Я/МЫ АКАДЕМИЯ?

16 июля 2019 Олег Курзаков

Читаю комментарии моих знакомых по МДАиС под новостями об оптимизации духовных школ. О, дорогие мои, вот и вы теперь познаете это дивное слово и будете в общегосударственном тренде. Последний год как учитель живу в процессе оптимизации своей школы. Сколько лжи, обмана и подлости от церковных чиновников вам еще придется увидеть, даже не сомневайтесь! Ибо никакая оптимизация на Руси без сего не случается.

Пять лет я жил и учился в стенах Московских духовных школ, жена моя 10 лет работала в Академии. После моего ухода из священства большинство просто перестали общаться с нами. Но я по-прежнему, как бы ко мне ни относились и ни обзывали иудой, люблю, уважаю и ценю многих из тех, с кем в те годы общался. Дороги мне и сокурсники, и преподаватели. Просто знайте это, когда будете комментировать эту статью. И хочется не обидеть тех, кто мне дорог, и в то же время с годами понимаешь, что подобное желание оказывается куда худшим решением, чем попытаться назвать вещи своими именами.

Так вот. Читать эти комментарии почти что стыдно. Я знаю, что те, кто в системе, прекрасно все понимают и обсуждают на кухнях все эти хитросплетения церковной грызни, праведно возмущаются, негодуют. У кого-то рушатся или очень осложняются личные планы (как быть тем из студентов, кто дружит с девочками из регентской и иконописной школ, а теперь им надо перебираться в Москву. И выезд за пределы расположения школ возможен часто лишь раз в месяц). У кого-то теряется работа, дело и усилия жизни. Для многих нерасторжимо это понятие «Академия у Троицы». Но публично даже в комментариях придумана целая система, как бы так максимально осторожно выразить свой протест, свое робкое несогласие.

Видел несколько постов с заголовком Я/МЫ СРЕТЕНКА (и не видел пока что таких заголовков в отношении Академии). И кроме этого заголовка дальше ничего. Это предел храбрости. А что ЯМЫ? Вы издалека и внутренне про себя вместе? Морально поддерживаете? Да псу под хвост такая поддержка! Ну напишите внятно: «Мы не согласны с подобным решением… Мы считаем, что это недопустимо, потому что…»

Потом в комментариях часто встречается форма наивного недоумения. Мол, как так? Может, это неправда? Завсегдашние призывы молиться и ничего не предпринимать. Ждать, как Бог управит! И вообще все по воле Божией, надо положиться на Промысел! И все в таком духе. Все это невнятное, стыдное и малодушное бормотание начальство даже не заметит. Академии уж с 2012 года как не существует, после превращения ее в магистратуру и аспирантуру сейчас добиваются ее остатки.

Я сам никогда, будучи семинаристом, не питал какого-то пиетета к академистам. Особого усердия к богословским наукам видно там не было. Когда я поступал в 2007 году, огромное число академистов составляли какие-то сербы. Самую эпичную фразу от подобного академиста, обращавшегося к семинаристу, я как-то услышал на вечернем правиле в Покровском храме (спор шел отнюдь не о нетварных энергиях): «Я тэбэ щас фрэску атрэставрирую!» Большинство из них никаких кандидатских работ не писало и ничего по окончании не защищало.

С избранием нового патриарха о. Павел Великанов даже опубликовал статью, в которой грезил о великом будущем Академии в стенах Лавры, что должна была стать русским Оксфордом. Повторяю, уровень Академии был невысок, но были перспективы! В реальности же во внутриаппаратной борьбе патриарху Кириллу просто оказалось плевать на нее. И тогда, в 2012 году, было то́ же бормотанье. (Тогда рухнули мои планы поступать в Академию: после пяти лет учебы в семинарии, мне теперь нужно было еще два года учиться в магистратуре, чтобы потом еще два года учиться в аспирантуре. После чего быть неизвестно куда распределенным на два-три года вроде Нарьян-Мара или Дальнего Востока. И это после пяти лет светского университета.)

И поэтому я не сомневаюсь, что добьют и остатки в бездарном и бесплодном реорганизаторстве, которым, как проказой, больна патриархия. И огромнейшая доля ответственности на вас, дорогие мои, — священниках, студентах, преподавателях. Потому что сдали без боя. Потому что сперва вы согласились принять и подчиниться всей этой ереси непротивления и всепослушания, которое выше и молитвы, и поста, и Христа. Все время прикрываться святыми отцами и забыть эти слова святителя Иоанна Златоуста: «Храбр только тот, кто имеет силу внутри себя… Если бы ты даже часто терпел поражения, ты не уклоняйся из-за этого от борьбы. Не получать ран есть удел тех, кто не борется».

«А как бы чего не вышло? А что мы можем? А зачем выносить сор из избы? А зачем играть на руку врагам Церкви? А какое наше право судить священноначалие?..» Народ Божий, сегодня молчаливый и пугливый, возмущается втайне. А что могли бы? Коллективное публичное выражение несогласия всей преподавательской корпорации и студенчества. Статьи преподавателей, хотя бы «пиджачников», как свысока в той же Академии называют преподавателей-мирян, которым и терять-то особо нечего. Выражение публичной позиции верующих, у которых есть имя. Да мало ли! Чего бояться по поводу того, что подумают светские? Они уж давно подумали и не в вашу пользу, а теперь еще хуже будут думать. Новомученики публично не боялись выражать свое несогласие с политикой того же патриарха Сергия и идти за слово в лагеря.

Все это какой-то позор бесхребетности, боязливости. Все закатано тяжелым катком патриарших и архиерейских репрессий. Молчать и не сметь рассуждать! Душно и невыносимо дышать этим внутрицерковным воздухом раболепства, лжи и лицемерия. Отравляющим сознание, парализующим волю к сопротивлению несправедливости и самодурству, лишающим твердости в вере, в отстаивании дела Христова. Это, именно это и есть самое страшное обмирщение, а не джинсы, рок или Интернет.

Дальше останется только бессильно наблюдать за продолжающейся деградацией церковной жизни, угасанием церковной науки и просвещения, ростом мракобесия. Вся эта популярность ткачевых-смирновых на исходе первой четверти XXI века — прямое следствие церковного невежества. Когда слово «богослов» среди прихожан, в массе своей не способных отличить левое от правого в начатках веры, звучит как ругательство и насмешка и постоянно передразнивается как «бог ослов».

Слишком пафосно? Провокативно? Мне-то хорошо так говорить, я отрезанный ломоть, ничем не рискую. Поэтому и отрезал себя наживую, и рана эта до сих пор не заживает, чтобы иметь возможность говорить так. Хотя бы сказать, хотя бы хоть что-то сделать. Я/МЫ АКАДЕМИЯ?!

В заключение процитирую не во святых Франклина Рузвельта: «Мы не должны ничего бояться, кроме страха». И его же: «Единственным препятствием для реализации наших планов на завтра являются наши сегодняшние сомнения. Давайте двинемся вперед, вооруженные сильной и активной верой».

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: