Возможный чин таинства погребения
20 июня 2019 Дмитрий Вайсбурд
Недавно меня пригласили на братскую встречу на тему «Таинство погребения». Оказывается, до XII века погребение было таинством. А потом это не просто забыли, но и существенно исказили сам смысл христианского погребения. Вразумительно это описано в статье о.Георгия Кочеткова. Там же есть краткое описание древних погребальных чинов (к сожалению, сохранилось их весьма немного). На этой же встрече народ задумался о возрождении этого таинства в православной церкви. Просмотрев эти чины, я пришел к выводу, что ни один из них, на мой взгляд, для этого не подходит. И тогда сочинил свой.
Если на литургии
Перед началом службы братия (те, кто собрался погребать усопшего, в нормальном случае — члены общины) приносят покойного в храм (в гробу или на носилках) и ставят в притворе (на лавку или две табуретки), открыв крышку гроба и вложив в руки покойного просфору, а на грудь поставив сосуд с вином. (Сосуд должен быть такой формы, чтобы вино не проливалось при переноске. Если его нет, можно положить в гроб распечатанную и заткнутую пробкой бутылку.)
Литургия начинается как обычно. После 3-й молитвы «Яко благ и Человеколюбец…» поются «Непорочны» (избранные стихи псалма). Затем малая заупокойная ектенья и молитва «Боже духов и всякия плоти…». Затем «Блаженны» и малый вход обычным порядком. Если есть праздничные чтения, то к ним присоединяются 1Фес. 4:13-17 и Ин. 5:24-30. Если нет, очередные чтения отменяются и эти читаются вместо них (впрочем, можно подобрать и более подходящие чтения).
Далее все обычным порядком до великого входа. После молитвы «Яко да под державою…» поется «Со духи праведных…». В это время братия выходит в притвор, вносит усопшего в храм и поставляет перед амвоном (на место праздничной иконы, которая отставляется в сторону), а дьякон выходит царскими вратами на амвон с кадилом и тарелочкой и кадит на это шествие. После этого старший из братии берет из гроба просфору и вино и кладет на тарелочку дьякону. Дьякон входит в алтарь царскими вратами и отдает тарелочку священнику.
Священник подходит к жертвеннику и с пением «Со святыми упокой…» (всем клиром) снимает покровцы, вынимает из погребальной просфоры частицу и полагает ее на дискос впереди всех остальных. Затем вливает немного вина из погребального сосуда в потир, вновь закрывает покровцы и, под пение трегубого «Господи помилуй» выйдя царскими вратами с тарелочкой, подходит к покойнику и возглашает «Во блаженном успении…». А пока все поют «Вечную память», трижды осеняет покойного крестным знаменьем этой тарелочкой, после чего отдает ее старшему из братии для употребления просфоры и вина на поминальной агапе (поминках) и возвращается в алтарь боковыми вратами.
Далее Херувимская и великий вход как обычно. На анафоре при поминовении усопших отдельно поминается новопреставленный.
Если треба
В дом, где лежит новопреставленный и собралась братия, приходит священник и, если у них нет просфоры и вина, приносит их с собой и кладет в гроб. Также священник приносит с собой дароносицу с небольшим (на несколько граммов) пузырьком. На стол стелется чистая скатерть, на нее кладется илитон с антиминсом.
«Благословен Бог…», Трисвятое — «Отче наш» Затем поются «Непорочны» (избранные стихи псалма), потом сугубая заупокойная ектенья и молитва «Боже духов и всякия плоти…».
Вонмем. Прокимен «Блажен путь…» и чтение: 1Фес. 4:13-17. Затем Аллилуия, «Блажен, его же избрал…» и чтение: Ин. 5:24-30, и проповедь.
Далее под общее пение «Со духи праведных…» священник разворачивает илитон и антиминс, а старший из братии берет из гроба просфору и вино и на тарелке или подносе отдает священнику.
Затем священник с пением «Со святыми упокой…» вынимает из просфоры частицу и кладет в дароносицу. Также отливает немного вина в пузырек и тоже кладет в дароносицу.
(читается 90 псалом)
Затем священник с тарелкой (подносом) с просфорой и вином подходит к усопшему и возглашает: «Во блаженном успении…». А пока все поют «Вечную память», трижды осеняет покойного крестным знаменьем этой тарелкой, после чего отдает ее старшему из братии.
Затем обычный отпуст и благословение поминальной трапезы (если готово).
После этого на ближайшей литургии во время проскомидии после всех поминовений (перед покрытием Даров) священник вынимает из дароносицы частицу просфоры и пузырек с вином и со словами: «Помяни, Господи, новопреставленного имярек и сотвори ему вечную память» полагает частицу на дискос, а содержимое пузырька вливает в потир. Затем покрывает Дары и далее как обычно.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)