Виртуальный мир и настоящий Бог. Или наоборот?
17 февраля 2020 Григорий Нефедов
Прочитал на «Ахилле» небольшую заметку про литургию по интернету, а также комментарии в соцсетях портала по этой теме. Не могу сказать, что я прямо фанат или сторонник подобной литургии (по своим причинам), но общий настрой комментариев меня удивил: «бред», «чушь», «фантастика» и подобное. Смысл такой: «виртуальное», «интернетное» в религии — неправильное, невозможное, ненастоящее, а вот настоящее и Богом заповеданное — это как мы привыкли: находиться телесами в одном месте (умом, правда, можно блукать где угодно, хоть на Марсе), батюшка в алтаре, одна чаша, хором «Верую» и гуськом к причастию — вот это правильно, канонично, законно, и думать иначе запрещено, ересь.
Удивительно. Люди, вы в каком веке живете?.. Как вы измеряете настоящесть или мнимость «виртуального» и «реального» мира? Что такое реальный мир, например, в России? Оглянитесь вокруг себя и спросите: почему же современные молодые россияне так любят виртуальный мир? Не потому ли, что там они свободны, там находят друзей, любимых людей, интересные занятия, собственный способ заработка — на себя, благодаря своим знаниям, умениям и стараниям, а не вот это — устройся на «настоящую» работу, вставай в шесть утра, трясись в автобусе или в метро к восьми на работу, где за гроши вкалывай на дядю, терпи унижения, работай сверхурочно забесплатно, а то «на твое место целая очередь, не нравится — вали!», копи стаж для пенсии, которую к твоей старости вообще отменят… — это, что ли, «реальность», на которую вы предлагаете променять «мнимость» виртуальной жизни нынешним молодым людям?
Или откройте глаза пошире и посмотрите вокруг себя (опять про Россию говорю): вот эта унылая мегапомойка — это «реальность»? Этот сплошной, извиняюсь, «шиес»? В смысле, это конечно реальность, но вот «настоящее» ли это, истинное ли, то, чему надлежит быть? Или это морок, дурной сон, порождающий чудовищ, — чудовищ российской власти, российского правосудия, российских дорог, российской медицины и проч. и проч.?
Раньше люди убегали от подобной «реальности» в «виртуальный» мир книг — сказки, фантастика, приключения, Майн Рид да Жюль Верн, детективы да исторические романы — туда, где можно плавать на «Наутилусе», исследовать затерянные острова, путешествовать к центру земли или на другие планеты… Потому что тоталитарная советская реальность была хуже ада, бесконечная серость, тоска и липкий страх, когда нельзя думать и говорить то, что думаешь, а только терпеть, смиряться и покоряться начальству.
А ваш нынешний бог — не такой же? Он реальный или виртуальный? В какого бога верят современные православные в России? В Христа — Освободителя от страха, рабства и унижения, или в того же совкового бога-начальника, бога-секретаря парткома, бога-генерала, бога-мили/полиционера? Судя по регулярным новостям от РПЦ, которые передает «Ахилла», — именно второе.
Это он, второй бог-начальник велит вам собираться внутри четырех стен, как зэков внутри периметра, это он ставит над вами надзирателей-епископов и попов, как офицеров над солдатами или охранников над заключенными — чтобы контролировать, руководить, заставлять жить по уставу-типикону, хотя в реальности этот устав только на словах, а на деле — дедовщина и деспотизм начальника, который крутит законами-канонами как ему выгодно — по «икономии» или «акривии», то есть по собственному желанию.
А разве настоящий Бог связан нашими законами и канонами? Разве Ему так важно, чтобы Его чада в обязательном порядке толпились в одном загончике с золотым куполком в ограде РПЦ? Разве Ему трудно объединить людей в «духе и истине», а не «в храме сем или на горе сей»? Что для Него виртуальность, а что реальность? Разве для Бога интернет — это какая-то мнимость, обман, морок? Или это всего лишь обычное современное средство коммуникации, помогающее объединять людей, в том числе и «в Боге»?
Почему Бог не может услышать литургию-«общее дело» по интернету? Мы, люди, можем провести онлайн-трансляцию или онлайн-конференцию, а Богу разве это препятствие? Почему Бог затруднится освятить вино и хлеб в разных частях света одновременно (при этом у людей будет разное человеческое время — у кого утро, у кого вечер)? Разве христианство не учит, что у Бога — одна Литургия, один Хлеб, одна Кровь, просто верующие в свой конкретный человеческий момент приобщаются к Единому Таинству? Неужели Бог настолько зависим от «византийщины», томов канонического права, преданий старцев-святых отцов, уставов поместных церквей или привычек бабушек сельского храма? Или Ему возможно все, в том числе и позволить людям объединяться виртуально и служить «литургии по интернету» — в истинной любви к настоящим друг другу и настоящему Богу?
Мне кажется, те, кто говорят «бред», «чушь», «ересь» про такое — просто унижают настоящего Бога или верят в «виртуального» бога-замполита.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)