Запорожский митрополит назвал клириков, желающих покинуть УПЦ МП, клятвопреступниками

12 декабря 2018 Ахилла

На сайте Запорожской и Мелитопольской епархии опубликован текст, за авторством митрополита Луки (Коваленко). В этом тексте митрополит рассуждает о благодати, которую получают при хиротонии священники и епископы, и о присягах — клятвах, которые те дают при рукоположении:

«Особенно необходимо отметить, что кандидат во епископы обещает ничего не делать вопреки Божественным и священным правилам, даже если этого будут требовать сильные мира сего или множество народа под угрозой смерти.

Кандидат же в священники обещается и клянется перед „Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно будет стараться проходить свое служение во всем согласно Слову Божию, правилам церковным и указаниям священноначалия“. Обещается не поступать определенным образом, чтобы соответствовать священному призванию и служению. Без воли своего архипастыря место служения, в какое будет определен, не покидать и самовольно никуда не переходить. Завершает свои клятвенные обещания целованием святынь, перед которыми присяга приносилась».

Митрополит утверждает, что Христос запрещал не вообще клятвы, а только ложные клятвы:

«Господь запрещает ложные клятвы, которые были запрещены и ветхозаветным законом. (..) В новозаветном смысле недопустима клятва святынями и своей жизнью с требованием наказания себе от Бога за неисполнение клятвы, „потому, что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным“. В словах Спасителя запрещена описанная конкретная клятвенная формула, а не клятва вообще».

Все эти рассуждения о клятвах и клятвопреступлении митрополит Лука ведет к тому, что священнослужителю, давшему клятву во всем слушаться священноначалие, недопустимо и думать о каком-либо реформировании Церкви, а уж тем более — бунтовать:

«Но, проходя ряд пастырских испытаний, священник может попадать в ловушки тщеславия, гордыни и прочих страстей, поражающих его ум и волю. Особенно опасно оказаться в плену собственных амбиций и задаться целью как-то реформировать Церковь, ее каноническое устройство или же иерархический порядок. Бунты и революции в Церкви неуместны, потому что единственно возможное революционное преобразование в Церкви — это покаянное преображение ее членов».

А самые страшные бунтовщики и клятвопреступники — те клирики, что пожелают перейти в другую «религиозную организацию». Тем самым, считает митрополит, они отрекаются от своего сана и объявляют, что их предыдущая Церковь-мать не является истинной:

«Исходя из сегодняшней ситуации, необходимо признать, что нас смущают некоторые поступки и высказывания достаточно известных священников, которые они позволяют в адрес своей Матери — Украинской Православной Церкви (к примеру — публичное снятие креста в прямом эфире одного из украинских каналов). Особенно беспокоит поведение, мотивированное темой создания ЕПЦ и желание уйти из своей Церкви, которая дала сан, награды и прочие права, связанные с пребыванием в клире.

Если клирик решил покинуть лоно Матери-Церкви, которая его родила как священнослужителя, он попросту не имеет даже морального права в дальнейшем применять к себе сан, пользоваться всем тем, что Она ему дала, т.е. оставить все, что от Нее получил. Поскольку он, уходя из клира, отрицает сам факт правомерности священнодействий Церкви, в которой он получил сан. Говоря проще, человек, ранее принявший Таинство священства, в нашем случае в Украинской Православной Церкви, затем покинувший Ее и вступивший в иную религиозную организацию, фактически заявляет о том, что Церковь, в которой он был рукоположен — не является истинной Церковью. Отсюда вопрос: если он так считает, то, логически, он и не признает Таинство Священства, которое было совершено над ним? Если так, то данный человек не имеет права ни носить одежд, указывающий на сан, ни совершать богослужений, поскольку сам, своим исходом, показывает позицию, гласящую о несостоятельности Церкви, в которой он служил. Лишь только в случае уклонения епископа в раскол или ересь, когда архиерей за такие действия будет осужден Собором епископов той Церкви, епископом которой он был — клирик должен прервать общение с ним.

…Надеемся, что понимание наказания, которое вводится в действие не от прихоти священноначалия, а в результате позорного нарушения ставленнических клятв, отрезвит некоторые горячие и мятежные умы, и не позволит дальнейшему распространению вероломных настроений, дабы всем нам в дальнейшем продолжать верно служить Богу правды».

Митрополит Лука, правда, не объясняет, как, например, относиться к тем священникам, которые покинули Церковь-мать — Константинопольский патриархат из-за событий в Украине и перешли в РПЦЗ без отпускных грамот (клирики русского прихода во Флоренции, два американских священника) — не как миряне, а как клирики, со всеми наградами и привилегиями. Ведь патриарх Варфоломей не был осужден собором епископов своей Церкви. Ранее, однако, Коваленко заявлял, что для него Константинополя теперь больше не существует и таинства его недействительны. Исходя из этой логики, всех перешедших священников из Вселенского патриархата следует не только перерукополагать, но и заново крестить. Ведь, опять-таки, согласно логике Луки, уходя от Константинополя, клирики дали понять, что Вселенский патриархат — это не истинная Церковь.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: