Возможна ли демократия в Церкви?

26 ноября 2019 Владимир Волгин

В последнее время появилась масса публикаций о невозможности и даже антиканоничности демократического устройства в Православной церкви. Так, протоиерей Владислав Цыпин заявляет, что «каноны не полагают церковного управления на демократических началах… внутри Церкви демократии вообще быть не может». Концепция эта совершенно удобна для епископата РПЦ, и странно было бы услышать другое от профессора МДА — главной кузницы архиерейских кадров, иначе он бы повторил судьбу своего бывшего коллеги протодиакона Андрея Кураева, вылетев из Академии.

Между тем демократия была не только в церкви эпохи семи вселенских соборов, она была… и в Российской православной церкви до 1917 г., просто сегодня об этом не принято говорить, и тоже понятно почему. Так, в ранней церкви епископы, священники и диаконы были избираемы, и только после этого епископы поставлялись собором епископов, священники и диаконы — архиереем. Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорит в одной из своих работ о необходимости восстановления этого обычая.

В Российской империи в результате либеральных реформ 1860-х гг. возникли благочиннические и общеепархиальные съезды духовенства. Предметом деятельности этих съездов было изыскание мер к устранению недостатков в церковной жизни в рамках как всего благочиния, так и отдельно взятого прихода. Они имели право обсуждать экономические вопросы, организовывать сословную взаимопомощь, а также осуществлять контроль за этой деятельностью посредством ревизий и проверок. Съезды могли образовывать различные комиссии, которые контролировали деятельность епархиальных предприятий.

Многие епископы в своих епархиях пытались оказывать давление на епархиальные съезды. Случалось, что они вызывали председателя и «рекомендовали» ему провести то или иное решение. Предложение епископа проходило, председатель и секретарь съезда подписывали протокол, но 2-3 священника заявляли особое мнение, и под этим мнением, расхрабрившись, подписывалось больше половины присутствующих. Вопрос проваливался не просто, а с треском. Свидетельства об этом хранятся в архивах областных центров.

Согласно постановлениям Поместного Собора 1917-1918 гг., Поместные Соборы должны были созываться не реже одного раза в три года. На Соборе избирался патриарх, Священный Синод, а также все члены Высшего Церковного Управления. В состав Высшего Церковного Совета входили патриарх как председатель, три епископа из состава Священного Синода, один монах, шесть членов из духовенства и шесть мирян (сейчас только один).

Я не идеализирую церковную демократию в Российской Империи, констатирую только то, что свобод, прав и возможности защищать своё мнение у духовенства после отмены крепостного права было намного больше, чем сейчас.

А возможна ли сейчас демократия в нашей церкви? Нет. В современном Уставе РПЦ сказано, что Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. Какова периодичность этой необходимости — неясно. Понятно, что архиереи, созывая собор и формируя его повестку, никоим образом не позволят создавать какие-либо институты контроля над епархиальными учреждениями со стороны не то что мирян — собственного духовенства, продолжающего оставаться на положении полукрепостных. Их можно публично обругать, унизить, оскорбить, неугодных отправить в глухой деревенский приход. Отсюда и такое поведение архиереев. Управы-то на них никакой нет. Вот и изгаляются кто как хочет, у кого какая фантазия придёт. Один свою фотку впаривает настоятелям за 1200, другому туалет персональный подавай в светском вузе, третий догмат непогрешимости на себя примеряет.

И это ещё цветочки. Абсолютная власть и развращает абсолютно. И протодиакон Андрей Кураев так и останется Дон Кихотом, сражающимся с ветряными мельницами, пока эта ситуация абсолютной неподконтрольности и закрытости от церковного сообщества будет продолжаться.

Те же архиереи, кто ведёт себя просто по-человечески со своим духовенством, остаются «чужими среди своих». Взять хотя бы того же митрополита Тихона Шевкунова, которого отправили из Москвы в почётную ссылку в Псков, пусть даже с повышением в сане. А покойный митрополит Иоанн Снычёв, который мог приехать к настоятелю строящегося храма и дать ему конверт с деньгами на стройку, сам ходил в штопаных рясах и подрясниках — его же свои собратья-архиереи чуть ли не юродивым за это считали.

А что же наше приходское духовенство? Оно разделено. Расслоение по имущественному признаку налицо. Настоятели богатых храмов не стесняются выставлять свою роскошь напоказ, а служителям бедных деревенских приходов подчас не на что купить новую одежду для своих деток. Настоятелям городских приходов и без демократии хорошо, а бедных деревенских — не до неё просто, детей бы прокормить да жену.

Вспоминаю анекдотичный случай во время своей работы в семинарии. Передо мной молодой священник, настоятель самого отдалённого прихода в епархии с полутора прихожанами, обсуждаем тему диплома. Я ему говорю: давай с тобой об элементах церковной демократии в Российской Империи во второй половине ХIХ века напишем, о епархиальных и благочиннических съездах в нашей епархии, архивы есть, там стенограммы, интересно, перспективно! Студент краснеет, потом бледнеет, дрожащим голосом говорит: не поймут… сошлют! — «Куда тебя ссылать, дальше твоего прихода же ничего нет!» — «Они найдут…»

Даже несмотря на то, что епархиальные советы обладают правом совещательного голоса при своём архиерее, ни на одном епархиальном сайте я не нашёл там ни одного мирянина — и тоже понятно почему: чтобы не выносить сор из избы. Всё-таки мирянин, даже если в доску свой — он не так зависит от архиерея, как священник, а тем более монах.

Вот и слушаем по ТВ нашего блаженнейшего митрополита, искренне считающего рукоблудие главной проблемой современного общества, — им, архиереям, удобно такие проблемы ставить, их же, наверное, и решать куда проще.

Мне хотелось бы узнать мнение своих собратьев-пастырей по этой проблеме: а как вы считаете, в нашей Церкви демократия когда-нибудь возможна?

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: