Вирус и евхаристическая чаша: проблема предсказуемого чуда

26 марта 2020 священник Федор Людоговский

Меня просили написать о литургии (евхаристии, причащении и т. д.). Тема потенциально больная, чреватая оскорблением различных чувств, так что еще не поздно этот пост пролистнуть. Ну а если не боитесь оскорбиться — что ж, читайте.

Повод тут понятно какой — вопрос о том, можно или же нельзя подцепить вирус во время причастия. Естественно, более интересной мне здесь представляется точка зрения, согласно которой у вируса нет шансов. Обоснование известно: в евхаристической чаше — тело и кровь Христа, т. е. сам Бог, а какой же вирус устоит перед Богом?

Я не хочу оспаривать такой подход (это сделали уже другие, гораздо более подкованные люди). Мне же, напротив, хотелось бы понять, что стоит за такой картиной мира и каковы следствия подобного видения.

Для начала сформулирую наиболее радикальный вариант этой точки зрения. А именно: в таинстве евхаристии хлеб и вино перестают быть хлебом и вином — они пресуществляются (прелагаются) в тело и кровь Сына Божьего. А то, что они по-прежнему выглядят как хлеб и вино, — это лишь видимость. «На самом деле», «по своей сути» — это уже нечто совершенно иное.

Повторяю, это крайний, радикальный подход, он не всеми разделятся даже в РПЦ. Но, как мне представляется, лишь он дает возможность говорить о том, что в чаше — Бог, что в потире — опаляющий божественный огонь, который попаляет всякую нечистоту, болезнь и т. п.

Но тогда возникает вопрос: с чем же мы имеем дело? Каковы механизмы и каковы условия подобного превращения (пресуществления)?

По всей видимости, здесь следует говорить о регулярно происходящем чуде. В каждой православной (читатели, мыслящие более широко, могут подставить слово «христианской») церкви, на каждой литургии регулярно, предсказуемо и неизбежно происходит радикальное нарушение законов природы: хлеб и вино становятся телом и кровью Христа.

Само по себе нарушение законов природы, с точки зрения рационального мышления, с позиций сциентистского подхода, — явление невозможное. Мы можем говорить лишь о том, что за известными нам законами природы скрываются другие, пока что нам неизвестные. И вот они-то и объясняют все странности, случающиеся в этом мире. Так что сейчас мы не все можем объяснить, но когда-нибудь наука истолкует нам и эти так называемые чудеса.

Естественно, верующий человек может возразить, что наука — это одно, а вера — иное, и что он так верит, а потому покорнейше просит науку не вторгаться не в свою епархию. И он будет по-своему прав и логичен.

Но вот тут-то мы подходим к самому главному. Во что же именно верит наш правоверный православный христианин? А вот ровно в это он верит: что за литургией всякий раз происходит предсказуемое и неизбежное чудо.

Что нужно для совершения этого чуда? Во-первых, нужен каноничным образом рукоположенный священник, не находящийся под запретом и уж тем более не изверженный из сана. Во-вторых, необходимо, чтобы этот священник правильно читал правильные слова из правильной книги. В частности, крайне важно, чтобы он правильно прочел так называемую тайносовершительную формулу. И вот тогда (можно добавить и другие детали, но главное я назвал) — вот тогда таинство совершится и чудо произойдет.

Итак, с чем мы имеем дело? Мы имеем дело с убеждением, что чудо совершает человек (ну или оно совершается через человека), над которым в свое время другой человек правильным образом совершил определенные священнодействия и который в правильном месте в правильное время произносит правильные слова.

Не знаю, как вам, но мне видится, что это магическое сознание. Здесь Бог с его свободной волей совершенно вынесен за скобки. Здесь вынесен за скобки и человек с его интенциями, с его нравственным состоянием, с его верой (или сомнениями, или безверием). Неважно, какова твоя жизнь; неважно, как ты веришь; неважно, о чем ты думаешь во время службы. Важно, чтобы ты, жрец, произвел нужные манипуляции — а уж Бог подчинится, никуда не денется, и в очередной раз нарушит им же установленные законы.

Вот такая получается картина. Кого-то она шокирует, кто-то, напротив, с радостью признает ее своей, а кто-то, вероятно, скажет, что автор передергивает. Но мне это представляется именно так: представление о том, что вирус не может выжить в евхаристической чаше, при внимательном рассмотрении оказывается проявлением чисто магического, языческого сознания, упраздняющего и Бога, и человека, и живую связь между ними.

Но, слава Богу, это не единственно возможное понимание евхаристии. На днях постараюсь изобразить альтернативу.

Источник

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: