Владимир Легойда: Я лично, отстаивая позицию РПЦ, присутствую во всех популярных соцсетях

17 декабря 2019 Алексей Плужников

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и.о. пресс-секретаря патриарха Кирилла Владимир Легойда дал интервью Федеральному агентству новостей, в котором, в частности, привел статистику по публикациям СМИ об РПЦ.

Согласно этой статистике, количество материалов о церкви в СМИ за последние десять лет выросло в 10 раз. Легойда считает, что это происходит «в том числе, в силу активности Русской православной церкви» (то, что в последние десять лет большинство СМИ перешли на интернет-вещание и количество блогеров выросло в десятки раз, Легойда оставил за скобками).

Также Легойда вновь отметил, что «в процентном соотношении негативных публикаций осталось примерно столько же, сколько и было — 3-5% (за исключением неких информационных всплесков, когда процент поднимается немного выше). Основной массив информации носит, я бы сказал, нейтрально-положительный характер».

Как слова Легойды о таком низком проценте негатива в адрес РПЦ сочетаются с заявлениями того же патриарха Кирилла, что идет постоянная информационная война против РПЦ — непонятно.

Так же уклончиво глава синодального отдела определил количество верующих адептов РПЦ — вроде бы их количество растет, но при этом — за количеством мы не гонимся:

«Число верующих и воцерковляющихся резко росло в первой половине 90-х годов по понятным причинам: после негласного запрета в церковь разрешили ходить всем желающим. Это был неожиданный для кого-то процесс, но он был объясним. И сейчас число верующих растет, несмотря на все разговоры о том, что в последние годы на Рождество и на Пасху, на праздничные службы приходит меньше людей. Это не имеет отношения к реальности. Тем более, что для церкви главное не это.

Церковь никогда не гналась за количеством ради количества. В Евангелии существует осмысление церкви как малого стада. И понимание, что много званных, да мало избранных, никуда не девается. Мы понимаем, что эта, условно говоря, попса может легко собирать стадионы. Церковь собирает души и собирает другими способами».

По словам Легойды, количество воцерковленных можно подсчитать по количеству причащающихся, мол, каждый настоятель ведет подсчет «голов» причастников, но, насколько известно Легойде, «централизованно» эти сведения о причастниках «не собираются». И.о. пресс-секретаря патриарха мог бы тогда поинтересоваться у своего непосредственного начальника, зачем тогда настоятели ведут подсчет причастников — скуки ради или из любви к математике. Также он мог бы спросить о тех метрических книгах (о погребении, крещении, венчании, богослужебный журнал, куда и заносятся данные о количестве причастников), которые несколько лет назад в обязательном порядке, централизованно закупались всеми настоятелями, и об отчетах, которые настоятели ежеквартально строчат в епархию (часто просто копируя прошлогодние данные, потому что никто эти отчеты всерьез не читает).

Себя Легойда привел в пример в качестве представителя РПЦ, который общается с людьми в соцсетях по актуальным вопросам:

«Я лично, отстаивая позицию РПЦ, присутствую во всех популярных соцсетях. Веду страницы и общаюсь с людьми по самым актуальным вопросам. Я понимаю, что информационная среда сегодня устроена таким образом, что каждый выбирает свои источники информации. При этом их можно так ловко выбрать, что ничего настоящего ты о церкви знать не будешь. А те источники, которыми ты пользуешься, транслируют искаженную или откровенно лживую информацию о церкви».

Загляните в соцсети Легойды и посмотрите, как именно он общается с людьми и главное — с какими людьми. Например, многие люди, даже очень известные в церковной среде, в фейсбуке регулярно тегают Легойду, когда возникает скандал или требуется разъяснение официального представителя РПЦ. В подавляющем большинстве случаев глава по общению с обществом просто игнорирует такие запросы, особенно если они ему или его начальству неприятны, а в своем фейсбуке только рекламирует «Парсуны», которые он записывает с известными людьми, на критические вопросы в комментариях под своими записями практически никогда не отвечает; в телеграме же хвалится дружбой с пропагандистами Владимиром Соловьевым и Маргаритой Симоньян, поздравляет мерзейший телеканал «Царьград» с юбилеями, постит афоризмы, цитаты классиков и «умников» да делится «сетевым юмором» со страницы того же Соловьева, типа такого:

В общем, «все животные равны, но некоторые равнее» для спикера РПЦ.

Ну и конечно Легойда в интервью вновь повторил излюбленную мантру о том, как недоумки могут спросить у ясеня яндекса о «добрых делах РПЦ»:

«Когда меня такие люди с пафосом спрашивают, какие добрые дела делает церковь, я отвечаю: „Господь Бог дал вам „Яндекс“ и Google, научитесь уже, наконец, ими пользоваться. В несколько кликов в первых 20 ссылках можно увидеть и понять тот огромный объем работы, которую ведет Русская православная церковь“».

Как очередного педофила-попа арестовали — так это конкретный негодяй, который может быть хоть сантехником, хоть шофером, да и вообще он уже в запрете и уволился позавчера. А как добрые дела, то тут только оптом считается — в профит патриархии.

По поводу православных СМИ Легойда тоже ответил в своем стиле, двояко-впукло: таких СМИ нету, но есть:

«Не существует никаких православных СМИ, как не существует православных летчиков или стоматологов. Вот если бы, допустим, сейчас нас фотографировал не ваш фотограф, а фотограф синодального отдела, вы думаете, он как-то по-особому снимал бы, крестил объектив? Православным может быть человек, поскольку это определяет его веру и мировоззрение, но не профессию.

Правда, могут быть православными и СМИ. Но тот же „Спас“ или журнал „Фома“ называются православными именно потому, что они принадлежат Русской православной церкви, и на них верующие журналисты обсуждают все те же проблемы, что и другие СМИ, но с православной точки зрения».

Да и ток-шоу православные каналы не снимают, точнее, снимают, но не такие, а эдакие — достаточно зайти на телеканал «Спас» и насладиться пропагандой милитаризма и прочей благодати у госпожи Жосул:

«Поэтому я не понимаю, почему православные телеканалы не могут проводить ток-шоу или пользоваться какими-то иными современными телевизионными форматами. Другое дело, что нормальные форматы неправильно используются на некоторых телеканалах.

Скажем, что такое ток-шоу? Это просто передача, где есть ведущий, который дает людям высказать разные точки зрения. Но сегодня ток-шоу ассоциируются у нас в основном с криками, оскорблениями. Люди там орут, даже не пытаясь услышать друг друга. „Спас“, используя формат ток-шоу, пытается показать, что таким образом собеседника можно услышать. Или те же самые реалити-шоу. У нас уже сформировалось представление, что это непременно подглядывание, подслушивание чего-то пошлого, неприличного. Но такого на „Спасе“ или каких-то иных подлинно православных каналах, конечно, никогда не будет. Но при этом для того, чтобы быть интересными и конкурентоспособными, они должны использовать современные форматы подачи информации», — сказал Легойда.

Напомним, что только недавно «Спас» рекламировал съемки реалити-шоу о монастырской жизни, которое предполагалось снимать в Ниловой пустыни на озере Селигер. Правда, потом от съемок в этой обители было решено отказаться.

В общем, очередное лицемерное, уклончивое интервью спикера РПЦ удобному СМИ с общим смыслом: у нас все отлично, только светский мир не понимает Церковь (легкий вздох снисходительного сожаления), 3-5% негодяев на нас нападают, но мы будем работать над этим, мир, любовь, благодать и осанна патриарху Кириллу и добрым делам Церкви. Ну и я, Владимир Легойда, такой милашка — «придумайте подпись к моему фото?» или «следите за руками» (любимые кокетливые фишки Легойды в фейсбуке):

фото: Владимир Ештокин

Иллюстрация: Владимир Легойда с митрополитом Екатеринбургским Кириллом (Наконечным), фото со страницы фб В. Легойды

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: