Взять под контроль вдовых, целибатных, разведенных, монашествующих…

17 июля 2020 Ахилла

В связи с историей зачисления в братию монастырей двух известных священников Твери — вдового протоиерея Георгия Белодурова и целибатного протоиерея Вячеслава Баскакова, нам напомнили о недавно появившемся документе Патриархии, касающемся викариатств Москвы, но, по всей видимости, распространенном на всю территорию РПЦ.

В этом документе, по благословению патриарха Кирилла, предлагается викариям Московской городской епархии «взять под особый контроль и попечение» вдовых, разведенных, целибатных и монашествующих клириков, которые служат на приходах. Особое внимание следует уделить тем, кому еще нет 60-ти лет.

«Следует выяснить, — говорится в документе, — где и с кем они проживают, у кого духовно окормляются». Требуется также узнать, бывают ли иеромонахи, служащие на приходах, в своем монастыре, общаются ли они с братией. Рекомендуется каждого такого священноинока приписать к одному из ставропигиальных монастырей. Те же монахи в священном сане, кто хочет быть зачисленным в Московскую городскую епархию, должны понимать, что места на приходе им не видать — только в один из монастырей.

Практика служения иеромонахов на приходах была широко распространена в РПЦ в последние два-три десятилетия. Многие монахи категорически не желали служить и жить в монастырях, зато с удовольствием жили на собственных квартирах, служа настоятелями сельских или городских приходов.

В девяностых годах была широко распространена практика рукоположения целибатом юношей 18-25 лет, после их заставляли принимать постриг. Немалое количество таких «монахов» впоследствии расстриглись, женились и ушли в мир.

Практика же принудительного пострига и отправления в монастырь вдовых священников новая, вернее, реанимируется старая, которая была распространена до ХХ века. Были времена, когда вдовый священник вообще терял право служить, если он не принимал пострига. В ХХ-ХХI веках эта практика смягчилась, и вдовые священники продолжали служить в своем положении.

Разведенные священники в принципе не должны продолжать свое служение, даже если развод произошел по вине жены (потому что такие священники показывают дурной пример пастве, как не справившиеся с управлением «собственным домом»), некоторые ригористически настроенные архиереи таких священников отправляют в запрет или за штат, переводят в пономари или чтецы, но чаще епископы закрывают на это глаза, и разведенные священники продолжают свое служение, порой их переводят на другой приход, где паства не знает семейную историю клирика. Нередко такие священники заводят новые семьи, на существование которых епархиальное начальство закрывает глаза до поры до времени — до тех пор, пока не понадобится «прижать» «грешного» клирика за непослушание.

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: