не медля.

Как неизмеримо умиляет, назидает и до глубины души трогает поистине Христоподражательное смирение Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича — этого Достойнейшего Руководителя наших несравненных войск в настоящей беспримерной войне, мы до слез поражаемся воистину бесподобной снисходительностью Его к нашим скудным и хладнословным писаниям, которые Христолюбивый Великий Князь милостиво приемлет и не гнушается их прочитывать.

Спаси Его, Господи, и помилуй за величие Его духа и за глубину Его Боголюбезнейшего смирения!

Могу свидетельствовать пред Вами, что сердца наши пламенеют такою горячею любовию к нашим Августейшим Благодетелям и таким напряженным молитвенным сочувствием к Верховному Вождю нашего Воинства, что если бы горячность нашей любви, напряженность молитвы и вера весились на весах Божией правды, то они явились бы очевиднейшим доказательством великой силы молитвы и веры нашей обители и глубочайшей преданности братии ее Их Высочествам, так что если бы настояла нужда положить душу свою за Них, я уверен, многие с величайшей готовностию пошли бы на этот подвиг любви

Я знаю многих из нашей братии старцев и простых иноков, которые горячо и пламенно молятся Царице Небесной и Преподобным Сергию и Герману о даровании победы нашему Христолюбивому Воинству и которые каждый молитвенный поклон пред ракою св. мощей Угодников Божиих сопровождают горячею мольбою за Верховного Водителя нашего Воинства.

Поведаю попутно следующее трогательное повествование, внушающее несомненную надежду, что мы не одиноки в этой войне: среди земных союзников у нас есть Союзники Небесные, непреодолимая мощь Которых не может равняться армиям всего мира.

Один из иноков нашей обители, старец тихий, кроткий и смиренный, с особенной горячностью молитвы, всегда молится за Русское Воинство и просит Царицу Небесную и Угодников Божиих о ниспослании помощи Свыше в деле конечной победы над врагом. Однажды, после такой молитвы, представилось его взору громадное поле битвы с необозримыми рядами войск. В стороне Русского Воинства уже в самом воздухе реяла благодать Божия, было светло и отрадно. Сама Царица Небесная находилась тут же, помогала нашим раненым и с жезлом в руках отгоняла нападающие полчища врагов, которые от Ее мановения разлетались как пыль, и где Она водружала Свой жезл, это место было уже недосягаемо для врагов, и невзирая ни на какие усилия, они не могли его ни перейти, ни обойти. Вместе с Божией Материю русским помогали Святители Московские Петр и Алексий, с множеством мучеников, которые с крестами и посохами в руках также отражали вражеский натиск. Затем тут же в рядах Русского Воинства в белоснежной одежде и на белом коне разъезжал Царь-Мученик Александр II, ободряя и помогая нашим воинам. В это время со стороны вражеской, окутанной мраком, с сатанинской яростью, с адским воем, шумом и страшным грохотом устремлялись на наши воинства бесчисленные полчища врагов, но адская злоба их была бессильна, так как не могла одолеть силу Всесильного.

Этот рассказ мне поведал о. Ф (имя затерто — прим. «Ахиллы»), но назвать инока, видевшего замечательное видение, он не может, так как связан клятвою молчания не обнаруживать его имени, говорит только, что названный инок истинный раб Божий, смиренный и молитвенный, он, по его словам, заслуживает глубокого уважениям и доверия.

Нам думается, что самый ход настоящей войны заставляет предполагать несомненную помощь и благоволение Свыше: наше Христоносное Воинство, предводительствуемое Христианнейшим, Глубоковерующим и Богопреданнейшим Великим Князем Николаем Николаевичем, кроме чудес сверхгеройства, беспримерной храбрости и сказочной удали, проявило столько великих подвигов любви, милосердия и сострадания к своим врагам, запятнавшим себя чудовищными зверствами, что несомненно Царица Небесная и весь сонм Угодников Российских с нами и за нас: с нами и за нас сама истина, которая сильнее всего, по слову Писания.

Если современный Берлинский Навуходоносор, в безумной гордости, вызвал вселенское кровопролитие, то он этим призвал на главу свою Божеское проклятие и человеческое презрение во веки веков, как и Священное Писание свидетельствует: «проклятие Господне на дом нечестивого… над кощунниками Господь посмеивается», «кощунник — мерзость для людей», «надменный злодей — кощунник имя ему, действует в пылу гордости» — вот достойные наименования безумия немецкого кайзера! Его дикие полчища, отбросившие всякий страх Божий, всякую добродетель, всякий стыд и которые так жадно приняли всякую помощь сатанинскую: ложь, обман, клевету, насилие, воровство, всевозможные кощунства и преступления, эти окаянные изуверы, обожествившие свою человеческую силу, несомненно будут считаться с силою Божиею, которая в конец сокрушит их.

Если такова характеристика наши врагов, не желающих равенства, пламенеющих сатанинскою яростью и измышляющих чудовищные вооружения, то насколько несравним наш Русский народ, в его смирении и Богопреданности: Да Будет Воля Твоя — вот любимое выражение нашего Христолюбивого народа-Богоносца; этим выражением молитвы Господней исчерпывается формула русского народного настроения, особенно в переживаемые дни. Действительно, ни один народ своим бытом и своею историею не прочувствовал этого выражения столько глубоко и полно, как русский. Наполеон погиб именно потому, что его гений сокрушился не столько о вещественную мощь России, сколько о нравственную силу Русского народа: о его смирение и веру. Россия — держава христианская не только в силу Православия своих верований, но и по той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Русское царство — край долготерпения, русский народ — народ Богоносец, народ-подвижник, страстотерпец-народ.

И вот этот-то народ, из которого составляется Святая и Святолюбивая Русь и является победителем надменных швабов. Буди, буди!!!..

Доблестные Черногорцы такой храбрый, неустрашимый и мужественный народ, что мы не сомневаемся в их победе, да и Господь поможет им.

Очень радостно для нас слышать, что Великий Князь Петр Николаевич поправляется здоровьем, слава и благодарение Господу!

У нас, благодаря Бога, все мирно и благополучно.

Поручая свое недостоинство Вашим праведным молитвам, с горячею любовию во Христе остаюсь навсегда Вашим покорнейшим послушником.

/подпись/ недостойный монах Иувиан**.

Валаам,

14 ноября 1914 года».

В конце письма приписка: «Верно: м. Иувиан. 7 апреля 1934».

*Иеромонах Георгий (Хробостов, в миру Григорий, в схиме — Ефрем) родился в 1871 г., в простой семье. Его восприемниками в крещении были жена великого князя Николая Николаевича (старшего), великая княгиня Александра Петровна, принцесса Ольденбургская, и ее младший сын великий князь Петр Николаевич.

В 12 лет сбежал из дома на Валаам, постриг принял в 24 года. В начале ХХ века служил на подворье в Москве, затем на учебном крейсере, после на двух карельских приходах. В 1907 году был вызван в Петербург, стал духовником великих князей Николая Николаевича (младшего) и Петра Николаевича, своего крестного.

В 1914 году некоторое время находился в Ставке рядом с верховным главнокомандующим великим князем Николаем Николаевичем.

На Валаам вернулся в 1914 году, схиму принял в 1919-м. В 1925 году стал духовником братии и оставался им до своей смерти в 1947 году. Похоронен в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

**Автор письма — монах Иувиан (Красноперов, 1880-1957), «валаамский летописец». Работал в монастырской канцелярии и после управлял ею в период с 1900 по 1917 гг., потом с 1918-го по 1922-й. Вел обширную переписку (одним из его адресатов был девятилетний Алеша Ридигер, будущий патриарх), собирал сведения о монастырских подвижниках. Вел научные наблюдения над атмосферными осадками и уровнем воды в Ладожском озере на протяжении почти сорока лет.

Похоронен в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Иллюстрация, слева направо: монах Иувиан (Красноперов) и иеросхимонах Ефрем (Хробостов)

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: